Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткие теоретические сведения. 3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах



2015-11-09 3254 Обсуждений (0)
Краткие теоретические сведения. 3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах 4.33 из 5.00 3 оценки




 

3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах

 

Погрузочно-разгрузочные работы явля­ются во всём мире одним из самых распространённых видов работ, при выполнении которых работники получают тяжёлые и смертельные травмы. Напри­мер:

- в зависимости от отрасли доля несчастных случаев при погру­зочно-разгрузочных работах в России колеблется от 2 до 50%;

- в Рес­публике Беларусь (по данным Департамента государственной инспекции труда её Министерства труда и социальной защиты) в 2010 году на производстве при погрузочно-разгрузочных работах было 28 несчастных случаев с тяжёлым исходом и 15 - со смер­тельным.

В каждой организации время от времени проводятся погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтно-строительными работами, поступлением техники, оборудования, инвентаря, материалов и т. д. В связи с тем, что многие организации, как правило, не имеют специалистов-грузчиков, погрузочно-разгрузочные работы прово­дят силами имеющихся в наличии работников. При проведении этих работ имеют место случаи производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом. Основными причинами несчастных случаев при проведении погрузочно-разгрузочных работ являются плохая их организация, а также незнание работниками правил охраны труда.

Самый высокий уровень производственного травматизма бывает при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов и транспортных средств.

Анализ происшествий, повлекших несчастные случаи на произ­водстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в том числе с применением средств механизации, показывает, что органи­зующие их работодатели и выполняющие их работники не соблюдают требо­вания безопасности, регламентируемые нормативными право­выми ак­тами и локальными нормативными пра­вовыми актами по ох­ране труда [19, 20, 51, 52, 88-98, 122-128], и не уделяют должного внимания со­блюдению техноло­гических процессов. Причём рабо­тодатели не все­гда обеспечивают эффективный контроль за применением работни­ками безопасных приёмов в работе и выполне­нием требований, изло­женных в соответствующих правилах и инструкциях по охране труда.

Работы, выполняемые с использованием грузоподъёмного оборудования, и погрузочно-разгрузочные работы с применением средств механизации, относятся к работам с повышенной опасностью, которые необходимо выполнять, организуя производственные процессы с учётом требований безопасности на основе нормативных правовых актов.

 

3.2. Причины травм при погрузочно-разгрузочных работах

 

Внедрение средств механизации и автоматизации в различных отраслях экономики позволило резко повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ с насыпными, навалочными и штучными грузами. Однако на ряде операций, таких, как укладка штучных грузов, ящиков, бочек, мешков в склады, на площадках, на транспортные механизмы, ещё применяется ручной труд.

К погрузочно-разгрузочным и подъёмно-транспортным операциям относятся операции, связанные с поднятием и перемещением различного рода груза (штучного, затаренного, сыпучего). Погрузочно-разгрузочные работы могут проводиться вручную, с применением простейших приспособлений и инвентаря, ручных и механизированных тележек, специальных погрузчиков и штабелеукладчиков, механизмов непрерывного транспортирования (конвейеров).

Каждый раз при ручном или автоматизированном перемещении грузов возникает риск несчастных случаев. Многообразие рисков оп­ределяется технологическими и организационными характеристиками системы, окружающей средой и мерами предотвращения аварий. В це­лях безопасности полезно определить работу с материалами как некую систему взаимосвязанных элементов. При изменении любого из эле­ментов системы - оборудования, товаров, процедур, среды, персонала, управления и организации - риск травм также изменяется.

Основными причинами травматизма на погрузочно-разгрузочных работах являются организационные и технические причины.

К организационным причинам травматизма относятся:

- допуск к работе без обучения и инструктажа при отсутствии прав на управление грузоподъёмными и транспортными механизмами;

- недостаточные знания обязанностей и правил безопасности ли­цами, занятыми обслуживанием грузоподъёмных механизмов;

- подъём и перемещение грузов, превышающих установленные нормы;

- пребывание обслуживающего персонала в опасной зоне при подъёме, перемещении, опускании или кантовке груза;

- допуск к выполнению стропальных работ лиц, не имеющих на это прав;

- нарушение правил технического освидетельствования;

- отсутствие должного руководства и надзора со стороны лиц, от­ветственных за безопасное состояние грузоподъёмных устройств и безопасное проведение работ;

- неправильные приёмы работы, работа под грузом или линиями электропередачи;

- применение неисправных или отсутствие приспособлений или погрузочных средств;

- неудовлетворительное состояние покрытия погрузочно-разгру­зочных площадок и недостаточная их освещённость;

- нарушение мер безопасности с воспламеняющимися и токсич­ными веществами;

- неудовлетворительное состояние или отсутствие средств инди­видуальной защиты.

