Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ (ЭКЗАМЕНУ)



2015-11-07 736 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ (ЭКЗАМЕНУ) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Введение в микроэкономику

2. Общая характеристика рынка

3. Теория спроса и предложения

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Формирование спроса на рынке основного товара

6. Роль фирмы в производстве

7. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (монополии, несовершенной конкуренции, олигополии)

XII. ИСТОЧНИКИ

Основные

  1. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3-х т. /под ред. Видяпина В. И., М., 2010
  2. Видяпин В.И., Добрынин А.И. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2010.
  3. Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.- Киров: АСА, 2005 -2009
  4. Экономика. В 2-х кн. /под ред. Львова Д.С., Видяпина В.И. – М.: ГУУ, 2008

 

Дополнительные

5. Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: СПб. ГУ, 2005

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л Экономикс. –М.: Республика, 2002 - 2010

7. Макроэкономика /под ред. Николаевой И.П. – М., 2002

8. Микроэкономика /под ред. Е.Б.Яковлевой. М. - СПб.: Поиск, 2008

  1. Микроэкономика: практический подход /под ред. Грязновой А.Г. –М., 2008
  2. Носова С. С. Экономическая теория. – М., 2008
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2008
  4. Нуреев Р. М. Сборник задач по микроэкономике. – М., 2008
  5. Океанова З. К. Экономическая теория. – М., 2008
  6. Основы микроэкономики /под ред. Николаевой И.П., М., 2001

15. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, Дело, 2006

  1. Сажина М.А. Экономическая теория. – М., 2005
  2. Экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2005, 2006, 2008
  3. Экономическая теория /под ред. В.Д.Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2005, 2006, 2007.
  4. Экономическая теория /под ред. Н.В.Сумцовой и Л.Г.Орловой.- М.: ЮНИТИ, 2005.
  5. Экономическая теория /под ред. Николаевой И. П.– М., 2002, 2004
  6. Экономическая теория: Учебник для вузов /под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер, 2005.

Материалы периодических изданий

25.Вопросы экономики

26.Микроэкономика

27.Проблемы экономики

28.Российская экономика

29.Российский экономический журнал

30.Слияния и поглощения

31.Финансовый менеджмент

32.Финансы

33.Экономика и жизнь

34.Экономическая газета

35.Эксперт

36.Эпиграф

 

 

Интернет-ресурсы

 

37.Интернет-еженедельник CONSULTING.RU

http://www.consulting.ru/

38.Проект GAAP. RU

http://www.gaap.ru/

Сервер посвящен теории и практике финансового учета и корпоративных финансов.

39.Журнал Эксперт

http://www.expert.ru

40.Рейтинговое Агентство «Эксперт – РА»

http://www.raexpert.ru/

41.Консультант-Плюс

http://www.consultant.ru

42.Международный журнал «Проблемы теории и практики управления»

http://www.ptpu.ru

43.Прайм-тасс – Агентство экономической информации

http://www.prime-tass.ru

44.Служба тематических толковых словарей

http://www.glossary.ru

45.Университетская информационная система РОССИЯ

http://www.cir.ru

46.Информационно-издательский центр «Статистика России»

http://www.infostat.ru/

47.Госкомстат РФ

http://www.gks.ru/

48.Институт экономики переходного периода

http://www.iet.ru/

49.Газета The Economist

http://www.economist.com/

50.Газета The Euromoney

http://www.euromoney.com/

51.Газета The Banker

http://www.thebanker.com/

52.Газета The Financial Times

http://www.ft.com/

53.Инвестиционные возможности России (База данных инвестиционных проектов российских предприятий)

http://www.ivr.ru/

54.Национальное бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research)

http://www.nber.org/

Полностью открытая база научных статей преимущественно американских авторов по всем разделам экономической науки, сотни статей по финансовой проблематике.

 

XIII. ГЛОССАРИЙ

Абстракция— метод научного исследования, исключающий из анализа все случайное (частное, второстепенное) и находящий в исследуемом объекте сущностное, постоянное.

