Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процентное изменение цены




 

Математически формула расчета коэффициента эластичности предложения записывается:

 

(Q2-Q1):(Q2+Q1)

E =

(P2-P1):(P2+P1)

 

 

Где,

Q1 – объем предложения товара до изменения цены;

Q2 – объем предложения товара после изменения цены;

P1 – цена товара до изменения;

P2 – цена товара после изменения.

 

Как видно, метод расчета эластичности предложения тот же, что и спроса, лишь с тем различием, что эластичность предложения всегда положительна, т.к. кривая предложения имеет восходящий характер, а закон предложения описывает прямую зависимость между объемом предложения и ценой, (цена растет – объем предложения растет, цена падает – объем предложения падает). Следовательно, необходимости в замене знака нет.

Различают следующие формы эластичности предложения:

 

1. Эластичное предложение(Ed > 1). Величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для долгосрочного периода (когда предприятие имеет возможность приспособиться к изменению рыночной конъюнктуры)

Рисунок 3.9. Кривая эластичного предложения

 

2. Неэластичное предложение (Е < 1).Величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для краткосрочного периода (когда предприятие, может приспособиться к рыночным трансформациям только за счет ближайших резервов).

Рисунок 3.10. кривая неэластичного предложения

 

3. Абсолютно (совершенно) эластичное предложение (Е → ∞).Эта форма эластичности предложения имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малейшем изменении цены. Она характерна для долгосрочного периода, а кривая предложения принимает горизонтальное положение.

Рисунок 3.11. Кривая абсолютно эластичного предложения

 

4. Абсолютно (совершенно) неэластичное предложение (Е = 0).Имеет место тогда, когда величина предложения абсолютно не изменяется при изменении цены. Эта форма эластичности свойственна текущему (мгновенному) периоду, а кривая предложения строго вертикальна.



 

 

Рисунок 3.12. Кривая абсолютно неэластичного предложения

Понятие «эластичность предложения» применимо к таким переменным, как:

· ставка процента;

· уровень заработной платы;

· цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве данной продукции.

Следует отметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, т.к. повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек, а это, в свою очередь, сокращает объемы выпуска товаров.

На эластичность предложения оказывают влияние разнообразные факторы.

Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара.

По способности и скорости реакции предприятия на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

 

Мгновенный (текущий) период – это период, в течение, которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению цены, т.к. товар уже произведен и доставлен к месту продажи. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (Sм). Это означает, что предложение в этом периоде абсолютно неэластично, т.е. Es = 0.

 

 

Sk

P

 

Еs=0 Es>0

 

Sd

 

Es>0

Qs Q

 

Рисунок 3.13. Влияние на эластичность предложения фактора времени.

Краткосрочный период – это период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, не осуществляя никаких капиталовложений. Кривая предложения в этот период (Sк) начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Однако существует предел расширения предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем Qs), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Для того чтобы преодолеть этот предел, необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период (Sd) – это период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осваивая капиталовложения, путем закупки нового, более производительного оборудования, дополнительного найма рабочей силы, строительства новых производств. В долгосрочном периоде, предприятие не только способно полностью удовлетворить сформировавшийся на рынке спрос, но, и сформировать новый.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

 

(Qx2-Qx1):(Qx2+Qx1)

Eху =

(Py2-Py1):(Py2+Py1)

 

Где,

Qx1 – объем производства товара Х до изменения цены товара У;

Qx2 – объем производства товара Х после изменения цены товара У;

Py1 – цена товара У до изменения;

Py2 – цена товара У после изменения.

 

Перекрестная эластичность предложения бывает:

· положительнаядля взаимодополняемых товаров, т.е. при увеличении цены на товар У объемы предложения товара Х увеличиваются, и наоборот (производство фотоаппаратов и фотопленки);

· отрицательнаядля взаимозаменяемых товаров, т.е. с ростом цен на товар У объемы предложения товара Х сокращаются, и наоборот (автобус и такси);

· нулеваядля независимых или нейтральных товаров, т.е. цена товара У вообще не влияет на объемы производства товара Х (тетради и бананы).

2. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения (чем более длительное время может храниться товар, и чем меньше стоимость его хранения, тем больше его эластичность, например, столы и молоко).

3. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (об этом мы говорили ранее).

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены (чем больше ограничен доступ к ресурсам, тем меньше эластичность предложения).

5. Степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей (чем больше возможностей по привлечению капитала и чем выше уровень конкуренции, тем больше эластичность предложения).

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара и специфика производственного процесса (если производитель может быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка путем увеличения производства данного товара, или налаживанием выпуска другого товара, то предложение будет эластичным).

 

Мы, ранее, говорили о том, что существует связь между эластичностью спроса и выручкой производителя. Попытаемся рассмотреть взаимосвязь между доходами производителей (выручкой) и эластичностью предложения.

Итак, кривая предложения характеризует объемы предложения товара по каждой конкретной цене из ряда возможных. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, сокращения – влево. Допустим, мы имеем две кривые предложения S1 и S2, причем кривая S1 более «пологая» и обладает большей эластичностью. Допустим, цена сначала растет, а потом уменьшается.

 

 

Рисунок 3.14. Влияние эластичности предложения на выручку предприятия

 

Анализ кривых предложения свидетельствует о том, что доход предприятия увеличивается с ростом цен и уменьшается со снижением цен при любых значениях эластичности предложения. Заметим, что кривые спроса отображают обратную зависимость: доход предприятия увеличивается с уменьшением равновесной цены при эластичном спросе и сокращается при неэластичном спросе. Что касается предложения, то его эластичность предопределяет «скорость» прироста или уменьшения дохода. Так, при эластичном предложении доход, по мере увеличения равновесной цены, растет быстрее, чем при неэластичном, и, наоборот.Следовательно, предприятие, имеющее более эластичное предложение, будет быстрее наращивать доходы и прибыль, но, при этом, в случае негативных рыночных изменений, имеет больше шансов обанкротиться.

 

Эластичность тесно связана с уровнем занятости населения.

Представим себе, что предприятия, выпускающие какой-то товар, внедрили технические новшества, в результате – снизились издержки, увеличилось предложение товара. Если спрос на товар имеет неэластичную форму, то объем его продаж возрастет незначительно и можно ожидать, что в будущем предприятия не смогут предоставить работу всем своим работникам, высвобождающимся в результате технических нововведений. Т.е. реальным следствием такого положения вещей станет рост безработицы.

Если спрос на товар имеет эластичную форму, то существует большая вероятность того, что высвобождающиеся рабочие найдут применение в результате значительного увеличения объемов продаж и выпуска. Т.е., угрозы роста безработицы не будет.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)