Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.3. Прибыль и рентабельность



2015-11-09 911 Обсуждений (0)
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность 0.00 из 5.00 0 оценок




Студент должен:

знать:

- источники образования прибыли;

- виды рентабельности;

уметь:

- рассчитывать уровень рентабельности.

 

Прибыль предприятия – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.

Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии.

Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.

 

Методические указания

 

Показатель валовой (балансовой) прибыли характеризует общую сумму при­были предприятия, полученную за определенный период, и отражает конечный фи­нансовый результат его производственно-хозяйственной деятельности.

Студенты должны усвоить процесс формирования прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации основных средств и иного имущества (прочей прибыли), прибыли от внереализационных операций, т.е. операций , не связанных с основной деятельностью предприятия.

На промышленном предприятии основную массу прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Она рассчитывается как разница между выручкой от реали­зации продукции в действующих ценах без учета установленных налогов и затратами на ее производство и сбыт.

Налогооблагаемая (расчетная) прибыль формируется из валовой прибыли за вычетом рентных платежей, прибыли, не облагаемой налогом или облагаемой в осо­бом порядке.

Чистая прибыль может быть уменьшена на величину штрафов в бюджет, налогов, расходы по которым покрываются из этого вида прибыли. Из прибыли, ос­тающейся в распоряжении предприятия, формируются резервный фонд, фонд накоп­ления, фонд потребления.

Рентабельность – один из основных показателей эффективности деятельности предприятия. Он характеризует уровень отдачи затрат, вложенных в процесс произ­водства и реализации продукции (работ, услуг).

Рентабельность производства определяется по формуле:

 

Урентбал = (Прбал х 100%) / (ОФ + ОС) ,

где

Прбал - прибыль балансовая, руб.;

ОФ - стоимость основных фондов, руб.;

ОС - стоимость оборотных средств, руб.

 

Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:

Уренткп = (Пркп х 100%) / Скп ,

 

где

Пркп - прибыль от реализации конкретного вида продукции, руб.;

Скп - себестоимость этой продукции, руб.

 

Примеры расчета показателей (в условных цифрах)

Пример 1.Выручка от реализации продукции составила 719640 руб. без учета действующих налогов, а затраты по ее производству и реализации - 701270 руб. Прибыль от реализации излишнего имущества составила 4120 руб., а от внереа­лизационных операций-3170 руб.

Определите структуру прибыли предприятия и сделайте вывод.

 

Решение

 

1.Прибыль от реализации продукции

719640 – 701270 = 18370 руб.

2.Общая сумма прибыли предприятия

18370 + 4120 + 3170 = 25660 руб.

3.Структура прибыли предприятия:

от реализации продукции (18370 / 25660) х 100% = 71,6%

от прочей реализации (4120 / 25660) х 100%=16,1%

от внереализационных операций (3170 / 25660) х 100%=12,3%

 

Наибольший удельный вес в прибыли предприятия занимает прибыль от реали­зации продукции.

 

Пример 2.Прибыль от реализации изделия «А» составила 120 руб., а себестои­мость его производства и реализации-800 руб.

Определите рентабельность изделия "А".

 

Решение

 

1.Рентабельность изделия "А"

Урент = (120 / 800) х 100% = 15%

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Понятие прибыли.

2. Укажите перечень внереализационных доходов.

3. Назовите направления использования фонда накопления.

4. Понятие рентабельности.

5. Укажите формулу расчета рентабельности продукции.

 

Практическое занятие № 7.

Определение величины прибыли и ее структуры. Определение показателей рентабельности производства и продукции.

 

 

Раздел 5

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия)

Студент должен:

знать:

- сущность внутрифирменного планирования;

- понятие и назначение планирования;

- понятие и структуру бизнес-плана;

уметь:

- рассчитывать основные показатели бизнес-плана.

 

Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы планирования. Элементы планирования: прогнозирование; постановка задач; корректировка планов.

Этапы планирования: анализ стратегических проблем; прогноз будущих условий деятельности и определение задач; определение путей и средств достижения поставленных задач; выбор оптимальных вариантов развития; контроль за достижением поставленных задач путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Виды планирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг; оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга, план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций, сводка контрольных показателей.

