Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Выбор перевозчика. Транспортные тарифы





 

Одной из важнейших задач при организации перемещения материалопотока является выбор перевозчика. Прежде всего, это выбор между организацией перевозки собственным подвижным составом и привлечением транспортного посредника. Вопрос о перевозчике может возникать на любом этапе выбора варианта транспортировки. Например, при выборе вида транспорта в пользу железнодорожного варианта перевозки автоматически решается вопрос о перевозчике. А в рамках автомобильного варианта перевозки, как правило, есть возможность выбрать одно из автотранспортных предприятий, присутствующих на местном рынке транспортных услуг, либо воспользоваться собственными транспортными средствами.

Важнейшим критерием, определяющим выбор перевозчика, являются затраты грузоотправителя на перевозку, то есть стоимость услуг перевозчика, его система тарифов [2, с. 157-161], [19, с. 225-227].

Транспортный тариф – это цена транспортных услуг, провозная плата, взимаемая перевозчиком за единицу транспортной работы. Транспортные тарифы формируют доходы транспортных предприятий и являются при этом издержками потребителей транспортных услуг. При перевозке основной номенклатуры грузов применяют систему двухставочных дифференцированных тарифов, построенную на основе разделения тарифных ставок для движенческих и начально-конечных операций. Провозная плата может быть рассчитана по формуле:

 

SЗ = (Знк + Здв · Lгр) · Q, (8.4)

где SЗ – провозная плата за весь объем перевозок, руб.;

Знк – тариф на начально-конечные операции транспортного процесса, руб./т;

Здв – тариф на движенческие операции транспортного процесса,

руб./т · км;

Lгр – рассматриваемое расстояние перевозки по конкретному материальному потоку, км;

Q – объем перевозок грузов (по данному материальному потоку), т.

 

При установлении цен на транспортные услуги используются общие методы ценообразования, адекватные рыночной экономике: «средние издержки плюс прибыль», «на уровне цен конкурентов (средних цен в отрасли)», на основе определения порога рентабельности (обеспечения целевой прибыли), на основе «ценностной значимости» товара (транспортных услуг) [13].



На величину тарифов влияют многие факторы, такие как тип рынка транспортных услуг в зоне обслуживания данного перевозчика, вид материального потока (происхождение и консистенция груза), необходимость использования специализированных транспортных средств, сроки доставки, степень вмешательства государства в процесс ценообразования (установления тарифов), а также реализуемая предприятием стратегия ценообразования и ряд других факторов.

Тип рынка для транспортного предприятия будет определяться не только наличием конкуренции в рамках одного вида транспорта, но и конкуренцией предприятий, относящихся к различным подотраслям (видам) транспорта, то есть наличием альтернативных вариантов доставки. При этом тарифы монополистов, тарифы на перевозки социально-значимых грузов и т.п. регулируются государством.

Очевидно, что при любом методе ценообразования исходной базой для определения цены будет себестоимость перевозок. Характер транспортных услуг обуславливает состав затрат, включаемых в себестоимость. Так, материальные затраты представлены главным образом расходами на топливо и электроэнергию на технологические цели. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства относительно велик удельный вес заработной платы и амортизационных отчислений в структуре себестоимости. При этом удельный вес общехозяйственных расходов может быть несколько ниже, чем в некоторых подотраслях промышленности.

Особенности формирования транспортных тарифов проявляются в их дифференциации по ряду признаков [2, с. 158-160], [19, с. 234-238].

По источнику формирования и степени контроля над процессом ценообразования выделяют следующие виды транспортных тарифов:

¾ государственные (регулируемые федеральными органами);

¾ местные или региональные (устанавливаются по согласованию с региональными органами);

¾ отраслевые (устанавливаемые отраслевыми транспортными органами);

¾ свободные договорные (устанавливаются по договору с потребителями транспортных услуг на единичную перевозку или определенный временной период).

По виду перевозок тарифы делятся на грузовые и пассажирские. Кроме того, в зависимости от характеристик груза (вида материального потока) тарифы подразделяются на:

¾ общие (основные на каждом виде транспорта, используемые для основной номенклатуры перевозимых грузов);

¾ исключительные (для определенных грузов или условий перевозки);

¾ специальные (учитывающие стоимость дополнительных услуг);

¾ повременные;

¾ и др.

На величину как грузовых, так и пассажирских тарифов на всех видах транспорта оказывают влияние также следующие факторы:

¾ вид сообщения (городское, пригородное, междугороднее, международное, местное, т. д.);

¾ скорость движения (высокоскоростное, скорое, экспрессное и т.д.);

¾ вид отправки (повагонная, маршрутная, контейнерная и т.д.);

¾ тип подвижного состава (универсальный, специализированный и др.);

¾ степень использования грузоподъёмности транспортного средства;

¾ качество транспортного обслуживания.

В рамках реализуемой маркетинговой стратегии предприятие может использовать гибкую систему тарифов. Так, с целью стимулирования грузопотоков по отдельным направлениям (например, на участках преимущественно порожнего движения транспорта) предприятие может устанавливать на эти перевозки тарифы со сниженной нормой рентабельности. Сезонные изменения тарифов направлены также на обеспечение равномерной загрузки транспортной сети. С целью удержания рынков (или проникновения на новые) в течение какого-то периода времени предприятие может осуществлять перевозки некоторых видов грузов даже по тарифам ниже себестоимости, получая прибыль за счет высоких норм рентабельности по другим перевозкам, пользующимся устойчивым спросом. По ценам ниже себестоимости могут осуществляться также социально значимые перевозки, дотируемые из бюджетов.

Для обеспечения эффективности транспортных операций необходимо соблюдение методологического единства в формировании тарифов транспортными предприятиями и дифференциации их в зависимости от условий перевозки.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)