Классификация групп по степени знакомства их участников
3.6. Типы поведения участников в группе и групповые роли
Чаще всего выделяют 4 основных типа поведения участников в тренинговой группе: 1. Лидирующий – лидер группы, отличается большей активностью, стремлением организовывать процесс, имеет авторитет в группе, умеет брать ответственность, умение вести за собой. 2. Ведомый – человек, который всегда соглашается с мнением и решением лидера, подстраивает свои цели под цели лидера. 3. Сотрудничающий – участник, ориентированный на достижение цели и ради этого готовый к сотрудничеству и кооперации с другими. Сотрудничающий способен на некоторое время брать на себя лидирующие функции для достижения цели, вступать в противоречие с лидером при необходимости. 4. Отстраняющийся – выделятся два варианта: · отвергаемый – тот, которого отвергает группа (часто он отличается от группы по какому-либо значимому признаку); · самоотстраняющийся – участник, который добровольно не вступает в эмоциональные контакты с участниками группы.
На основе указанных типов поведения формируются групповые роли(Большаков В.Ю.): 1. Лидер –по натуре стремится занять и сохранить ведущую позицию в группе. У него самый высокий в группе социальный рейтинг[2]. Для этого он должен решать все спорные вопросы, возникающие между членами группы, говорить от имени группы в контактах с посторонними, принимать решения о внешних сношениях группы, выполнять полицейские функции по отношению к нарушителям групповых норм, быть защитником устоев и принципов группы. Взамен он получает от участников группы уважение, боязнь, право менять (в определенных пределах) их социальные рейтинги и нормы внутригруппового поведения. 2. Эксперт – хочет быть уважаемым и независимым, т.е. обладать высоким социальным рейтингом. Он получает все это благодаря близости к лидеру, предлагая ему в обмен на это интеллектуальный товар. Стремится к сохранению существующего положения вещей. Эксперт должен давать хорошие и умные советы лидеру в различных спорных и сложных ситуациях. За это он особо приближен к лидеру и имеет влияние на него. Рядовые члены группы его не особенно любят, но виду не подают, так как он пользуется поддержкой лидера. Уважением он пользуется сам по себе. 3. Оппозиционер –хочет одного из двух: либо свергнуть лидера, либо иметь неограниченную возможность критиковать лидера и всячески принижать его величие. Для этого он должен иметь в группе достаточно высокий социальный рейтинг, почти такой же, как у эксперта. Если дела в группе идут хорошо, оппозиционер может добиваться места эксперта. Оппозиционер не пользуется любовью масс, но все время стремится склонить их на свою сторону. Он подвергается нападкам и насмешкам со стороны лидера и, что чаще, его приверженцев, но сам тоже нападает. Учитывая его достаточно высокий социальный рейтинг, при удобных обстоятельствах, например, если дела в группе идут плохо, оппозиционер способен занять место лидера. 4. Рядовые члены группы – имеют относительно низкий социальный рейтинг, который зависит от численности группы и общегруппового социального рейтинга. Поэтому, если дела группы идут хорошо они хотят, чтобы все оставалось так, как есть, а если дела идут плохо, чтобы что-нибудь изменилось. В этом случае, с их точки зрения, нужно или свергнуть лидера, или всласть поругать отвергаемого, или хотя бы поссориться между собой. Рядовые члены группы некритично (слепо) выполняют решения лидера, проводят его политику в жизнь, за что и пользуются его покровительством. 5. Отвергаемый – в группе имеет минимальный социальный рейтинг. Поэтому в зависимости от особенностей характера он стремится либо покинуть свою ролевую нишу, либо стать незаметным, либо подвергаться новым нападкам. Отвергаемый отрабатывает свой социальный рейтинг, играя роль «козла отпущения», громоотвода, который заземляет все отрицательные эмоции группы.
Кроме того, при работе тренинговой группы выделяются роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки
Знание тренером типов поведения и ролей участников в группе позволяет ему отслеживать структуру группы и вовремя реагировать на возможные неблагоприятные ситуации, связанные с ее нарушениями.
3.7. Типичные ролевые структуры в тренинговых группах.
Существуют несколько стандартных ролевых структур, которые могут формироваться в трениговой группе в процессе ее развития (Большаков В.Ю.).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2525)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |