Этапы развития тренинговой группы
Таким образом, любая тренинговая группа, прежде чем перейти на стадию активной работы непосредственно по целям тренинга, обязательно должна пройти необходимые этапы формирования. Задача ведущего – уметь видеть эти этапы, понимать, что именно происходит с группой в каждый момент времени с точки зрения групповой динамики, и уметь строить работу группы исходя из ее актуального состояния. Самораскрытие участников в ходе тренинга
Для описании процесса взаимодействия и самораскрытия участников в тренинговой группе в процессе ее развития используется модель, получившая название «Окно Джогари»(Дж. Лафт, Г.Инграм)(см. рис.2). Вертикальная левая часть прямоугольника указывает на то, что человек знает о себе, правая часть - чего он о себе не знает. Горизонтальная верхняя часть - что известно о нем другим, нижняя - что неизвестно другим.
Рисунок 2. Окно Джогари
Получается так, что человек многого не знает о себе, но зато об этом знают другие (квадрат 2). Кроме того, ему известно о себе то, что неизвестно другим (квадрат 3). Есть также еще и "неизвестная зона" (квадрат - 4), о которой ни сам субъект, ни другие не имеют представления. Любые изменения в размере одного квадрата влияют на другие квадраты. С целью улучшения процедуры взаимодействия "неизвестная зона" должна быть сужена. Это можно сделать за счет выдачи собеседнику некоторой информации о себе, т.е. путем расширения "открытой зоны" (квадрат 1). Это достигается сужением "скрытой зоны" (квадрат 3), т.е. путем самораскрытия перед собеседником, а также сужением "слепой зоны" (квадрат 2) за счет обратной связи от других. Цель запрашивания и получения обратной связи, а также самораскрытия, т. е. расширения "открытой зоны" за счет сужения "слепой" и "скрытой" зон - повышение эффективности поведения всех субъектов общения (участников группы).
Глава 5. Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения
Рисунок. 3. Методы работы в тренинге
Групповая дискуссия
Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении. Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям:
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3818)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |