Регистрация избирателей – необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса (включение лица в список избирателей, на основании которого он сможет быть допущен к голосованию).
Виды регистрации избирателей (в зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации):
1) публичная (обязательная):
а) ведется учет населения и его перемещения, публичные власти имеют сведения о проживающих на подведомственной территории лицах (Германия, Швеция, Швейцария);
б) список избирателей составляется при отсутствии принудительной регистрации миграции населения (Канада – список избирателей составляется перед каждыми выборами; Великобритания – составление списков избирателей производится ежегодно на 15 февраля (кто сменил место жительства позднее – может голосовать только по месту прежнего проживания));
2) личная (добровольная) (избиратель сам приходит с документами в соответствующее учреждение и регистрируется для участия в выборах (США, Франция)) (невыполнение этой обязанности не наказуемо – многие избиратели остаются не зарегистрированными).
Списки избирателей обычно постоянные (подвергаются корректировке ежегодно и (или) перед выборами) (Франция – списки избирателей ведутся в каждой коммуне и на каждом избирательном участке административной комиссией; список публикуется, каждому избирателю выдается избирательная карточка (предъявляется при голосовании и проштамповывается); сброшюрованные списки хранятся в архиве коммуны, любой избиратель может получить из них сведения и копии) (Испания – запрещено предоставление любой информации об избирателях, содержащейся в списке, за исключением удовлетворения потребностей судопроизводства). Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип, в частности, характерен для многих стран с англосаксонской правовой системой, хотя и не только для них. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей.
Абсентеизм – неучастие избирателей в выборах (на его уровень влияют политические и экономические обстоятельства).
Такое поведение может быть:
1) аполитичным (избиратель не идет на выборы потому, что ему что-то помешало, или потому, что его это не интересует);
2) политическим (избиратель использует свое неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидатуры, их позиции, когда он считает, что в сложившейся обстановке выборы не могут быть честными).
Высокий уровень абсентеизма приводит:
1) к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса (дает основания сомневаться в легитимности органа);
2) может вести к безрезультатности избирательного процесса (если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах).
Для уменьшения аполитичного абсентеизма вводятся следующие институты (голосование по почте; голосование по доверенности).
В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, то есть юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании. В Бельгии за неучастие в голосовании на первый раз объявят выговор или наложат небольшой штраф, на второй раз, если прошло не более 6 лет после первого, наложат штраф покрупнее, а если после первого раза прошло от 6 до 10 лет, вывесят фамилию избирателя в специальном списке на здании коммунальной администрации по месту его жительства. В Аргентине неявившийся на выборы избиратель не только штрафуется, но и лишается возможности в течение трех лет занимать государственные должности. Минимум участия – в голосовании должен принять участие установленный минимум избирателей, в противном случае выборы недействительны независимо от прочих обстоятельств.
20. Глава государства: общая характеристика, виды, порядок замещения.
Глава государства в зарубежных странах.
Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Глава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.
Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).
В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.
Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.
1. Монарх
В странах с монархической формой правления - главой государства является монарх.
Особенности правового статуса монарха:
- власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;
- все государственное управление осуществляется от имени монарха;
- в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство , т.е. правление за монарха (либо единолично, либо - коллегией);
- личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;
- уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;
- монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту.
2. Президент
В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.
Особенности правового статуса президента:
- всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;
- власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;
- роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);
- увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;
- в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.
Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.
Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства - конституционные (импичмент) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.
21. Полномочия главы государства.
Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочия-ми, хотя в каждой стране имеются свои особенности.В области государственного управления полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее.Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государ-ства правом участия в формировании правитель-ства. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Полномочия главы государства как верховного главнокомандующе-го практически представляют собой почетную прерогативу,Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всейстраны или части ее.В законодательной области полномочия главы государствадостаточ-но обширны. Он обладает правами, по зволяю-щими ему вслучае необходимости активно воздействовать на парламент.
