Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право в системе нормативного регулирование



2015-11-09 537 Обсуждений (0)
Право в системе нормативного регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Происхождение государства

  1. Общая характеристика происхождения государства
  2. Признаки государства

1 Теологическая теория. Пэ той теории государство возникает по божественной воли. Представительные религиозные деятели древнего востока, средневековой Европа, Фома Аквинский, идеологи Ислама. Вывод: государство незыблемо все должны подчинятся государственной воли, как воли от бога, но вместе с тем и самого государства, подчиняется божественной воли (через церковь), (государства теократические).

2 Патриархальная теория возникла в древности. Представители: Аристотель. Здесь государство возникает из разрастающейся из поколения в поколения семьи, где глава семьи становиться главой государства. Вывод: всеобщее подчинение власти патриарха.

3 Органическая теория возникла в 19 веке, в связи с успехами в естествознании. Представители: Спенсер, Платон – основоположник, который сравнивает государство с живым организмом, где правительство выполняет функцию мозга, низшие классы – внутреннюю функцию, т.е. обеспечивают жизнедеятельность организма, высшие классы – внешнюю, под которой понимается – оборона, нападение и так далее.

4 Теория насилия возникла в 19 веке. Представители: Дюринг, Коутский. Государство возникает в связи с завоеванием одним племенем другого, играет роль военно – политический фактор. Для подавления создаётся государственный аппарат и издаются законы. Вывод: необходимость общего подчинения.

5 Психологическая теория возникла в 19 веке. Представители: Тард, Петрожитский. Происхождение государства объясняется проявлением некоторых свойств психикой человека. Например, потребность подчинятся, подражание, сознание зависимости от некой элиты и другое. Во главу власти становиться психология.

6 Теория общественного договора возникла в конце 18 века. Представители: Спиноза, Руссо, Радищев. До появления государства все люди находились в «естественном» состоянии (все благоденствия или неограниченная личная свобода), потом в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречия с правами других. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, передавали ему часть своих прав. Но зато, в замен получали защиту со стороны государства.

7 историко – материалистическая теория возникла в 19 веке. Представители: Карл Макс, Энгельс, Ленин. В этой теории есть два подхода. 1) Господствовал в советской нации, по ней государство это продукт противостояния двух антагонистических классов. 2) Чисто экономический в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распорядительные сферы. Это требует совершенствование управления, что и приводит к возникновению государства.

2Признаки государства

Общие признаки:

  1. Наличие отдельной от общества публичной власти.

Публичная власть – 1 группа людей, которая занимается исключительно управлением и непосредственно не участвует в общественном производстве. 2 группа людей выражает интересы не всего общества, а отдельной его части( класса, касты и так далее).

  1. Взимание налогов и сборов.
  2. Территориальность
  3. Разделение населения на территории (гражданство)

Специальные признаки:

  1. Государство это единственная организация власти в масштабе всей страны.
  2. Государство обладает суверенитетом (независимость), который бывает внешний т.е. независимость от других государств, и внутренний – независимость от всякой иной власти, существующий внутри страны.
  3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает в себя специальные силовые структуры: суд, прокуратура, полиция. Материальные придатки: судебный пристав, вооружённые силы, тюрьмы. Все они обеспечивают реализацию государственного влаственных решений, в том числе и принудительными средствами.
  4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты.

Дополнительные функции:

Национальные языки, единая валюта, традиции и так далее.

 

Понятие государства

  1. Основные типы государства
  2. Функции государства
  3. Гражданское общество и политическая организация общества
  1. Восточный тип государства. Этот тип был первым в истории человеческой цивилизации. Первые государства возникают в зоне поливного земледелия (Китай, Индия). Экономической предпосылкой было резкое повышение производительности труда, ставшей возможной благодаря строительству оросительных систем.

Структура общества. Общество строилось по типу пирамиды. Наверху – правительство, ниже – круг его ближних чиновников, нише – круг чиновников более низкого ранга, основание пирамиды составляли сельскохозяйственные общины.

