Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эластичность спроса и ее виды. Факторы, определяюие эластичность спроса



2015-11-06 1326 Обсуждений (0)
Эластичность спроса и ее виды. Факторы, определяюие эластичность спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность» (англ. elastic – эластичный). Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса к изменению цены или дохода и перекрестная эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1 %. Зависимость изменения объема спроса от изменения цены можно

выразить формулой

где ΔQd – изменение объема спроса; ΔP – изменение цены. Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная рассчитывается для конкретной рыночной ситуации, дуговая – по средним значениям цены и объема и показывает тенденцию динамики спроса. Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть

сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, спрос единичной эластичности.

• Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1 % снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы: Ed > 1. Это относится к товарам длительного пользования (мебель, автомобиль).

• Спрос неэластичен, когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы: Ed < 1. Это относится к товарам повседневного спроса (продуктам питания).

• Спрос единичной эластичности, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент эластичности равен единице: Ed = 1.

• Спрос совершенно неэластичный, это ситуация, когда спрос не реагирует на изменения цены: Ed = 0.

• Спрос совершенно эластичен, когда малейшие изменения цены вызывают существенные изменения в объемах спроса: Ed – ∞. Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Ed рассматривается как положительная величина.

Эластичность спроса по цене имеет большое значение для ценовой политики предприятия. При эластичном спросе малейшее повышение цены может уменьшить объемы продаж, что уменьшит выручку предприятия. При неэластичном спросе снижение цены будет уменьшать выручку предприятия.

Двумя основными факторами, оказывающими влияние на выручку предприятия, являются цена на продукцию и объем продаж. Эту зависимость можно представить следующим образом:

TR = f (Pi) или TR = f (Qi).

Коэффициент эластичности выручки (Er) характеризует зависимость изменения объема выручки от изменения определяющих ее факторов (цены или объема).

Эластичность общей выручки можно представить следующими

формулами:

по объему: Er = ΔTR / ΔQ · Q / TR;

по цене: Er = ΔTR / ΔP · P / TR.

Для определения ценовой политики предприятия, максимизирующего выручку, большое значение приобретает и эластичность выручки, и эластичность спроса. Зависимость эластичности выручки от эластичности спроса можно выразить следующей формулой, при этом эластичность спроса берем по модулю Er = 1 – |Ed|.

Коэффициент эластичности выручки может принимать положительное, отрицательное или нулевое значения в зависимости от эластичности спроса и политики предприятия (рис. 7).

1. При неэластичном спросе |Ed| < 1 коэффициент эластичности выручки имеет положительное значение Er > 0, увеличить выручку предприятие может за счет повышения цены.

2. При эластичном спросе |Ed| > 1 коэффициент эластичности выручки имеет отрицательное значение Er < 0, увеличить выручку можно за счет снижения цены и увеличения объема продаж.

3. При спросе с единичной эластичностью |Ed| = 1 коэффициент эластичности выручки имеет нулевое значение Er = 0, это означает, что выручка максимальна. В этом случае выручку нельзя увеличить ни изменением цены, ни изменением объема продаж.

Эластичность спроса по доходу показывает, насколько процентов изменится спрос при изменении дохода потребителей на 1 %.

Коэффициент эластичности спроса по доходу:

Эластичность спроса по доходу характеризуется следующим об-

разом:

• спрос на товары первой необходимости неэластичен, но и растет медленнее, чем увеличивается доход, поскольку имеет определенную степень насыщения потребностей: 0 < Ed < 1;

• на определенные товары увеличивается пропорционально увеличению дохода – спрос единичной эластичности: Ed = 1;

• на предметы роскоши эластичен: Ed > 1;

• на товары Гиффена (малоценные) уменьшается по мере увеличения дохода: Ed > 0.

Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение объема спроса на один товар i с учетом изменения цены на другой товар j.

Степень эластичности зависит от того, являются ли эти товары товарами-субститутами, товарами-комплементами, дополняющими друг друга, или независимыми товарами.

Коэффициент перекрестной эластичности выражается следующей формулой:

Edij = – ΔQi / ΔPj · Pj / Qi.

Возможны следующие варианты перекрестной эластичности спроса по цене:

• на взаимозаменяемые товары спрос эластичен: Edij > 0;

• на взаимодополняемые товары спрос не эластичен: Edij < 0;

• на независимые товары эластичность равна нулю: Edij = 0.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

-значимость блага для бюджета семьи

-является ли данное благо предметом первой необходимости или предметом роскоши

-фактор-время

-консерватизм покупателя: ни за что не откажусь, легко расплачусь




2015-11-06 1326 Обсуждений (0)
Эластичность спроса и ее виды. Факторы, определяюие эластичность спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эластичность спроса и ее виды. Факторы, определяюие эластичность спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)