Глава государства созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условияхсессию парламента. Важнейшим орудием в руках главы
государства является право роспуска нижней палаты (очень редкообеих палат) парламента. В случае роспуска парламента или истечения срока его полномочий глава государства назначает
внеочередные или очередные выборы. В ряде случаев президенту или монарху предоставляет-ся в ограниченной форме право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий. Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу государства как непременного участника законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкциони-руется главой государства. Отказ дать санкцию - вето влечет за собой ряд серьезных правовых последствий. К полномочиям главы государства в области законодательной относится также его право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палат парламента. Внешнеполитические полномочия главы государства консти туциями зарубежных стран определяются примерно одинаково, хотя имеется целый ряд частностей и деталей чисто нацио нального характера.Глава государства является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.Глава государства назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов. Он принимает дипломатических представителей иностранных государств.Главе государства предоставлено право ведения международных переговоров. он заключает и ратифицирует согласия парламента) междуна-родные договоры и соглашения.Конституции многих стран предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира, хотя, как правило, для этого требуется санкция парламента.Глава государства обычно имеет также право помилования,смягчения или замены наказания, изменения приговора; право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; раво присвоения почетных званий и титулов.Глава государства играет важнейшую роль в различного рода церемониях и празднествах. Конституции зарубежных государств наделяют главу госу-
дарства свойством безответственности, юриди-ческим выражением которого является институт контрасигнатуры. Институт контрасигнатуры является юридическим оформлением ограниче-ния полномочий главы государства. Разрыв между юридическим и фактическим положением главы государства характерен для всех парла-ментарных стран.
22. Парламент: место в системе государственных органов. Структура парламента.
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Дальние прародители его - английский Парламент, испанские Кортесы - возникли еще в XII - XIII вв. Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.
Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Так, американская Конституция постановляет: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." Согласно американской конституционной теории Конгресс является носителем законодательной власти. Подобное же положение содержит ст. 36 Конституции Аргентины: "Законодательная власть нации предоставляется Конгрессу". Статья 26 Конституции Греции устанавливает: "Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики". В несколько иной форме эта мысль выражена в ст. 70 итальянской Конституции: "Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами". Весьма категорично определяет юридический статус Парламента Конституция Японии: "Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства". Наконец, в ст. 4 Конституции Федеративной республики Бразилии 1988 г. сказано: "Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената".
Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.
В парламентарных странах парламент испытывает эффективное воздействие со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.
В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент.
В тех странах, где существует конституционный контроль (США, Италия, ФРГ, Франции, Япония, Индия, Австралия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные.
Парламентаризм - это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента.
Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.
Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства. Этот контроль по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках, но в любом случае он является определяющей чертой парламентаризма и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение парламента. Хотя в президентских республиках отсутствует институт парламентской ответственности, им известны определенные формы контроля над деятельностью правительства.
Парламентаризм возник и оформился в тот период, когда избирательное право было цензовым и в категорию политически активных граждан входили только мужчины-собственники. Демократизация избирательного права шла параллельно с увяданием парламентаризма и падением роли представительных учреждений. На первый план выдвинулись правительства, практически осуществлявшие как исполнительную, так и законодательную власть.
В современный период в ряде стран (Франция, Финляндия, США, Израиль) парламент начинает отвоевывать утраченные позиции. Этот процесс по-разному проходит в различных странах, ему известны подъемы и спады. К примеру, во время Уотергейтского дела в США резко возросла реальная власть Конгресса, т.к. президентская власть была скомпрометирована. Однако с приходом республиканской администрации Р. Рейгана в 1981 г. система сдержек и противовесов стабилизировалась за счет активизации президентской власти. В V Республике Франции после ухода Президента Ш. де Голля по мере увядания голлизма шел процесс возрастания реальных полномочий Национального собрания и восстановления парламентаризма. Этот процесс наиболее полное выражение получил в годы пребывания у власти Ф. Миттерана.
2. СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА
В большинстве стран мира действуют двухпалатные парламенты. В то же время в Дании, Греции, Египте, Китае, Португалии и ряде других стран парламенты однопалатные.
В двухпалатных парламентах исторически одна из палат (сенат) именуется – верхней, другая (палата депутатов) – нижней. Верхняя палата может быть слабой, т.е. по конституции она может не согласиться с решением, принятым нижней, но последняя может преодолеть это возражение (Польша, Великобритания). Верхняя палата может быть сильной, т.е. закон без ее согласия не может быть принят (США, Италия).
Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4-5 лет непосредственно гражданами, либо в редких случаях путем многостепенных выборов (Китай). В Бутане, Тонго, Брунее значительное число мест в однопалатных парламентах занимают находящиеся на службе у монарха лица, а также представители знати.
