Тема 2 Характеристика предмета внешнеторговой операций
1. Определение предмета внешнеторговых операций 2. Жизненный цикл товара на внешнем рынке 3. Основные требования, предъявляемые к товарам, реализуемым на внешних рынках
1. Определение предмета внешнеторговых операций
В международной торговле объектами коммерческих операций являются материально-вещественная продукция (далее – товары), услуги и интеллектуальная собственность. Товар – это сложное многоплановое понятие, главным параметром, которого являются его потребительские свойства, способность удовлетворять потребности того, кто им владеет. Товар – это наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее верный индикатор экономической силы производителя, это продукт труда, производимый для удовлетворения человеческих потребностей и производственных нужд и реализуемый путем продаж. При анализе товара выделяют такие его компоненты, как функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковку, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы и инструкции и т. д. Товарная политика предполагает определенный курс действий экспортера и такие принципы, благодаря которым обеспечиваются эффективное с коммерческой точки зрения формирование экспортного товарного ассортимента и оптимальный уровень конкурентоспособности этих товаров. Все многообразие товаров, обращающихся на мировом рынке, можно классифицировать на следующие виды: • по назначению: товары потребительского спроса и товары производствен6ного назначения. • по срокам использования: товары кратковременного пользования и товары длительного пользования; товары выборочного спроса, престижные товары, предметы роскоши. • по характеру потребления и степени обработки: сырье, продовольствие, полуфабрикаты, готовые изделия, промежуточная продукция (комплектующие изделия, части, детали); • по способу изготовления: стандартная и уникальная продукция. Более общая классификация товаров, приводимая в статистике внешней торговли, делит все товары на: 1) сельскохозяйственное сырье и продовольствие; 2) топливо, минеральное сырье и металлы; 3) химические продукты; 4) машины, оборудование, транспортные средства; 5) промышленные товары народного потребления. Чаще всего под сырьем понимают лишь продукты добывающей продукции и сельского хозяйства, а под основными материалами – продукцию обрабатывающей промышленности. Существует и более широкое представление о сырье как о комплексе, соединяющем материалы, добываемые непосредственно из окружающей природы (нефть, руды, лес и т. д.) и полуфабрикаты, то есть материалы, подвергшиеся обработке, но не потребляемые как готовые продукты, а выступающие, в свою очередь, сырьем для производства готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т. д.). Статистика ООН относит к сырью продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье, каучук, лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу, текстильные волокна и другие), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы.. В то же время следует отметить, что черные металлы и продукты химии, пряжа, ткани относятся к готовым изделиям. Государственная политика внешней торговли в разных странах обычно направлена на ограничительное регулирование торговли товарами из первых трех групп приведенной классификации. Как правило, эти товары попадают под режим лицензирования и квотирования экспорта, на них устанавливаются более высокие пошлины. И наоборот, государства всячески поощряют экспорт готовой промышленной продукции с высокой степенью обработки. Импортные пошлины обычно самые низкие на сырье и полуфабрикаты, а самые высокие на готовую продукцию. Этим государство защищает внутреннюю перерабатывающую промышленность, в которой занято большинство населению и которая определяет научно-технический прогресс. Все многообразие продуктов, созданных человеческой практикой и используемых в торговом обороте, собрано в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Гармонизированная система – это многоцелевой классификатор для товаров, обращающихся в международной торговле. Ее применение: • упрощает составление коммерческих и таможенных документов; • облегчает их автоматическую обработку, упрощает сбор; • учет и сопоставление данных внешней торговли; • упрощает обмен тарифными уступками. Услуга – это комплекс действий, осуществляемых продавцом (исполнителем) по заказу покупателя (заказчика) и направленных на выполнение различного рода работ с целью содействия основным производственно-коммерческим процессам. Торговля услугами отличается от торговли товарами тем, что услуги не могут быть физически перемещены через границу, то есть услуги – это товар, не имеющий овеществленной формы. Статистическая комиссия ООН, МВФ, статистические органы ЕС и других международных организаций занимаются разработкой методологических вопросов в области статистики услуг. Выделяют следующие виды услуг: • подготовка строительных площадок; • основные строительные работы; • строительные работы завершающего цикла; • техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и мотоциклов; • услуги гостиниц и ресторанов; • транспорт, складское хозяйство и связь (включая туризм); • финансовое посредничество и связанные с ним вспомогательные ус- луги; • услуги по аренде; • услуги по использованию вычислительной техники; • научно-исследовательские разработки; • правовые услуги, услуги по исследованию рынка; • услуги по управлению производством; • инженерные услуги для различных отраслей промышленности и строительства; • услуги коммерческие прочие (посреднические услуги, услуги по переводу иностранных языков, редакционно-издательские услуги) • полиграфические услуги; • монтаж машин и оборудования; • ремонт металлических изделий, машин и оборудования; • патенты, лицензии, ноу-хау; • услуги в области образования; • услуги в области здравоохранения; • услуги в сфере отдыха, культуры и спорта.
