Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 2. Нормативная база школьного химического образования. УМК по предмету. Школьный учебник химии




Изучив тему, вы должны

ЗНАТЬ:

· нормативную базу химического образования в средней школе;

· структуру стандартов первого и второго поколения;

· структуру школьной программы по химии;

· содержание наиболее популярных в регионе (не менее трех) школьных учебников по химии;

· авторов наиболее распространенных учебно-методических комплектов по химии;

· компоненты УМК по химии и их важнейшие функции.

 

УМЕТЬ:

· определять соответствие программы и учебника по химии государственным стандартам;

· анализировать и обосновывать содержание школьного курса химии в целом и отдельных тем в соответствии с критериями оптимизации сложности, а также с точки зрения ведущих идей школьного курса химии;

· определять доступность содержания учебника для соответствующей возрастной категории учащихся;

· ориентироваться в многообразии линий УМК;

· анализировать компоненты УМК, обосновывать целесообразность их использования;

· организовывать работу школьников с учебником химии.

 

Задания для подготовки к занятию (входной контроль):

1) Нормативные документы системы образования в целом и химического образования в частности.

2) Федеральный компонент государственного стандарта и федеральный базисный учебный план. Образовательные стандарты нового поколения.

3) Школьные программы по химии.

4) Состав, структура и функции компонентов УМК по предмету.

5) Школьный учебник химии.

Литература:

Основная:

1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе.- М.: Владос, 2000, с. 38-40, 162-173.

Дополнительная:

1. Общая методика обучения химии в школе/ Р.Г.Иванова и др.; под рад. Р.Г.Ивановой.- М.: Дрофа, 2008, с.6-80.

2. Зайцев О.С. Методика обучения химии.- М.: Владос, 1999, с.145-172.

Подготовка сообщений:

1) Первые стабильные учебники по химии и преемственность между ними (Созонов С.И., Верховский В.Н. "Элементарный курс химии", 1911г; Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. "Неорганическая химия", 1933 г; Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. "Неорганическая химия")



2) УМК О.С.Габриеляна

3) Обзор современных УМК разных авторов, имеющих гриф Министерства.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Охарактеризуйте систему нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в школе (Приложение 1).

2. Ознакомьтесь со структурой и содержанием, затем кратко охарактеризуйте Новый Федеральный закон ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (принят Государственной Думой РФ 21.12.2013 г. Вступил в силу 1.09.2013 г.)

3. Ознакомьтесь с Федеральным компонентом государственного стандарта и стандартом по учебному предмету "химия" (стандартом первого поколения). Проанализируйте его структуру, составные части. Оцените формулировки целей обучения предмету на разных ступенях обучения, обязательный минимум содержания предмета. Дайте характеристику предъявляемых требований к уровню подготовки выпускников.

4. Ознакомьтесь с Федеральным базисным учебным планом. Что в нем отражено?

5. Сравните Федеральный компонент государственного стандарта и ФГОС ООО (основного общего образования) (как формулируются цели, насколько они диагностичны; отражено ли содержание курса в этих документах; каковы требования к освоению курса химии).

6. Перечислите составные компоненты любой учебной программы по химии.

7. Проанализируйте нормативные части одной из программ по химии:

а) Какие вам известны нормативные компоненты программы?

б) Каковы цели изучения учебного предмета? В каком разделе программы они указаны? Как формулируются цели учебного предмета в современных программах?

в) Диагностично ли сформулированы цели учебного предмета в анализируемой программе?

г) На какие три группы можно разделить задачи преподавательской деятельности в школе? Какая из групп задач формулируется, как правило, диагностично? Почему?

д) Выделите в анализируемой программе задачи обучения, развития, воспитания.

е) Приведены ли в программе требования к результатам обучения? Разделены ли они, так же как и задачи обучения, на три группы? Какая из этих групп требований сформулирована более диагностично?

ж) Достаточно ли времени, отведенного учебным планом, на изучение данного курса; отдельных его тем?

з) Какие достоинства вы видите в данной программе? На конкретных примерах покажите, что вам не понравилось в ней, объясните, почему.

и) Хотите ли вы усовершенствовать данную программу?