Альтернативная стоимость (ценность) — в экономике — наилучшая из упущенных в результате выбора конкретного варианта альтернатива. Иногда альтернативную стоимость называют экономической стоимостью. Альтернативная стоимость не является предметом учёта, это понятие, на которое можно ориентироваться при принятии решений. Если человек имеет возможность приобрести два товара (блага) А и B, которые ему одинаково интересны (приносят одинаковое удовольствие, полезность) и данный индивид приобретает один из товаров — A за N единиц денег, при этом второй товар стоит M (так что N<M) , то альтернативная стоимость приобретённому товару А будет M. То есть если, приобретаемый более дешёвый товар А вдруг исчезнет из продажи, то такую же полезность можно будет получить приобретя товар В за цену М. Альтернативная стоимость может быть применена также к деятельности человека. Так экономическая наука определяет альтернативную стоимость похода в ночной клуб как сумму средств, которую индивид потратил на данное действие и количество средств, которое он будет иметь, если не пойдёт в клуб и будет работать в это время. Так, например, стоимость входа в клуб равна 500 руб., еда в клубе (ужин) стоит 1500 руб., напитки стоят 1000 руб. Поэтому поход в клуб человеку обойдётся в 3000 руб., и если бы он не пошел, то сэкономил бы 3000 руб., но ужинать ему бы пришлось в любом случае, поэтому он тратит средства на ужин 500 руб. (пусть ужин дома стоит столько), таким образом, индивид экономит 2500 руб. Плюс к этому он провел в клубе 10 часов, а час его работы стоит 250 руб., и если бы он провел это время работая, то дополнительно заработал бы 2500 руб. Таким образом, в экономической науке 5000 руб. - это альтернативная стоимость посещения клуба.

Альтернативные затраты (англ. Opportunity cost) — издержки, затраты, которыми необходимо пренебречь или пожертвовать ради других затрат (затраты неиспользованных возможностей). Также имеет названия — альтернативные издержки, скрытые издержки, внешние издержки и при производстве может быть определено как количество другого товара, которым приходится жертвовать (уменьшать его производство) для увеличения производства данного товара.

Благо— все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый.

Дедукция— метод научного исследования, позволяющий обо­сновать частные явления и процессы на базе общих положений.

Деловая конкуренция — тип соревнования, возникающий между хозяйствующими субъектами, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Демонополизация— устранение государственной или иной мо­нополии, диктующей свои условия рынку.

Денежная масса– совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот, и принадлежащих частным лицам и государству.

Деньги – товар особого рода, выражающий стоимость всех других товаров и служащий всеобщим эквивалентом.

Деньги безналичные – существуют в форме записей на банковских счетах.

Деньги наличные – из металла и из бумаги, передаются из рук в руки в натуральной форме.

Деньги неполноценные - это деньги, у которых номинальная и реальная стоимость не совпадают.

Деньги реальные – это деньги в наличной и безналичной форме, которые можно обменять на реальные блага.

Депозит - это экономические отношения по поводу передачи средств клиента во временное пользование банка.

Дефицит (лат. dēficit «не хватает», «недостаёт») — термин, который в русском языке в основном употребляется в значении превышения спроса над предложением в плановой экономике. Товарный дефицит - это количество товара, которое покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Дивиденд (для целей налогообложения) — любой доход, получен­ный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим ак­ционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям ак­ционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой ор­ганизации.

Дифференциация продукта— степень взаимозаменяемости со­перничающих товаров, возникающая благодаря их особым свой­ствам и позволяющая покупателю выразить свое предпочтение одному из товаров данного вида; существенный отличительный признак у товара (или услуги) может быть для покупателя как реальным, так и воображаемым.

Дома́шнее хозя́йство (домово́дство) — деятельность людей по содержанию жилища и организации своей жизни в доме. В бытовом русском языке часто словосочетание «домашнее хозяйство» означает именно работу по обеспечению жизнедеятельности людей, живущих в доме или квартире. Обычно включает в себя, но не ограничивается:

Доход — экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

Если 0<Е<1 , то спрос не эластичен; если E=1 (порог перехода), то это единичная эластичность; если Е>1 , то спрос эластичен.

