Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие



2015-11-07 3034 Обсуждений (0)
Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие 4.71 из 5.00 7 оценок




Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод: в реальной действительности действует ряд дестабилизирующих факторов, которые нарушают состояние рыночного равновесия.

В современной экономической литературе функционирование рынка приравнивается к саморегулируемой системе, в основе которой лежит рациональное экономическое поведение, т.е. предприятия, удовлетворяя свои интересы, одновременно, направляемые «невидимой рукой» (см. А. Смит), способствуют обеспечению общественных интересов.

Саморегулирующаяся экономическая система проявляется, с одной стороны, как форма организации саморегулирования, с другой стороны, как метод хозяйствования. Первое связано с существованием: многообразия форм собственности, различными организационно-правовыми формами хозяйствования, рыночной инфраструктурой. Второе – с действием интеграционных и конкурентных процессов, основой которых является государственное регулирование, направленное на ограничение поведения производителей в процессе конкуренции и монополизации.

Исторически, система государственного регулирования возникла в результате конкуренции между товаропроизводителями, которая превратилась в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности, обеспечивая «коридор свободы», внутри которого они не в состоянии оказывать воздействия на соперников. Позже, государственному регулированию стали присущи социальные приоритеты: защита малоимущих, контроль за ценами, а точнее их соответствием качеству продукции, защита прав потребителей, т.д.

 

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

· налоги;

· дотации;

· фиксированные цены.

 

Остановимся на них подробнее. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических субъектов и, следовательно, не нарушают функционирование рыночных процессов.

Влияние налогов на рыночное равновесие рассмотрим на примере введения налогов:

а) для продавца;

б) для потребителя.

Рассмотрим первый вариант. Предположим, что Правительством вводится акцизный сбор на какой-то вид продукции в размере Т грн. на каждую единицу.

До введения налога линия спроса занимала положение D, а линия предложения S. Равновесная цена соответствовала Р, равновесный объем – Q. В результате введения налога произойдет сдвиг кривой предложения влево вверх S2 на величину Т грн. (налог – неценовой фактор, он увеличивает расходу производителя, снижая его прибыль, т.е. способствует сокращению объема производства и росту цены). На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится от Q до Q1, а цена вырастет от Р до Р+. Однако, количество товара Q1, при прошлом равновесии производитель мог бы предлагать на рынок только по цене Р- (см. рис. 2.20).

 

 

Q1 Q

 

 

Рисунок 2.20. Влияние на рыночное равновесие налога при уплате его продавцом

 

Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р- Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР-, а взнос покупателя – РВАР+.

 

 

Рассмотрим второй вариант – налог вносят в бюджет покупатели. Введение дополнительного налога для покупателей снизит их реальные доходы, т.е. потребитель почувствует себя беднее. Так как, это неценовой фактор, то кривая спроса сместиться влево вниз, т.е. покупатели будут готовы покупать тот же объем товара, при условии, что его цена будет ниже предыдущей равновесной (см. рис. 2.21).

 

 

 

Рисунок 2.21. Воздействие на рыночное равновесие налога при уплате его покупателем

 

Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р- Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР-, а взнос покупателя – РВАР+.

 

Выше изложенное позволяет сделать вывод: не играет роли тот факт, кто выступает плательщиком налога – продавцы или покупатели. И в том, и в другом случае налог будет выплачиваться обоими участниками рынка. Но, необходимо отметить, что распределение налогового бремени между продавцами и покупателями не всегда пропорционально, оно зависит от соотношений наклонов линий спроса и предложения (т.е. от эластичности спроса и предложения, о чем мы поговорим позже).

 

Так,

· чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога выплачивается покупателем;

· чем больший наклон имеет линия предложения и меньший линия спроса, тем большая часть налога выплачивается продавцом.

 

Следующим инструментом государственного регулирования рынка являются дотации.

Дотация – это отрицательный налог или «налог наоборот». Она может устанавливаться в процентах к цене товара, или в абсолютной сумме к единице товара. Дотации могут получать как производители (продавцы), так и потребители (покупатели).