к) Выбрали бы вы данную программу для работы по ней?

8. Проанализируйте констатирующую часть программы:

а) Оцените, является ли программа (также и учебник к ней) систематической или несистематической. Обоснуйте свое мнение.

б) Сравните содержание программы с Государственным образовательным стандартом по химии. Есть ли превышение объема содержания программы по сравнению со стандартом?

в) Ознакомьтесь с разделами, включенными в программу. Определите систему построения программы (с ориентацией на систему понятий о веществе, либо о реакции).

г) Проанализируйте объем содержания каждой темы. Попробуйте оценить, насколько соответствует планируемое число учебных часов по какому-либо блоку его объему. Достаточно ли времени выделено на изучение конкретных тем?

д) По соотношению теоретических и описательных тем определите сложность курса.

е) Какие теоретические концепции изучаются? Выделены ли теории в самостоятельные темы курса?

ж) Найдите в программе одну из теоретических тем и решите, правильно ли она размещена. Можно ли ее поместить в другом месте программы?

з) Проанализируйте структуру и выделите ключевые понятия этой темы. Отметьте, какие опорные понятия должны быть изучены ранее, чтобы уч-ся смогли освоить эту тему. Какие теоретические понятия претерпевают развитие (качественно меняются) в данной теме?

и) Предусмотрены ли программой обобщающие темы? По какому материалу? Насколько это логично?

к) Какова насыщенность курса разными видами химического эксперимента?

л) Какова насыщенность курса расчетными задачами? Каковы их типы?

9. Изучите несколько программ по химии. Проведите их анализ, сравните их.

10. Дайте детальную характеристику одной из систематических программ по химии (по плану Приложения1).

11. Изучите предложенную программу пропедевтического курса химии. Охарактеризуйте ее.

12. Изучите предложенную программу углубленного курса химии. Определите, в каком направлении осуществляется углубление. Не включается ли в содержание программы частично вузовский курс? Доступно ли содержание пониманию школьников? Обоснуйте ответ. (Помните, что доступность содержания определяется числом имеющихся опорных понятий, ранее известных учащимся.)

13. Курс органической химии занимает особое место в школьном химическом образовании. Охарактеризуйте курс органической химии, изучаемый на старшей ступени обучения. Применимы ли к курсу органической химии такие же требования, как и к курсу неорганической химии? Можно ли курс органической химии изучать раньше, чем курс общей и неорганической химии?

14. Ознакомьтесь с предложенными авторскими линиями альтернативных учебников. Обратите внимание на гриф - специальную запись на титульном листе.

15. На примере любого учебника выделите все его структурные элементы: основной, дополнительный, пояснительный тексты; внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки) (Приложение 2).

16. В предметном содержании учебника найдите отражение всех дидактических единиц.

17. Рассмотрите несистематически построенный учебник химии "Химия и общество" (пер. с англ.; под ред. Г.Д .Вовченко.- М.: Мир, 1995). Приведите аргументы в поддержку и против такого построения.

18. Дайте детальную характеристику одного из учебников по химии (по плану Приложения 2).

19. Изучите и обсудите конкретный раздел учебника (разных учебников) химии с точки зрения требований к нему как к обучающей системе.

20. Сравните один из современных учебников по химии с ранее использовавшимися учебниками Ю.В.Ходакова Неорганическая химия-7-8, Химия-9. Отметьте, как шло развитие методической науки и полиграфических возможностей.

21. Разработайте комплект заданий по определенной теме для самостоятельной работы школьников с учебником химии на уроке и дома.

22. Ознакомьтесь с предложенными компонентами УМК по химии. Классифицируйте их, укажите их основные предназначения.

23. Выберите 2-3 элемента УМК, охарактеризуйте их.

 

Приложение 1





Читайте также:

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Андрющенко Д.В., Логинова Д.П. Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 20 с .
Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник для нач. проф. образования / Н.А. Анфимова. – 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
В соответствии с ГОС, предшествующий уровень образования абитуриента должен быть не ниже (полного) среднего общего образования.
В суставах у детей школьного возраста и юных спортсменов
Виды, формы и методы внутришкольного контроля






Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)