Закон Кларка— оценка концепции Дж. Б. Кларка о распределе­нии доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; в соответствии с этим «законом» стимул уве­личения фактора производства исчерпывается по мере того, как цена этого фактора начинает превышать возможные доходы пред­принимателя.

Закон Сэя— концепция Ж. Б. Сэя о беспрепятственной и пол­ной реализации общественного продукта, т.е. бескризисном эко­номическом росте; в соответствии с этим «законом» при дос­тижении и соблюдении обществом принципов laissez faire произ­водство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются благодаря гибкому и свободному ценообразованию на рынке.

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

Законом предложения называется прямая связь между ценой и количеством предлагаемой продукции.

Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Законы Госсена— главные теоретические принципы маржинализма, одним из предшественников которого являлся Г. Госсен; различают два «закона Госсена», из которых первый гласит, что с увеличением наличия данного блага его предельная полезность уменьшается, а в соответствии со вторым — оптимальная струк­тура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегист­рированные в установленном порядке и осуществляющие предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшие­ся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требо­ваний гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предприни­мателями.

Индукция— метод научного исследования, позволяющий вы­явить общие положения и принципы на основе частностей и отдельных фактов.

Институт микроэкономики (находится в Москве) образован слиянием бывших Научно-исследовательского института планирования и нормативов (НИИПиН), Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных топливно-энергетических проблем (ВНИИКТЭП) и Института комплексных транспортных проблем (ИКТП). Все три последних упомянутых института до 1991 года находились при Госплане СССР. Институт является учредителем и издателем научно-практического журнала «Микроэкономика», который входит в определенный Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук».

Институционализм— одно из современных направлений эко­номической мысли, которое сформировалось в 20—ЗО-е гг. XX в. в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономи­ческой мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институ­тов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой.

Кейнсианство— экономическое учение о необходимости и зна­чимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кре­дитной политики и других активных мер воздействия на рыноч­ный механизм.

Классическая политическая экономия— направление экономи­ческой мысли (период с конца XVIII по вторую половину XIX в.), представители которого развенчали протекционистские идеи мер­кантилизма и заложили научную базу методологических и теоре­тических исследований рыночных экономических отношений; глав­ной особенностью направления является пропаганда идей «чис­той» экономической теории и целесообразности «полного laissez faire».

Комплементарные блага — это несколько товаров (два и более) которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.

Конкуре́нция — борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Например, конкуренция между потенциальными участниками рынка, конкуренция между уже существующими участниками или игроками на рынке, конкуренция со стороны суррогатов какого-либо товара или услуги; (например, конкуренция продавцов кожзаменителя и кожи).

Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.[1]

Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Коэффициент эластичности — мера измерения эластичности.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето. Свойства кривых безразличия

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

Кривая производственных возможностей (англ. Production Possibilities Frontier) показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки внутри кривой означают неполное использование ресурсов. Любая производственная программа характеризующаяся точками за пределами кривой не будет обеспечена наличными ресурсами. Если улучшается технология или увеличивается кол-во ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх

Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P).

Кривые безразличия, выражающие комбинации благ, имеющие для экономического субъекта равную ценность, представляют предпочтения обоих экономических субъектов. Чем дальше находится кривая безразличия от индивидуальной точки отсчёта, тем больший уровень полезности достигается экономическим субъектом при владении той или иной комбинацией обоих благ. При любом начальном распределении благ между экономическими субъектами существуют две кривые безразличия, проходящие через точку в ящике Эджворта, соответствующую данному распределению, и отражающие конкретный уровень полезности, на котором находится каждый из субъектов. Если эти кривые не касаются друг друга в данной точке, оба экономических субъекта могут улучшить своё положение с помощью обмена. В этом случае кривые безразличия образуют «линзу» в пространстве ящика Эджворта, любая точка внутри которой выводит каждого из участников на более высокий уровень полезности. Такая новая ситуация является Парето-улучшением по отношению к начальному распределению благ. Если кривые безразличия касаются друг друга в данной точке, то любое другое распределение ресурсов будет хуже хотя бы для одного из участников, то есть в этом случае не существует взаимовыгодного обмена. Эти точки называются эффективными по Парето, а множество всех таких точек представляет собой договорную кривую. Если начальное распределение ресурсов неэффективно (то есть соответствующая точка не лежит на кривой контракта), то при рациональности обоих экономических субъектов добровольный обмен благами будет проводится до тех пор, пока полученное распределение не станет Парето-эффективным. Эта точка, от которой невыгодно отклоняться ни одному из субъектов, называется равновесием в экономике обмена. Множество равновесий образует ядро экономики и является подмножеством договорной кривой.