Если дотацию получают производители - кривая предложения смещается вправо вниз, т.е. уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объем продукции на рынке. Если дотацию получают потребители – кривая спроса сдвигается вправо вверх, т.е. увеличивается и цена и равновесный объем. На рынке происходят действия противоположно направленные процессу введения налогов. Однако, и в первом, и во втором случае: дотация делится между потребителем и производителем; пропорции в распределении дотации зависят от соотношения в наклонах кривых спроса и предложения.

Наиболее неэффективным методом государственного регулирования рынка является установление фиксированных цен на товары и услуги, потому что это затрудняет действие рыночного механизма, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен может осуществляться двумя способами:

· установление верхнего предела цен («потолок цены»);

· установление нижнего предела цен («пол цены»).

 

Остановимся на них подробнее.

 

Установление верхнего предела цены – это процесс законодательного введения максимальной верхней границы цены на отдельные товары. Такая цена может называться «социально низкая», обычно вводится для поддержания малоимущих слоев населения на товары первой необходимости. Эта цена всегда меньше равновесного уровня и при ее введении на рынке образуется дефицит (см. вопрос 2.3. рис.2.6).

Установление нижнего предела цены – это процесс зак5онодательного введения минимальной нижней границы цены на отдельные товары. Такую цену можно назвать «стимулирующей», потому что ее введение способствует повышению мотивации хозяйственной деятельности производителей, а, следовательно, способствует росту предложения товара. В условиях рынка такая цена всегда устанавливается выше равновесного уровня, что способствует перепроизводству, или формированию рыночного излишка (см. вопрос 2.3. рис.2.6).

 

Вопросы для обсуждения.

 

 

1. Объясните закон спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей? Покажите графически отличия индивидуального спроса от рыночного.

 

2. Назовите детерминанты (факторы) спроса. Что происходит с кривой спроса, когда каждая из этих детерминант изменяется?

 

3. Объясните различие между изменением в спросе и изменением величины спроса и покажите это различие графически.

 

4. Определите происходит ли изменение в спросе или изменение величины спроса в следующих ситуациях:

а) потребительские доходы возрастают, а в результате увеличивается сбыт ювелирных изделий;

б) парикмахер повышает цену за стрижку волос, и число его клиентов сокращается;

в) цена на "Волгу" увеличивается, и следствием этого оказывается увеличение объема продаж модели "Таврия".

 

5. Определите какие факторы (детерминанты) оказывают влияние на спрос в следующих ситуациях:

а) физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на велосипеды;

б) снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование;

в) увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, мясо, колбаса, и снижается спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, ношеная одежда, восстановленные шины;

г) снижение тарифов на пассажирские авиационные перевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом;

д) неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидание более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.

 

6.Определите направление сдвига кривой спроса под влиянием следующих факторов (вправо или влево):

а) рост цен замещающего товара;

б) понижение цены замещающего товара;

в) рост цены дополняющего товара;

г) понижение цены дополняющего товара;

д) рост дохода потребителя (нормальный товар);

е) уменьшение дохода потребителя (нормальный товар);

ж) предпочтение товара покупателями растет;

з) предпочтение товара покупателями падает;

и) изменение потребительских ожиданий по поводу будущего состояния рынка (в зависимости от конкретных обстоятельств).

 

7. Согласны ли вы со следующим утверждением?

Поскольку с 2000 по 2004 годы спрос на яблоки в Украине ежегодно увеличивался, хотя их цена возрастала, то на рынке яблок не действует закон спроса? Объясните эту ситуацию, покажите на графике.

 

8.В инфляционной ситуации резко возрастают цены на все товары. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены увеличение производства и предложения товаров?

 

9. Объясните закон предложения. Почему кривая предложения оказывается восходящей?

 

10. Назовите детерминанты предложения. Что происходит с кривой предложения, когда каждая из этих детерминант изменяется?

 

11.Объясните различие между изменением в предложении и изменением величины предложения и покажите это различие графически.

 

12. Определите, происходит ли изменение в предложении или величины предложения в следующих ситуациях:

а) в результате снижения издержек производства производители продают больше автомобилей;

б) снижение цены на пшеницу вызывает увеличение ежемесячного объема продаж кукурузы;

в) вследствие снижения на розничных рынках цены на апельсины их поставки на рынки сокращаются;

г) правительство увеличивает акцизный сбор на спиртные напитки.