 

Все восточные государства имеют общие черты:

1) Они основаны на государственности общественной собственности

2) Все люди делились по положению субъекта в иерархической системе должностей.

3) Эти государства обладали мощным чиновничьим аппаратом, который был строго централизован.

4) Правовая система государства была закреплена в религиозно – нравственных догмах.

 

  1. Рабовладельческий

Первые государства такого типа возникли в 9 – 8 в до н.э.

Структура общества. Появляются классы ( рабы, рабовладельцы).

Вся власть в таких государствах монопольно принадлежала господствующему классу. Рабы могли занимать в государственном аппарате некоторые незначительные должности. Правовая система была более гибкой по сравнению с восточным типом, наблюдается уход правовой системы от религии. Правовая система становится более светской. Именно в этом строе зарождаются задатки демократии.

 

  1. Феодальное государство.

Возникает в Европе в 6 – 9 в до н.э.

Появляется класс феодалов и крестьян. Экономическая основа частная собственность на земли.

Все феодальные государства проходят несколько этапов:

1) Зарождаются они как централизованные монархии.

2) Этап раздробленности

3) Объединение земель и в результате получаются либо абсолютные монархии, либо сословно – представительные монархии.

Правовая система представляла собой правовые обычаи, просматривался возврат к религиозным догмам. Государство стремилось регулировать все сферы жизни человека.

 

  1. Буржуазное (Капиталистическое) государство

Возникает в Европе и Северной Америки 300 – 350 лет назад.

Закон в государстве полностью упраздняется сословной неравенство, оно меняется неравенством социальным. Структура общества ( буржуазия и рабочий класс).

Стадии развития:

1) Период свободной конкуренции. В этот период государство основано на буржуазной демократии, парламентаризме, законности, однако демократия носит ярко выраженный характер.

2) Период монополистического капитализма. Начался в конце 19 века начала 20 века. На этом этапе монополизируются различные виды производств. Возникают мнимые объединения. Например, кресты, корпорации. Власть по прежнему принадлежит классу буржуазии, прежде всего его верхушке то есть монополист. Эти монополисты используют функции государства только в своих интересах.

3) Современный этап. Возникает в 20 – е годы 20 века. Заметно изменились функции государства они стали более социально направленными. Государство стало активно вмешиваться в экономику, путём планирования правительства, размещение государственных заказов, ПРЕУСПЕВАНИЕ.

 

  1. Социалистическое государство.

Сама идея такого государства первоначально возникла в теории Марка и Энгельса. Этот тип был противопоставлением всем другим государствам.

После революции на первоначальном этапе вся власть закреплялась в руках рабочего класса, который использует её для организации всех трудящих и для подавления свергнутого эксплуататорского класса. Затем рабочие передают власть всему остальному народу. Наступает народовластие в конце концов государство должно отмереть и на смену должно прийти форма общежития (коммунизм).

 

Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначения государства в жизни общества.

Функции государства

       
 
   
 

 


Экономические – регулирование средств государства, обеспечение нормального функционирования экономики, планирование производства, организация внешних экономических связей и другое.

Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, охрана суверенитета, обеспечение национального и социального согласия и другое.

Социальная – охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мер по удовлетворению социальных потребностей, обеспечение необходимых условий жизни человека, обеспечение нормальной зарплаты и другое.

Идеологическая (духовная) – обеспечение доступности духовных ценностей, поддержка образования, нации, культуры и другое.

Законодательная функция разработка и принятие законов и иных нормативных актов. (Парламент , федеральное собрание РФ), которое состоит из 2х палат. 1й Государственная дума (450 депутатов), 2й Совет федерации (Назначение) по двум представителям от каждого субъекта (области, республики и так далее)

Исполнительная – государственно – властная деятельность политических органов по реализации норм права. (Правительство (назначение)).

Судебная – деятельность направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности.

Судебная система:

  1. Система судов общей юрисдикции (уголовные, гражданские, административные дела).