Маржинализм (маржинальная экономическая теория)— обоб­щение идей и концепций, воснове которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне.

Маржинальная революция— произошедший впоследней тре­ти XIX в. переход от ценностей «классической школы» к ценнос­тям (теоретико-методологическим принципам) маржинализма.

Математическая школа — Уильям Стенли Джевонс, Леон Вальрас, Вильфредо Парето, Фрэнсис Эджворт, используют математику как инструмент математических исследований, предложили качественный (ординалистский) подход к определению предельной полезности, обосновали теорию общего экономического равновесия.

Металлическая теория денег— теория, трактующая обусловлен­ность ценности денег весом подлежащей государством чеканке монеты.

Микроэкономика— раздел экономической теории, изучающий экономические единицы, например фирмы, какие-либо отдель­ные экономические объекты или явления.

Микроэконо́мика — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Микроэконо́мика занимается исследованием следующих основных направлений:

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г. В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

Монетаризм— экономическая теория, основанная на опреде­ляющей роли денежной массы, находящейся вобращении, в осу­ществлении политики стабилизации экономики, ее функциони­рования и развития.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.

Монополия— предприятие или группа предприятий, занима­ющая доминирующее положение на рынке, что позволяет им кон­тролировать и определять цены; форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.

Монопольная цена— вид цены, устанавливаемой монополией. В зависимости от целей монополия может устанавливать монополь­но высокие и монопольно низкие цены.

Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Монопсония возникает при следующих условиях: на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда. Фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Монопсония— ситуация, когда на рынке действует масса мел­ких продавцов и один-единственный покупатель.

Мультипликатор— множитель; категория, используемая в эко­номической теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликационный эффект. В частности, в кейнсианстве под мультипликатором понимается коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансо­вого обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Невидимая рука— понятие, введенное в научный оборот А.Смитом, в соответствии с которым предполагается такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государ­ства, когда последнее, не противодействуя объективным эконо­мическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», т.е. свободного функционирования рыночного механизма.

Нейтральность денег— теоретическое положение «классиков», упрощающее суть денежного товара до некоего технического сред­ства, удобного для обмена, и приводящее к ортодоксальной вер­сии количественной теории денег.

Неоклассическая теория— одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в90-е гг. XIX в. на базе как идей экономического либерализма и «чистой теории», так и принципов системного анализа маржинальных (предельных) по­казателей и микроэкономического исследования, явившись альтер­нативой классической политической экономии; с 30-х гг. XX в. тео­ретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились мак­роэкономическими исследованиями и проблематикой социальной на­правленности и государственного регулирования экономики.

Неоклассический синтез— термин П. Самуэльсона, исполь­зуемый «для обозначения.,, синтеза тех истин, которые были уста­новлены классической политической экономией, и положений, доказанных современными теориями формирования доходов»; бо­лее широкая смысловая нагрузка этого термина в экономической литературе свидетельствует о формировании новой универсальной доктрины современной экономической науки.

Неолиберализм— экономическая концепция государственного регулирования хозяйственных процессов на принципах достиже­ния свободной («чистой») конкуренции предпринимателей, сво­боды рынков и других элементов экономического либерализма; аль­тернативная кейнсианству концепция государственного регулиро­вания экономики.

Непрямые затраты (неявные)—затраты на устранение сбоев или проблем на компьютерах, простои рабочего времени, командировочные, затраты на предотвращение рисков и затраты на устранение их последствий, затраты на обучение персонала и другие подобные затраты. Обычно неявные затраты превышают явные.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама. От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Номиналистическая теория денег— теория, трактующая обус­ловленность ценности подлежащих чеканке денег тем номиналом оценки монеты, который устанавливается государством.