Среди технических причин травматизма при погрузочно-разгру­зочных работах основными являются:

- неисправность или отсутствие ограждений подвижных частей машин, механизмов;

- отсутствие предохранительных устройств;

- дефекты изготовления грузоподъёмных устройств, низкое каче­ство ремонта;

- несоответствие стропальных устройств условиям погрузки;

- отсутствие или неисправность сигнализации, аварийных, тор­мозных и улавливающих устройств, заземления корпусов электрифи­цированного оборудования.

Основные причины несчастных случаев - это несоблюдение инс­т-

Рис. 1.Требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах

рукций по эксплуатации и содержанию грузоподъёмных и транспорт­ных средств, нарушение правил производства погрузочно-разгрузоч­ных работ, необученность персонала, обслуживающего грузоподъём­ное и транспортное оборудование, и прежде всего - неудовлетвори­тельный надзор технического персонала за эксплуатацией и содержа­нием грузоподъёмных машин и механизмов и транспортных средств.

На ряде предприятий отсутствуют инструкции, памятки и плакаты по технике безопасности для рабочих, выполняющих погрузочно-разгру­зочные и транспортные работы.

 

3.3. Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах

 

Все погрузочно-разгрузочные работы должны производиться с соблюдением требований ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ «Работы погру­зочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» [20], ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ «Процессы переме­щения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности» [19] и соответствующих инструкций по охране труда [ 51, 52, 88-98, 122-128].

Администрация предприятия или организации при погрузке и выгрузке грузов должна обеспечить соблюдение правил, норм и требо­ваний техники безопасности.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководст­вом ответственного лица, назначенного администрацией предприятия или организации. При возникновении опасных моментов или обстоя­тельств ответственный за производство погрузочно-разгрузочных ра­бот должен немедленно принять меры предосторожности, а если это невозможно, прекратить работы до устранения опасности.

Он проверяет исправность грузоподъёмных механизмов, такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работать на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается.

Погрузочно-разгрузочные работы надо выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объёмах - средствами малой механизации.

К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и складированию грузов допускаются работники, не имеющие противопоказаний по выполняемым работам по возрасту и полу, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.

Правила безопасности при выполнении ручных разгрузочно-погрузочных работ ограничивают предельные нормы переноски тяжестей (по горизонтальной поверхности): 50 кг для мужчин и 20 кг для женщин. Подростки 16-18 лет и женщины допускаются к погрузочно-разгрузочным работам только штучных (кирпич, легкая арматура и т. п.), навалочных грузов (песок, гравий и т. п.), пустой тары, пиломатериалов. Работа должна производиться в спецодежде и рукавицах. Для облегчения труда при перемещении тяжестей применяют вспомогательные приспособления: тачки, тележки, деревянные слеги с железными крюками на концах для скатки и накатки груза на транспортное средство, канаты и верёвки.

Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены, для женщин не должна превышать 3000 кг, для мужчин - 7000 кг (включая массу тары). Грузчикам-мужчинам разрешается переносить груз массой до 80 кг только с помощью приспособлений; при массе груза 50 кг и выше подъём его на спину и спуск должен производиться с помощью других рабочих. При расстоянии транспортирования свыше 15 метров груз массой 50 кг и более перемещают при помощи механизмов. Груз массой более 80 кг независимо от расстояния перемещают только с помощью механизмов и специальных приспособлений, допуская к обслуживанию их специально обученных рабочих.

Баллоны с газом перемещают на тележках и тачках. Бутыли с химикатами, кислотой переносят в корзинах с ручками и только на короткие расстояния. Для разгрузки округлых предметов (труб, бочек) с автомашин и платформ используют наклонные настилы из досок толщиной не менее 50 мм или брёвен диаметром 150 мм.

Для каждой группы погрузочно-разгрузочных работ характерны свои опасности, которые могут привести к несчастным случаям.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также при подъёме грузов на высоту более 3 метров.

Механизированные погрузочно-разгрузочные (такелажные) ра­боты выполняют лица, аттестованные в соответствии с правилами Гос­гортехнадзора, машинисты кранов, стропальщики и зацепщики, имеющие удостоверение на право производства этих работ. При об­служива­нии грузоподъёмных машин, имеющих электрический привод, воз­можны случаи поражения электрическим током. Поэтому машинис­ты кранов должны иметь квалификационную группу по технике безо­пас­ности не ниже II.

На каждом грузоподъёмном механизме обозначаются регистрационный и инвентарный номера, предельно допустимая нагрузка и дата следующего испытания. Непосредственно на крюках, захватах выбивают клеймо, а к цепям, канатам и тросам прикрепляют бирку с указанием их грузоподъёмности, принадлежности, номера и даты следующего испытания. Грузоподъёмные машины и вспомогательные приспособления с просроченным сроком испытания применять нельзя.



2015-11-09 3254 Обсуждений (0)
Краткие теоретические сведения. 3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Краткие теоретические сведения. 3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)