 

Методические указания

Планирование – это одна из важ­нейших функций и составных частей управления производством, предприятием. Оно представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих дейст­вий, определения направления развития объекта хозяйствования. В ходе составления плана отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намечен­ной цели, устанавливаются намечаемые конечные результаты.

Элементами планирования являются прогнозирование, постановка задач, кор­ректировка планов.

План отличается от прогноза тем, что он не предположение, а четкое задание. Хозяйственные планы содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления этих планов. В рыночной экономике каждый хозяйст­вующий субъект сам вырабатывает свой план действий, т.е. имеет место самопланирование.

Студентам следует усвоить последовательность этапов процесса планирова­ния, значение каждого из них.

План развития предприятия включает примерный перечень разделов: план производства продукции; план развития науки и техники; план повышения экономической эффективности производства; план капитальных вложений и капи­тального строительства; план материально-

технического обеспечения; план по труду и кадрам; план по издержкам производства и реализации продукции; финансовый план; план социального развития коллектива; план мероприятий по охране природы и ра­циональному использованию природных ресурсов. После разработки разделов произ­водится их взаимная корректировка и увязка.

Планы теснейшим образом связаны со временем, поскольку они разрабатыва­ются на определенный период. Результирующие показатели планов фиксируются на момент времени, соответствующий окончанию планового периода. С этой точки зре­ния различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Их раз­личие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования не изменяется. Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности показателей плана и сужается количество показателей.

Планирование предпринимательской деятельности основано на бизнес-плане, который рассматривается как форма внутрифирменного планирования. Бизнес-план-это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуще­ствить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания новой фирмы. Он помогает предпринимателям решить задачи: изучить емкость и перспек­тивы развития будущего рынка сбыта; оценить затраты, необходимые для изготовле­ния и сбыта нужной продукции, соизмерить их с возможными ценами продаж и опре­делить потенциальную прибыльность задуманного дела; обнаружить возможные "подводные камни", подстерегающие новое дело в первые годы его реализации; определить показатели, по которым можно будет регулярно определить состоя­ние своих дел.

Поскольку бизнес-планы разрабатываются применительно к отдельным круп­ным операциям или распространяются на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность предприятия, они отличаются по структуре и содержанию, степени дета­лизации. В бизнес-плане могут отражаться характеристика продукции и услуг; оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга, план производ­ства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций, сводка контрольных показателей.

Бизнес - план составляется на 3-5 лет (для первого года основные показатели в помесячной разбивке, для второго - в поквартальной, а далее - в годовой).

Вопросы для самоконтроля

1. Цель внутрифирменного планирования.

2. Понятие планирования.

3. Назовите виды планирования в зависимости от временного горизонта.

4. Укажите примерный перечень разделов бизнес-плана.

5. Назовите этапы планирования.

 

Практическое занятие № 8.

Составление бизнес-плана.

 

Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации

Студент должен:

знать:

- основные технико-экономические показатели;

уметь:

- рассчитывать: производственную программу, производственную мощность, эффективность новой техники, себестоимость и рентабельности продукции.

 

Показатели предприятия по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок ее расчета в различных видах производств отрасли. Технико-экономические показатели использования оборудования.

Показатели технического развития и организации производства, их расчет.

Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.

Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.

Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Смета затрат на производство.

 

Методические указания

 

Важным разделом плана развития предприятия является план производства продукции (производственная программа). В нем устанавливаются задания по произ­водству конкретных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении. Студенты должны знать, что для натурального измерения используют единицы изме­рения, учитывающие особенности потребления каждого вида продукции. Напри­мер, нефть в тоннах, электроэнергия в киловатт-часах и т.д. Некоторые продукты по своим потребительским свойствам допускают применение различных единиц измерения. Например, ткани учитывают в погонных метрах и в квадратных метрах. В тех случаях, когда предприятие производит несколько разновидностей одного и того же продукта, для определения общего объема производства используют условные натуральные измерители. Например, производство азотных удобрений учитывают в пересчете на сульфат аммония с содержанием 20,5% азота, производство чугуна – в переводе на передельный чугун и т.д.

В стоимостном выражении определяют общий объем продукции любого пред­приятия и отрасли. Стоимостными показателями производственной программы явля­ются реализуемая, чистая, товарная, валовая продукция.

