Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Опишите все методы дошкольной педагогики





Дайте определение «дошкольная педагогика»

Это наука о законах воспитания и образования ребенка до начала обучения в школе, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

В чем принципиальное различие понятий «воспитание», «обучение», «развитие»? Какое из этих понятий ведет за собой остальные?

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Закон "Об образовании в РФ")

Воспитание происходит постоянно, во время образовательной деятельности и вне ее.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Закон "Об образовании в РФ")

Обучение более узкое понятие, чем воспитание. Оно также направленно на развитие.

Человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным. Качественное обучение не всегда является показателем личностного развития.

Чем отличается личностно – ориентированный подход от индивидуально- дифференцированного?

Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.

При личностно-ориентированном подходе педагог работает с учениками-личностями, которые имеют свой мир чувств и переживаний. Отношения между детьми и взрослыми основаны на уважении друг к другу.

Такой подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе как активного субъекта этого процесса, а, следовательно, означает становление субъективных отношений.



При индивидуально-дифференцированном подходе учащиеся группируются с учетом уровня умственных способностей, развития физических умений, индивидуальных психических особенностей. Внутри одного занятия могут быть задания разного уровня сложности.

Опишите все методы дошкольной педагогики.

1. Исследовательские методы;

2. Средства развития дошкольной педагогики как науки, прогноз ее развития и определение тенденций воспитания и обучения человека будущего.

Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Частота наблюдений зависит от возраста, что связано с темпами развития. Чем меньше ребенок, тем чаще проводятся наблюдения.

Одновременное сравнение людей разного возраста – метод поперечных срезов.

Лонгитюд (метод продольных срезов) – прослеживание изменения психологических процессов у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование (в дошкольной педагогике в основном беседа) Исследуются 2 показателя – вербальный и невербальный интеллект (понимание, выраженное не словами, а действиями)

Беседа - непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Например, разбор спектакля (что увидели? что понравилось?), методика «завершения рассказа».

Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса (анкеты родителей – кем работают, телефоны и т.п.). Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Детский вариант тематического апперцептивного теста (на восприятие) – показать рисунок.

Социометрический метод – например, ребенок отвечает на вопрос «С кем ты хочешь сесть рядом?» Выборы взаимные и нет раскрывают структуру отношений в группе. Выделяют популярных детей, предпочитаемых, тех, кого выбирают мало и отвергаемых (изолированных). Последние особенно нуждаются в помощи.

Высокая эффективность исследования достигается с помощью эксперимента. Лабораторный эксперимент – построение процесса с заданными свойствами (автор метода Л.С.Выготский) – это игры, учебная деятельность.

Частота наблюдений зависит от возраста. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще интервал между наблюдениями.

Эксперимент отличается от педагогического наблюдения или исследовательской беседы активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерно манипулирующего факторами и регистрирующего изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта. Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез. Однако педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью, поэтому «чистый» эксперимент в педагогике невозможен. Учитывая это обстоятельство, педагоги должны формулировать свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

 

Изучение педагогического опыта

Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки, практики, вести самостоятельные научные исследования.

Источниками информации являются народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Педагогическое исследование проводится с целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)