 

13.Определите, какие факторы (детерминанты) оказывали влияние на предложение в следующих ситуациях:

а) снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы;

6) создание кукурузного инсектицида против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы;

и) повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение;

уменьшение дотаций университетам сокращает предложение специалистов с высшим образованием;

г) снижение цен на свинину и баранину увеличивает предложение говядины;

д) ожидание существенного снижения цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение;

с) увеличение числа фирм, производящих персональные компьютеры, увеличивает предложение этих компьютеров; образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество футбольных матчей между профессиональными футбольными командами.

 

14. Определите направление сдвига кривой предложения под влиянием следующих факторов (вправо или влево):

а) рост цен на ресурсы (рабочая сила и сырье);

б) понижение цен на ресурсы;

в) появление технологии, сокращающей затраты на производство;

г) рост цены товаров, производимых из тех же ресурсов, что и данный товар;

д) понижение цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар;

е) изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка (в зависимости от конкретных обстоятельств).

 

15. Покажите на графике и объясните, что произойдет на рынке цыплят,

если:

а) суровая зима приведет к сокращению поголовья скота;

б) понизится цена кормов для цыплят;

в) распространится эпидемия и множество цыплят погибнет;

г) произойдет быстрый рост населения.

 

16. Дайте определение рыночной равновесной цены. Какую роль выполняют прямая и обратная линейная зависимости между ценой и количеством товаров при установлении равновесной цены?

 

17. При данной величине предложения как скажется каждая из следующих позиций на спрос на продукт В, на равновесную цену на него и на величину его предложения?

а) продукт В становится более модным;

б) цена на продукт С, полноценный заменитель продукта В, снижается;

в) потребители ожидают снижения цен и снижения доходов;

г) происходит быстрый рост численности населения.

 

18. Объясните и изобразите графически влияние:

а) увеличения дохода на кривую спроса на товар лучшей категории;

б) снижение цены продукта на спрос на продукт-заменитель;

в) сокращение дохода на кривую спроса на нормальный товар;

г) повышение пены продукта на спрос на сопряженный товар К.

19. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений в спросе и (или) предложении на равновесную цену и равновесное количество продукта на конкурентном рынке:

а) предложение сокращается, а спрос остается неизменным;

б) спрос сокращается, а предложение остается неизменным;

в) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;

г) спрос увеличивается, а предложение остается неизменным;

д) спрос повышается и предложение увеличивается;

е) предложение увеличивается, а спрос сокращается;

ж) спрос повышается, а предложение сокращается;

з) спрос сокращается и предложение сокращается.

 

20. Выгодны ли косвенные налоги (дотации) потребителям, производителям? Как влияют косвенные налоги (дотации) на рыночное равновесие?

 

21. Чем отличаются такие способы вмешательства в рыночный механизм ценообразования, как налогообложение продаж и принудительное установление цены ниже рыночного равновесия?

 

22. Как влияют на уровень цены товаров такие факторы, как рэкет, взятки чиновникам и государственное налогообложение? Можете ли Вы показать это влияние с помощью графика?

 

23. Почему талоны, купоны, карточная система распределения не способны преодолеть дефицитность товарных рынков?

 

24. Как влияют перечисленные в таблице 2.1. изменения на спрос и предложение? Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (поставьте "галочки" в колонках, названия которых характеризуют эффект изменения).

Таблица 2.1.

 

Изменения (при прочих равных условиях)   Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
1. Изменение цен конкурирующих товаров        
2. Внедрение новой технологии        
3. Изменение моды на товар        
4. Изменение потребительских доходов        
5. Изменение цен на сырье        

 

25. При сравнении двух равновесных позиций на рис. 2.1 видно, что фактически большее количество продуктов покупается по более высокой цене. Является ли это опровержением закона спроса или нет?

 

 

р
Р1

 

Рисунок 2.1.

 

 

Задачи

 

 

Задача № 1. Имеется функция спроса Qd = 8 - р.

Необходимо:

1. Построить график и охарактеризовать функцию спроса.

2. Линия спроса сместилась влево. По какой причине это могло произойти?

3. Линия спроса сместилась вправо. По какой причине это могло произойти?

 

Задача № 2. Имеется функция спроса Qd = б - р. Необходимо:

1. Построить график и охарактеризовать функцию спроса.