Производственная программа предприятия тесно связана с его производст­венной мощностью.

Под производственной мощностью предприятия понимают максимально воз­можный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в уста­новленных номенклатуре и ассортименте при полном использовании производствен­ного оборудования и площадей с учетом применения передовой технологии, улуч­шения организации производства и труда, обеспечения высокого качества произво­димой продукции. Производственная мощность предприятия определяется мощно­стью ведущих производств (в цветной металлургии - электролизные ванны, в текстильной - прядильное и ткацкое производство и т.д.). На величину производственной мощности влияют состав оборудования и его количество по видам, технико-эконо­мические показатели использования машин и оборудования, фонд времени работы оборудования, производственная площадь основных цехов, номенклатура и ассорти­мент выпускаемой продукции. Различают виды производственной мощности: вход­ная, выходная, проектная, среднегодовая.

Уровень использования производственной мощности измеряется показателями: коэффициент использования мощности, коэффициент загрузки оборудования и др.

К показателям технического развития и организации производства относят ко­эффициент механизации производства, коэффициент механизации ра­бот, коэффициент механизации труда и др.

Обоснование планов развития производства достигается с помощью прогрес­сивных технико-экономических норм и нормативов. Под нормой понимают максимально допустимую величину абсолютного расхода сырья, материалов и т.д. на изготовление единицы продукции требуемого качества. Норматив характеризует сте­пень использования орудий и предметов труда, их расходование на единицу площади, веса и т.д. Различают нормы затрат живого труда, нормы материальных затрат, нормативы использования орудий труда, нормативы организации производст­венного процесса, нормы продолжительности освоения мощностей вводимых объектов.

Эффективность капитальных вложений в новую технику характеризуют пока­затели: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости.

Студенты должны знать, что приведенные затраты по каждому варианту пред­ставляют собой сумму текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложе­ний, приведенных к одинаковой разномерности в соответствии с нормативом эффек­тивности по формуле:

 

ЗПi = Сi + Eн х Кi  min,

 

где

Сi - текущие затраты (себестоимость);

Кi - капитальные вложения;

Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективно­сти капитальных вложений.

 

Исчисленные коэффициент эффективности и срок окупаемости следует сравнить с нормативными величинами.

Рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов благоприятно сказывается на себестоимости продукции (работ, услуг).

Управление текущими затратами осуществляется путем разработки и контроля за исполнением сметы затрат на производство. На основании сметы затрат определя­ется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат по производству продукции и т.п.

 

 

Примеры расчета показателей (в условных цифрах)

Пример 1. В ведущем цехе предприятия установлено пять станков. Полезный (эффективный) фонд времени работы станка за год составляет 2930 часов. Прогрес­сивная норма трудоемкости обработки изделия на этом оборудовании составляет 0,5 часа.

Определите производственную мощность предприятия.

Решение

 

1. Производственная мощность предприятия

М = (n х Фмакс) / Мт ,

где

n - количество единиц ведущего оборудования в цехе;

Фмакс - максимально возможный(полезный) фонд времени ведущего обору­дования, ч.;

Мт - прогрессивная норма трудоемкости обработки изделия на ведущем обо­рудовании, ч.

 

М= (3960 х 7) / 2 = 13860 шт.

 

Пример 2.Среднегодовая мощность предприятия 12000 изделий. Фактически за отчетный год произведено 10820 изделий.

Найти коэффициент использования производственной мощности.

 

Решение:

 

1.Коэффициент использования производственной мощности

Ки = П / Мс ,

где

П - фактический выпуск продукции, шт.;

Мс- среднегодовая производственная мощность, шт.

Ки = 10820 / 12000 = 0,9

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите составные элементы товарной продукции.

2. Укажите формулу расчета среднегодовой производственной мощности пред­приятия.

3. Понятие нормы и норматива.

4. Назовите показатели, характеризующие эффективность капитальных вложений в новую технику.

5. Укажите единицы измерения, используемые при расчете показателей производственной программы.

 

Практическое занятие № 9.

Расчет основных показателей деятельности организации.

 

Раздел 6



2015-11-09 911 Обсуждений (0)
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (911)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)