Возглавляет систему верховный суд РФ (ВСРФ)

Суды субъектов

Городские суды и районные

Мировые суды

 

 

2.

мировые суды: уголовные(наказание до 3х лет лишения свободы), административные, гражданские дела.

На базе системе судов общей юрисдикции были созданы военные суды. Они рассматривают: уголовные, гражданские, административные дела, но произошедшее либо в военной сфере, либо с участим военнослужащего.

 

Система арбитражных судов. Эти суды рассматривают экономические дела хозяйствующих субъектов.

Иерархическая структура возглавляет эту систему высший арбитражный суд (ВАС РФ).

Субъекты федерации: республики, края, автономные области, города федерального значения. Областные суды.

 

Конституционные суды. Рассматривает жалобы граждан на нарушение их конституционных прав, даёт официальное толкование законом, рассматривает нормативно — правовые акты на соответствие конституции, могут писать законопроекты по предметам своего введения.

 

3.

Гражданское общество и политическая организация общества.

 

Гражданское общество — в широком смысле — такое общество, где гарантируются и реализуются все конституционные права и свободы; это активное общество, где каждый индивид принимает действенное участие в управлении делами государства; в узком смысле — общество граждан одного государства.

 

Политическая система 2 элемента взаимосвязь между обществом и государством.

 

Гражданское общество может управлять делами государства, посредством двух политических форм: 1 прямая демократия (или непосредственная), 2 представительная демократия (или опосредованная).

 

 

Государство — особая организация публичной политической власти, господствующего класса или блока классовых сил, социальной группы, или всего народа, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, и которая представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию (объединим).

 

Форма государства

План:

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Форма государственного режима (политический режим).

 

1.

форма правления — организация верховной государственной власти, в особенности высших её органов, это структура, компетенция, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношение с населением, и степень участия последнего (населения) вы их формировании.

 

Монархическая и республиканская форма правления.

 

Монархическая форма правления.

Монархия — это такая форма правления, где верховная власть передаётся по наследству, но как правило, принадлежит одному лицу.

Монархии бывают: абсолютные (неограниченные), ограниченные.

При абсолютной монархии, монарх выступает источником всякого права, только с его воли изъявления те или иные нормативные акты могут приобретать силу закона, монарх находится во главе исполнительной власти и от его имени творится правосудие.

Ограниченная монархия (конституционная). В таких монархиях присутствует другой представительный орган — парламент. Власть монарха ограниченна парламентом.

Ограниченная монархия может быть: парламентской и представительной (дуалистическая).

Парламентерская: в таких монархиях глава государства может назначать министров, но с утверждением кандидатур парламента, монарх может иметь права отлагательного вето и лишь в отдельных случаях прямо предусмотренном законом может распустить парламент, кроме того повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласовании с соответствующим министром.

Дуалистическая (представительная) монархия: за монархам остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и иных должностных лиц, так же ему принадлежит право вето, и право неограниченного роспуска парламента.

 

Республиканская форма правления.

Республика - это такая форма правления, где единственным источником власти является народное большинство и которое основывается на 3х базовых принципах, а именно, выборность, срочность, сменяемость.

Парламентская — при такой республики высшие органы власти представляют единое целое, т. к. не создаётся оппозиции.

Президентская — во главе стоит президент и может создаваться оппозиция. Президент становиться во главе правительства (он сам себе назначает правительство).

Смешанная :

1 президенто — парламентская правительство назначает президент с согласия парламента.

2 парламенто — президентская правительство назначается парламентом с согласия президента.

 

2. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства — это административно территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями между отдельными частями государства и между центральными и местными органами.

Государство подразделяется:

Унитарные — такое государство отличается полным политическим единством, такое государство неделимо, если и есть отдельные территориальные единицы, то они не имеют своего собственного законодательства, и обладают одинаковыми правами. И представительство в центральных органах власти.

Федерации — сложное государство, представляющее собой союз ряда государств членов — федерации. В таком государстве образуются единые органы власти, но у членов федерации сохраняются: своё законодательство, налоговая, судебная системы, собственное гражданство, собственная государственная символика.

