Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Типы организационных структур управления предприятием





Организационная структура управления предприятием – это упорядоченная совокупность органов, управляющих его деятельностью и находящихся в определенной взаимосвязи и соподчиненности. На нее существенное влияние оказывает отраслевая принадлежность предприятия (судостроительно-судоремонтный завод, грузовой порт, предприятие водных путей и т.п.), его объем и номенклатура производства, применяемые технологические процессы и уровень их механизации, специализации и комбинирования и многие другие факторы.

В организационной структуре управления предприятием находит свое отражение минимально необходимое количество ступеней и звеньев управления, взаимосвязанных между собой. Правильно построенная структура является экономичной и создает предпосылки для оперативного управления, взаимосогласованной работы всех структурных подразделений предприятия.

Для управленческой деятельности на предприятиях создается аппарат управления, подразделяемый на линейный (директор, начальник цеха, начальник участка, мастер) и функциональный (все остальные работники аппарата). Совокупность линейных и функциональных служб (отделов, исполнителей и т.д.) предприятия и образуют структуру управления.

Схема организационной структуры аппарата управления предприятием имеет пирамидальную форму – содержит несколько уровней управления в порядке подчиненности. Иерархическое строение характерно как для линейного управления (директор – начальник цеха – мастер), так и для функционального (например, по функциям управления технологической подготовкой производства: главный технолог – начальник отдела – мастер).

Выделяют следующие элементы организационной структуры управления предприятием: состав функций управления, численность работников по каждой из них, профессионально-квалификационный состав работников аппарата управления и самостоятельных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ними, централизация (децентрализация) управления, информационные взаимосвязи.



В теории и практике организации управления различают линейную, функциональную и комбинированную структуры. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Линейная структура управления (рисунок 4.3) предполагает прямое воздействие на процесс управления со стороны линейного руководителя, сосредоточение в одних руках всех функций руководства. При такой структуре управления каждое производственное звено возглавляет руководитель, который осуществляет все функции и полномочия по управлению и, в свою очередь, подчиняется руководителю вышестоящего звена. Так, например, все работники комплексной бригады подчинены бригадиру, а он, в свою очередь, - мастеру, мастер – начальнику участка, т.е. каждый из них подчинен только одному руководителю и получает распоряжения только от него.

Линейная структура управления исключает двойное подчинение, имеет четкость и простоту взаимоотношений, отличается оперативностью разработки и реализации управленческих решений, отсутствием параллелизма в работе, более надежным контролем, повышает ответственность руководителя за результаты работы. ЕЕ недостатки: значительный объем информации, передаваемой от одного уровня к другому, высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам работы подчиненных звеньев, ограничивает использование квалифицированных специалистов, снижает инициативу работников нижележащих уровней управления. Такая структура характерна для эксплуатационных предприятий водного транспорта, где организация производства построена преимущественно на принципе единоначалия.

             
 
 
       

 

 


 

 
 
Исполнители

 


 

Рисунок 4.3 – Линейная структура управления

 

Возросшие объемы и сложность производства предопределили дальнейшее разделение управленческого труда и вызвали необходимость использования функциональной структуры управления (рисунок 4.4). Ее основой является дифференциация управленческого труда по отдельным функциям, каждая из которых выполняется специалистом, группой специалистов или отделом. В этом случае руководители функциональных служб (отделов) специализируются в определенных областях деятельности, отвечают за осуществление соответствующих функций и непосредственно по вопросам, касающимся их компетенции. Например, групповой механик флота руководит всеми судовыми механиками и отдает им распоряжения.

Функциональная структура управления позволяет привлечь к руководству квалифицированных специалистов, повысить качество и оперативность управления, разгрузить линейных руководителей, но она снижает ответственность за результаты работы и нарушает единство распорядительства.

Линейная и функциональная структуры управления в чистом виде встречаются сравнительно редко, но их рациональное сочетание является важнейшим направлением совершенствования организационных структур управления.

В результате сочетания линейной и функциональной форм возникла линейно-функциональная структура управления (рисунок 4.5), когда линейный руководитель, являясь единоначальником, имеет в своем ведении штаб, состоящий из функциональных отделов (бюро, групп или отдельных специалистов), выполняющих определенные функции управления.

             
 
 
     

 

 


 

 
 
Исполнители

 


Рисунок 4.4 – Функциональная структура управления

Например, директор судоремонтно-судостроительного завода создает аппарат управления предприятием (заводоуправление), привлекая руководителей функциональных отделов к обсуждению производственно-хозяйственных и социальных вопросов, поручает им их изучение, подготовку рекомендаций, а затем единолично принимает решение.

Структура управления предприятием в зависимости от наличия ступеней управления подразделяется на бесцеховую, цеховую, корпусную и филиальную. При бесцеховой структуре основной административно-производственной единицей является самостоятельный участок, и в этом случае создается двухступенчатая структура управления: аппарат управления предприятием – руководство участком. При цеховой структуре основной производственной единицей является цех, и это требует создания трехступенчатой структуры: аппарат управления предприятием – управление цехом – руководство участком.

При корпусной структуре, кроме цехов и участков, вводится дополнительная ступень управления – корпус (производство), объединяющий несколько однотипных цехов, расположенных в одном здании, и предприятие имеет четырехступенчатую структуру управления: аппарат управления предприятием – корпусом – цехом – руководство участком. Такую структуру управления применяют, например, на крупных судостроительно-судоремонтных заводах, когда в одном производственном корпусе размещается несколько цехов.

             
 
 
     
 

 

 


 

 
 
Исполнители

 


Рисунок 4.5 – Линейно-функциональная структура управления

 

Образование производственных объединений значительно расширило их территориальные границы и позволило применить филиальную структуру, когда в качестве структурных подразделений предприятия создаются филиалы, территориально удаленные от головного предприятия и представляющие особое звено в их управлении, обладающие определенными функциями и правами. Такую структуру управления, к примеру, имеет Республиканское транспортное унитарное предприятие «Белорусское речное пароходство», имеющее в своем составе восемь портов-филиалов.

Организационная структура управления предприятием строится на базе типовой (примерной) в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта. Для этого предприятия группируют по типу и объему производства, их специализации и концентрации, сложности технологических процессов, уровню механизации и автоматизации производства, в зависимости от численности работников, по организационным связям и другим признакам, отражающим трудоемкость управленческих работ.

При совершенствовании организационной структуры аппарата управления предприятием необходимо добиваться всемерного повышения эффективности работы управленческого персонала, стремиться к упразднению излишних звеньев, устранению дублирования и параллелизма в работе, улучшению организации и технической оснащенности управленческого труда, обеспечивая при этом высокую надежность, оперативность. качество, экономичность и эффективность управления.

 





Читайте также:

IV Основные технологические процессы, осуществляемые предприятием
Автоматизация систем управления
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ и классификация технологических переменных, управляющих воздействий, точек измерения, контроля и управления
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ качества управления персоналом
Анализ культуры государственного управления
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)