2. Жизненный цикл товара на внешнем рынке
Жизненный цикл товара – это период присутствия товара на рынке от момента его появления до момента его полного морального износа, то есть до его вытеснения более совершенным товаром или комплексом услуг. Жизненный цикл товара включает несколько стадий, плавно переходящих одна в другую: это стадии внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада. На стадии внедрения торговля обычно убыточна, объем продаж незначителен. Товар является новинкой и потому требуется определенное время и значительные денежные затраты, чтобы доказать его коммерческие достоинства потребителю. Период роста является свидетельством признания покупателем товара, когда происходит быстрое увеличение спроса на него, растут объемы продаж и увеличивается показатель рентабельности за счет эффекта масштаба. На стадии зрелости большинство потенциальных покупателей уже приобрело товар, и темп роста продаж падает, прибыль растет медленно. Стадия насыщения наступает, когда, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателя, рост продаж прекращается. Период спада – это период резкого снижения продаж и прибыли, когда товар следует снимать с производства. В процессе планирования внешнеэкономической деятельности следует учитывать, что для экспортера только тот товар оправдывает свое существование, который за жизненный цикл в целом может обеспечить значительный объем прибыли по отношению к вложенным средствам. Экспортеру необходимо решительно прекращать сбыт товара, если его коммерческие показатели отображают переход в стадию спада. Внедрение нового товара на рынке всегда сопряжено с риском, который в зависимости от ряда неэкономических факторов может исчисляться в пределах 5-25 %. Поэтому, если предполагается начать разработку того или иного экспортного товара, необходимо выяснить, в какой стадии жизненного цикла товара находятся его аналоги, уже представленные на рынке. Если предприятие включается в производство товара, вступившего в стадию зрелости, то вели риск оказаться на рынке в момент его спада. Продолжительность всего жизненного цикла товара на рынке и его отдельных этапов для различных товаров различна, и это следует учитывать. Продолжительность жизненного цикла товара без учета его конкурентных потребительских параметров зависит от принадлежности товара к какой-либо группе в зависимости от степени переработки исходного материала. Как правило, жизненный цикл готовой продукции всегда меньше, чем жизненный цикл сырья и материалов, однако прекращение в силу радикального изменения технологии жизненного цикла какого либо фундаментального вида сырья, используемого для производства материалов для множества готовых изделий, влечет за собой изменение цикличности на всех последующих стадиях его переработки. При выработке стратегии обновления экспортного ассортимента следует сочетать в номенклатуре выпускаемой продукции несколько видов изделий, находящихся в текущий момент на разных стадиях жизненного цикла, таким образом, чтобы прибыль от внешнеэкономической деятельности была максимальной.
3. Основные требования, предъявляемые к товарам, реализуемым на внешних рынках.