Общее равновесие— устойчивое состояние конкурентной эко­номики, при котором потребитель максимизирует значение фун­кции полезности, а конкурирующие производители максимизи­руют получаемую прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками. Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника). Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков; а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.

Объект налогообложения — операции по реализации товаров (ра­бот, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характе­ристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Олигополия— господство нескольких крупнейших фирм на рынке.

Оптимум Парето (общественная максимальная полезность)— понятие, предназначенное для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосос­тояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одно­го человека; концепция, позволяющая принять оптимальное ре­шение по максимизации прибыли.

«Парадокс Гиффена» - при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.

Паутинообразная модель — простейшая динамическая модель показывающая затухающие колебания в результате которых формируется равновесие.

Перекрёстная эластичность предложения — показатель изменения предложения определённого экономического блага в зависимости от изменения цены комплементарного блага или субститута. В отличие от этого показателя, перекрёстная эластичность спроса оценивает реакцию спроса.

Перекрёстная эластичность спроса — показатель изменения спроса на определённое экономическое благо в зависимости от изменения цены другого блага. У комплементарных благ перекрёстная эластичность спроса отрицательна, у взаимозаменяемых — положительна. Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.

Политическая экономия— термин, введенный в научный обо­рот А. Монкретьеном, издавшим в 1615 г. «Трактат политической экономии»; наименование экономической науки, призванной ре­шать проблемы: а) государственного хозяйства (меркантилистская версия); б) свободного частного предпринимательства (версия классической политической экономии).

Предельная полезность— способность удовлетворять наименее интенсивную потребность; дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги.

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность

Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;

Предельный доход (англ. marginal revenue), также маржинальный доход, предельная выручка — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных издержек. Предельный доход является промежуточным показателем изменения прибыли и формально высчитывается как производная функции прибыли. Предельный доход = Выручка — Переменные издержки

При́быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.

Производственная функция, также функция производства — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, (затраты ресурсов, уровень технологий и др.) может выражаться как множество изоквант.

Протекционизм— политика, направленная на защиту нацио­нальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или косвенного ограничения импорта товаров.

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.

Процент (для целей налогообложения) — любой заранее заявлен­ный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от спосо­ба его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательст­вам.

Прямое налогообложение — обложение налогами, взимаемыми непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (по­доходный налог, налог на прибыль организаций, имущественный налог и т.п.).

Психологический закон— положение Дж. М. Кейнса, в соответ­ствии с которым «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Равновесная цена— цена товара при равенстве спроса и пред­ложения; цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги. Себестоимость изменяется с каждой произведенной или приобретенной единицей товара или услуги. Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Склонность к ликвидности— стремление откладывать часть де­нег в запас в виде банковских или ценных бумаг.

Способ определения суммарной полезности— способ оценки предельной полезности потребляемых благ; способ называется аддитивным, если предельная полезность однородных благ с каж­дой последующей единицей характеризуется с убывающей тенден­цией, и мультипликативным, если предельная полезность одно­родных благ умножается на их количество.

Справедливая цена— категория экономического учения ка­нонистов, «объяснявшая» правомерность административного (не­рыночного) ценообразования и возможности «продавать вещь дороже» во избежание нанесения ущерба как ее «владельцу», так и всей «общественной жизни».

Субституты (от лат. substitutio — замена) — взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Примерами таких товаров могут быть: апельсины и мандарины.

Теория отраслевых рынков – это раздел современной экономической теории, который изучает закономерности формирования рыночной структуры, зависимость стратегического поведения фирмы и результатов их деятельности от особенностей рынков.

Теория отраслевых рынков рассматривает следующие рыночные структуры:

Теория потребления — одна из основополагающих дисциплин микроэкономики. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами. Термин «предельная полезность» был введен в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851-1926).

Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих р



2015-11-07 736 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ (ЭКЗАМЕНУ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ (ЭКЗАМЕНУ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)