Конфедерации — государственно — правовое объединение т.е союз суверенных государств. На уровне конфедерации могут образовываться свои органы управления, своя армия, но при это члены конфедерации остаются абсолютно самостоятельными государствами. ( например — Евросоюз)

 

3. Политический режим.

Политический режим — совокупность приёмов и способов государственного руководства т.е осуществление политической власти государства.

Политический режим зависит от формы правления.

Всё многообразие политический систем можем свести в двум: демократический и антидемократический.

Демократический — в таком государстве всегда гарантируются и реализуются все конституционные права. В международных отношениях открытость. Многообразие форм собственности.

Антидемократический — господствует одна партия, есть официальная идеология, как правило, одна форма собственности. Сводится к минимуму или вообще ликвидируются все политические права и свободы. Низкий экономический уровень жизни населения. Разделения населения по кастовым или иным признаком. Во внешней политики агрессивность, закрытость.

 

 

Право в системе нормативного регулирование

1.Понятие и признаки права

2.Функции права

1.

Право в субъективном смысле (обыденное понимание права) – это нечто принадлежащее индивиду, то чем он может распоряжаться под защитой государства и без чего либо вмешательства (право на жизнь, на образование, право на свободу слова, право на труд).

 

Право в объективном смысле (профессиональное понимание права) – это совокупность исходящих от государства правил поведения, которые являются средством решения юридических дел (свод законодательства).

 

Право в доктринальном смысле (научное понимание права) – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимодействии друг с другом (объединение и субъективного и объективного и немножко философского понятия права).

 

Право выступает:

1. В форме идей или представлений.

2. В форме юридических предписаний, велений или установлений исходящих от государства.

3. В форме действий или отношений, в которых и реализуются идеи, представления и предписания.

Сущность права – это обусловленная материальными и социально – культурными условиями жизнедеятельности общества, общая воля как результат согласование частных и общих интересов.

 

Признаки права:

1. Право – это прежде всего система нормативного регулирования, эта система основана на учёте интересов различных слоёв общества их согласия и компромиссов.

2. Право можно рассматривать как меру, масштаб свободы и поведения человека. Право отражает а) меру полноты, доступности, реальности прав и возможности личности для инициативного поведения. б) меру допустимых ограничений свобод человека

3. Право обеспечивается государственной властью, т.е. государство участвует в праообразовании, собственно делает право, и в охране право.

4. Нормативность права – этот признак придаёт праву качества специфического регулятора, нормативность выражается через систему регулятивных средств различного уровня (например: есть нормы – предписания или нормы – принципы и другое).

5. Право не тождественно закону. Законодательство выступает только одной из форм выражения права.

 

2 Функции права

Функции право – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

 

Классификация функций права: условно все функции можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние – это так называемые социальные функции права ( например: политическая, экономическая, воспитательная).

Внутренние исходят из самой сущности права.

Внутренние функции делятся на:

1. Регулятивная функция – это направление юридического воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. Регулятивная функция делится на 2 подпункта. А) регулятивно – статическая функция, она выражается в воздействии права на общественные отношения путём их закрепления в тех или иных правовых институтах, норма конституционного права( право собственности). Б) регулятивно – динамическая функция, она выражается в воздействии права на общественные отношения путём оформления их движения (динамики), выражается в нормах административного, трудового права( а кто собственник?).

2. Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных и канонических, политических, социальных, личных отношений, на их неприкосновенность и вытеснение тех отношений, которые чужды данному обществу. Она выражается в правоохранительной деятельности государства. Специфика охранительной функции состоит в следующем 1) она характеризует право, как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю (угрозой санкций, установление запретов, реализацией юридической ответственности). 2) она служит информатором о том какие социальные ценности взяты под охрану государства, она является показателем политического и культурного уровня общества и гуманных начал содержащихся в праве.

 



2015-11-09 537 Обсуждений (0)
Право в системе нормативного регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право в системе нормативного регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)