Для того, чтобы товар был востребован на рынке, он должен, во- первых, обладать потребительскими свойствами, то есть быть полезным для личного или общественного потребления. Если товар не удовлетворяет потребности покупателя, то дополнительные усилия и затраты по его продвижению на рынке не смогут значительно улучшить позиции такого товара на внешнем рынке. Во-вторых, товар должен быть конкурентоспособным, то есть его приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем приобретение другого товара, удовлетворяющего те же потребности, или аналогичного товара у другого продавца. В потребительские свойства товара входят: товарный знак, качество и надежность, дизайн, упаковка, вес, габариты, вместимость, мощность или производительность, эргономические показатели. Для продовольственных товаров существенное значение имеют вкусовые качества, возможность хранения, внешний вид. Для многих видов сырья важно содержание определенных веществ. так, для металлических руд – процент содержания металла, для топлива – удельная теплота сгорания и т. д. Весьма разнообразные требования предъявляются к машинам и оборудованию: при одинаковой конструкции надежность, долговечность, ремонтоспособность, энергоемкость, вес, портативность, производительность. Конкурентоспособность товара – это его способность быть выделенным покупателем из других групп аналогичных товаров, предлагаемых фирмами-конкурентами благодаря более высоким потребительским свойствам и технико-экономическим параметрам. Сравнение, как правило, производят по таким показателям, как продажная цена товара и стоимость потребления товара (расходы на эксплуатацию или коммерческое использование). В сумме эти расходы составляют цену потребления. Именно она и определяет выбор покупателем конкретного товара из группы аналогов, предлагаемых на рынке. Покупатель стремится получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Конкурентоспособность товаров на мировом рынке представляет собой результат совокупного воздействия потребительских и стоимостных характеристик товара, а также организации сбытовой деятельности фирмы- производителя. Важную роль в определении уровня конкурентоспособности товаров играют также нормативные патентно-правовые показатели. Товар должен соответствовать обязательным стандартам, установленным в конкретной стране, и иметь патентную чистоту, то есть быть легальным с точки зрения авторства. Без этого он не может поступить на рынок и быть использован. Конкурентоспособность товара оценивается: По техническим показателям, путем сопоставления показателей данного товара с товарами конкурирующих фирм, с точки зрения эксплуатационных качеств и новизны. К техническим показателям относятся мощность, производительность в единицу времени, выход готового продукта, степень уникальности/универсальности использования, экологическая чистота, безопасность потребления, ремонтоспособность. По коммерческим условиям сравниваются цены, сроки поставки, условия платежа, внешний вид, упаковка, уровень таможенных пошлин, налогов и сборов, степени ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий. По организационным условиям: сервисное обслуживание, наличие запчастей, необходимость приобретения сопутствующих товаров и т. д. По экономическим условиям потребления. Полная цена потребления является, по сути, главным критерием конкурентоспособности товара: более конкурентоспособным не всегда является более дешевый товар. Следует иметь в виду, что по машинно-техническим товарам цена потребления может многократно превышать покупную цену, например, в эксплуатации самолетов – в 7-8 раз, грузовых автомобилей – в 5-6 раз. Как уже было отмечено выше в данном параграфе, потребители отдают предпочтение тому товару, который на единицу цены удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем аналогичные товары конкурентов. Но предпочтения потребителей из разных стран различны, поэтому необходимо согласиться с тем, что нет абсолютной конкурентоспособности. Качество – это совокупность свойств товара, характеризующих его назначение и, особенно, полезность и способность удовлетворять определенные потребности потребителей. Качество продукции зависит от качества сырья и материалов, уровня развития науки и техники, прогрессивности применяемой технологии, организации труда и производства, квалификации кадров. Изделия высокого качества характеризуются высоким техническим уровнем исполнения, низкими эксплуатационными расходами, быть в максимальной степени безопасными, экологически чистыми, учитывать последние требования эргономики. Итак, при выборе того или иного продукта покупатели сравнивают его с аналогичными товарами по качественным и стоимостным характеристикам. И, если в результате сравнения оказывается, что получены противоречивые оценки (один товар имеет преимущества по экономическим показателям, но проигрывает аналогу по качественным показателям), необходимы дополнительные расчеты для принятия верного решения относительно приобретения. Для этого можно использовать метод интегральной оценки конкурентоспособности (для продавцов) или предпочтения (для покупателей) товара. Суть метода состоит в комплексной оценке товара по всему кругу показателей одновременно. Вначале определяется круг сравниваемых показателей, которые являются существенными при оценке данного товара потенциальными потребителями. Как уже отмечалось выше, это могут быть: • экономические характеристики (цена приобретения, стоимость эксплуатации), которые выражаются в денежных единицах; • качественные характеристики, которые могут выражаться как в физических величинах, если оцениваются поддающиеся количественному измерению параметры, так и в балах, если оцениваются какие-либо свойства товара, которые не поддаются количественной оценке, например, внешний вид; • прочие характеристики (условия оплаты, сроки принятия претензий, уровень скидок, характер упаковки и т. д.). Далее экспертным путем устанавливаются предельно допустимые и возможные значения всех показателей. Затем для удобства дальнейших расчетов все показатели – стоимостные, количественные, прочие, - пересчитывают в балльные, исходя из того, что установленные экспертным путем показатели минимальные – равны 0, максимальные, например, 100 баллам. Максимальный предел также избирается экспертным путем и зависит от количества сравниваемых показателей, а также от точности их измерения. Далее для каждого показателя также экспертным путем рассчитываются коэффициенты весомости, которые отображают важность этого показателя в оценке степени полезности товара. Литература 1-16
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (854)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |