Прогностически значимые признаки, которые необходимо
Учитывать при массовом отборе юных спортсменов
В ДЮСШ, СДЮШОР
Признаки
| Массовый просмотр детей
| Отбор в учебно-тренировочные группы
| Физическое развитие:
длина тела
весоростовой индекс
жизненная емкость легких
окружность грудной клетки
сила мышц-сгибателей кисти
длина стопы
Общая физическая подготовленность:
бег на 30 м со старта
непрерывный бег 5 мин
скоростной бег на месте 10 с
челночный бег 3х10 м
прыжок в длину с места
подтягивание в висе
бросок мяча 2 кг
прыжок в высоту с места
Функциональные возможности:
PWC170
темпы прироста спортивных показателей
специальная физическая подготовленность
параметры тренировочной деятельности
координационные способности
|
+
+
+
–
+
–
+
+
+
+
–
–
–
–
–
–
–
–
+
|
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
|
В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.
Таблица 43
Ориентировочные нормативы оценки физического развития
Спортсменов (мальчики и подростки)
(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели
| Оценка,
уровень
| Возраст, лет
|
|
|
|
|
|
| Рост, см
|
| 15 4 и выше
146-153
138-145
130-137
129 и ниже
| 160 и выше
153-159
146-152
139-145
138 и ниже
| 168 и выше
160-167
152-159
144-151
143 и ниже
| 177 и выше
168-176
159-167
150-158
149 и ниже
| 185 и выше
178-184
170-177
162-169
161 и ниже
| 188 и выше
180-187
172-179
164-171
163 и ниже
| Вес, кг
|
| 48 и выше
41-47
34-40
27-33
26 и ниже
| 54 и выше
46-53
37-45
28-36
27 и ниже
| 58 и выше
50–57
42-49
34-41
33 и ниже
| 65 и выше
56-64
47-55
38-46
37 и ниже
| 75 и выше
64-74
53-63
42-52
41 и ниже
| 78 и выше
69-77
60-68
51-59
50 и ниже
| ЖЕЛ, см3
|
| 3101 и выше
2601-3100
2101-2600
1501-2100
1500 и ниже
| 3501 и выше
3001-3500
2501-3000
2001-2500
2000 и ниже
| 3801 и выше
3301-3800
2801-3300
2301-2800
2300 и ниже
| 4601 и выше
4101-4600
3601-4100
3101-3600
3100 и ниже
| 5201 и выше
4601-5200
4001–4600
3401-4000
3400 и ниже
| 5801 и выше
5201-5800
4601-5200
4001-4600
4000 и ниже
| Сила кисти руки (сильнейшей), кг
|
| 28 и выше
23-27
18-22
13-17
12 и ниже
| 35 и выше
29-34
23-28
17-22
16 и ниже
| 40 и выше
33-39
26-32
19-25
18 и ниже
| 46 и выше
39-45
32-31
25-31
24 и ниже
| 52 и выше
45-51
38-44
31-37
30 и ниже
| 5 5 и выше
48-54
41-47
34-40
33 и ниже
| Длина руки, в % от длины тела
|
| 45,6 и выше
44,8-45,5
44,0-44,7
43,2-43,9
43,1 и ниже
| 45,6 и выше
44,8-45,5
44,0-44,7
43,2-43,9
43,1 и ниже
| 45,3 и выше
44,6-45,2
43,9-44,5
43,2-43,8
43,1 и ниже
| 45,6 и выше
44,5-45,5
43,4-44,4
42,3-43,3
42,2 и ниже
| 45,8 и выше
45,0-45,7
44,2–44,9
43,4-44,1
43,3 и ниже
| 45,8 и выше
45,0-45,7
44,2-44,9
43,4-44,1
43,3 и ниже
| Длина стопы, в % от длины тела
|
| 16,6 и выше
15,8-16,5
15,0-15,7
14,2-14,9
14,1 и ниже
| 16,6 и выше
15,9-16,5
15,2-15,8
14,5-15,1
14,4 и ниже
| 16,6 и выше
15,9-16,5
15,2-15,8
14,5–15,1
14,4 и ниже
| 16,6 и выше
15,9-16,5
15,2-15,8
14,5-15,1
14,4 и ниже
| 16,5 и выше
15,8-16,4
15,1-15,7
14,4-15,0
14,3 и ниже
| 16,5 и выше
15,8-16,4
15,1-15,7
14,4-15,0
14,3 и ниже
|
Таблица 44
Ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов (мальчики и подростки)
(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели
| Оценка,
уровень
| Возраст, лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бег на 30 м, с
|
| 5,6 и меньше
5,7-5,8
5,9-6,0
6,1-6,2
6,3 и больше
| 5,3 и меньше
5,4-5,5
5,6-5,7
5,8-5,9
6,0 и больше
| 5,1 и меньше
5,2-5,3
5,4-5,5
5,6-5,7
5,8 и больше
| 4,9 и меньше
5,0-5,1
5,2-5,3
5,4-5,5
5,6 и больше
| 4,7 и меньше
4,8-4,9
5,0-5,1
5,2-5,3
5,4 и больше
| 4,6 и меньше
4,7-4,8
4,9-5,0
5,1-5,2
5,3 и больше
|
Окончание табл. 44
|
|
|
|
|
|
|
| Непрерывный
бег 5 мин, м
|
|
–
|
–
|
–
| 1376 и больше
1281–1375
1186-1280
1191-1185
1190 и меньше
| 1446 и больше
1341-1445
1236–1340
1131-1235
1130 и меньше
| 1576 и больше
1476-1575
1376-1475
1276-1375
1275 и меньше
| Прыжок
в длину
с места, см
|
| 170 и больше
155-171
140-154
125-139
124 и меньше
| 182 и больше
165-181
150-164
135-149
134 и меньше
| 198 и больше
183-197
168-182
153-167
152 и меньше
| 213 и больше
198-212
183-197
168-182
167 и меньше
| 238 и больше
219-237
200-218
181-199
180 и меньше
| 251 и больше
235-250
219-234
203-218
202 и меньше
| Прыжки вверх
с места, см
|
| 38 и больше
33-37
28-32
23-27
22 и меньше
| 40 и больше
35-39
30-34
25-29
24 и меньше
| 45 и больше
40-44
35-39
30-34
29 и меньше
| 50 и больше
45-49
40–44
35-39
34 и меньше
| 55 и больше
50–54
45-49
40-44
39 и меньше
| 60 и больше
55-59
50-54
45-49
44 и меньше
| Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, см
|
| 270 и больше
230-265 195-225
160-190
155 и меньше
| 310 и больше 275-305
240-270
205–235
200 и меньше
| 355 и больше 320-350
285-315
250-280
245 и меньше
| 410 и больше 375-405
340-370
305-335
300 и меньше
| 480 и больше 445-475
410–440
375-405
370 и меньше
| 575 и больше 540-570
505-535
470-500
465 и меньше
| Подтягивание из виса, количество раз
|
| 8 и больше
6-7
4-5
2-3
1 и меньше
| 9 и больше
7-8
5-6
3-4
2 и меньше
| 10 и больше 8-9
6-7
4-5
3 и меньше
| 13 и больше 10-12
7-9
4-6
3 и меньше
| 17 и больше 13-16
9-12
50–б
4 и меньше
| 17 и больше 13-16
9-12
50–0
4 и меньше
|
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристика тех физических качеств и морфофункциональных показателей, которые являются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.
Таблица 45
Требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми
Видами спорта
Вид спорта
| Требования к спортсменам
| необходимые
| дополняющие
| второстепенные
| Баскетбол
Волейбол
| Высокий рост, ловкость (мягкость движений)
| Быстрота, выносливость, прыгучесть
| Гибкость, сила рук и становая сила
| Бокс
| Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений)
| Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100
| Гибкость, сила ног
| Борьба
| Ловкость (мягкость и точность движений)
| Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100, быстрота
| Гибкость
| Прыжки в воду.
Фигурное катание на коньках
| Ловкость (во всех ее проявлениях), ростовесовой показатель более 100*
| Сила, гибкость
| Выносливость, быстрота
| Гребля
| Высокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость
| Становая сила, сила рук и ног
| Быстрота, гибкость
| Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика – бег на средние и длинные дистанции
| Выносливость, сила ног, ростовесовой показатель более 100
| Ловкость, становая сила, быстрота
| Гибкость, сила рук
| Плавание
| Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), «чувство воды»
| Высокий рост, сила, ростовесовой показатель более 100
| Быстрота
| Стрельба пулевая и стендовая
| Ловкость (тонкая координация движений)
| Выносливость
| Сила, гибкость, быстрота
| Фехтование
| Ловкость (во всех ее проявлениях), быстрота
| Высокий рост, сила ног, выносливость
| Гибкость
|
*Ростовесовой показатель – разница между длиной и массой тела.
Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.
Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.
Таблица 46
Читайте также:
©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1145)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы
|