В Египте президент назначает не более 10 человек членами парламента за особые заслуги перед страной.
Верхняя палата формируется: *
путем прямых выборов (США – 2 сенатора от штата, Италия – не менее 7 от области); *
путем косвенных выборов (Индия – избираются членами законодательных собраний штатов); *
путем сочетания прямых и косвенных выборов (Испания – часть сенаторов избирают граждане, другую часть представительные органы автономий); *
путем назначения главой государства (Иордания, Канада, Ямайка, Таиланд); *
путем избрания самими депутатами из своего состава (Норвегия, где депутаты Стортинга избирают Лагтинг).
Нижняя палата и однопалатный парламент по окончании срока полномочий переизбираются целиком.
Верхняя палата избирается во многих странах на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша). Однако в ряде стран к верхней палате применяется принцип ротации.
Сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям: во Франции – на 9 лет и обновляется на 1/3 через 3 года, в США – на 6 лет с обновлением на 1/3 через 2 года.
3. Роспуск парламентов (палат)
Парламент может быть распущен главой государства.
Если парламент двухпалатный, то глава государства распускает нижнюю палату (обе палаты распускаются по конституции очень редко – Италия, Испания).
Роспуск парламента ограничен конституцией рядом условий.
Парламент не может быть распущен: *
в условиях военного и чрезвычайного положения; *
в течение 6 месяцев или 1 года до окончания полномочий парламента или начала полномочий; *
за несколько месяцев (обычно 6 месяцев) до окончания срока полномочий президента.
Основания роспуска парламента: *
неоднократное отклонение кандидатуры главы правительства, предложенной президентом; *
выражение недоверия правительству; *
не принятие государственного бюджета в течение установленного Конституцией срока; *
не может начать пленарные заседания в течение 30 дней (Украина).
При наличии указанных оснований президент не обязан распускать парламент. Он может отправить правительство в отставку или при не утверждении бюджета ввести в действие бюджет в параметрах предыдущего года.
Глава государства, распуская парламент в дуалистических монархиях и полупрезидентских республиках, действует по своей инициативе. В парламентарных монархиях и республиках роспуск парламента осуществляется им по инициативе правительства.
Достаточно редко зарубежные Конституции предусматривают роспуск парламента по инициативе самих
23. Компетенция парламентов. Парламентский контроль.
Внешнеполитические полномочия парламентов носят ограниченный характер. Парламент практически лишен возможности оказывать решающее влияние на формирование и осуществление внешней политики. Он может высказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой правительства. Эти функции обычно возлагаются на комиссии по иностранным делам соответствующих палат. Чисто формальными считаются права парламента объявлять войну и заключать мир, так как эти полномочия фактически полностью сосредоточены в руках правительства. Что касается принадлежащего некоторым парламентам права ратификации и денонсации международных договоров, то и это полномочие, как правили лишено действенного характера. Часто правительство имеет право заключать международные соглашения, не требующие ратификации их парламентом
Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы
1. Принятие бюджета
2. Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он играет в этой области чисто номинальную роль
3. Контроль над деятельностью правительства. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому режиму. Конкретное выражение зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны
Методы контроля:
1. Вопросы к правительству. В соответствии с регламентом парламентов раз в неделю установлен час вопросов к правительству. Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений. После ответа министра возможно выступление депутата, задавшего вопрос. Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается
2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства
3. Интерпелляция – используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов
4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «свалить» правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением доверия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. В парламентарных странах
5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат
6. Парламентские слушания - активно используется в президентских и полупрезидентских республиках. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются
7. Парламентские расследования. Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием
8. Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. Счетные палат, задачей которых является проверка исполнения бюджета, принимаемого парламентом, и других финансовых законов, об уполномоченных по правам человека, о генеральных контролерах
9. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения)
10. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд
11. Контроль за делегированным законодательством — актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона.
Основные этапы законодательного процесса
1. Выявление потребности в принятии и осуществлении законодательной инициативы
2. Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях
3. Рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах
4. Принятии законопроекта палатой, в которую он был внесен
5. Передача в другую палату
6. Санкционирование и промульгация законопроектов.
24. Порядок работы парламента, законодательный процесс.