2. Линия спроса сместилась влево. По какой причине это могло произойти?

3. Линия спроса сместилась вправо. По какой причине это могло произойти?

 

Задача № 3. Функция спроса на товар Qd = 8 - р. Функция предложения Qs = -4 +2р. Рассчитать равновесную цену. Допустим, что спрос уменьшится на 20 %. Рассчитать новую равновесную цену.

 

Задача № 4. Функция спроса на товар Qd = 8 - р. Функция предложения Qs = -4 + 2р. Рассчитать равновесную цену. Допустим, что спрос увеличился на 25 %. Рассчитать новую равновесную цену.

 

Задача № 5. Функция спроса на товар Qd = 8 - р. Функция предложения

Qs = - 4 + 2р. Рассчитать равновесную цену. Допустим, что государством цена предложения установлена в размере 3 ден.ед. Обозначьте объем неудовлетворенного спроса.

 

Задача № 6. Предположим, что спрос и предложение джинсов описываются следующими уравнениями: Qd = 300 - 20р, Qs = 20 + 50р, где р - цена за пару джинсов в денежных единицах, Q - количество пар джинсов в год. Выполните следующее:

а) начертите кривые и найдите равновесную цену и количество;

б) в связи с изменениями моды спрос меняется согласно уравнению: Qd = 510 - 20р. Покажите это на графике, определите новое равновесие;

в) правительство устанавливает (замораживает) цену на уровне 5 ден.ед. Что произойдет в результате? Чему будет равна новая цена для потребителей? Выиграет ли кто-нибудь от этих действий правительства? Какими методами правительство могло добиться понижения цены, не прибегая к ее замораживанию?

 

Задача № 7. Спрос и предложение мышеловок в городе А описываются уравнениями: QdA = 10 - р, QsA = р - 2, а спрос и предложение в городе В описываются уравнениями QdB = 20 - р, QsB = р, где Q - тыс.штук, р - денежных единиц за штуку. Выполните следующее:

а) найдите равновесные цены и количества продаваемых мышеловок в городах А и В;

б) транспортировка одной мышеловки между городами стоит 2 ден.ед. за штуку. Найдите новые равновесные цены в городах и объем торговли между городами.

 

Задача № 8. Предположим, что спрос на товар представлен в виде уравнения Pd = 10 - 0,2Qd, а предложение представлено уравнением Ps == 2. + 0,2Qs, где Qd и Qs - величины соответственно спроса и предложения, а Р - цена. Используя условие равновесия Qs = Qd, дайте решение этих уравнений и определите равновесную цену, равновесное количество. Дайте графическое изображение двух уравнений.

 

Задача № 9. Предположим, что функция спроса населения на свежие огурцы описывается формулой: Qd = 26 - 4р, а функция предложения огурцов: Qs = -10+8р, где Qd и Qs - объем спроса и предложения свежих огурцов, тыс.т в месяц, р - цена 1 кг свежих огурцов, ден.ед.

Определите: 1) равновесную цену; 2) равновесный объем спроса и предложения; 3) равновесный объем продаж в денежном выражении.

Что произойдет, если государство установит фиксированную цену на уровне: а) 200 ден.ед.; б) 400 ден.ед.

 

Задача № 10. Предположим, что функция спроса на помидоры равна: Qd = 20 - р; функция предложения помидоров: Qs = - 5 + 4р, где Qd и Qs - объемы спроса и предложения помидоров, тыс.т в месяц, р - цена за 1 кг ден.ед.

Определите равновесную цену и равновесный объем спроса и предложения до и после следующих государственных мероприятий:

1. Правительство вводит косвенный налог, который уплачивается продавцом, в размере 1,25 ден.ед. с каждого проданного кг помидоров.

2. Государство вводит косвенный налог, который уплачивается продавцом, в размере 25 % от цены, которую уплачивает покупатель за каждый приобретенный кг.

3. Государство вводит порядок, согласно которому за каждый проданный кг помидоров производители получают дотацию из государственного бюджета в размере 1,25 ден.ед.

4. Государство вводит порядок, согласно которому за каждый проданный кг помидоров производители получают дотацию из государственного бюджета в размере 25 % от цены, уплачиваемой покупателем.

 




2015-11-07 3034 Обсуждений (0)
Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие 4.71 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.072 сек.)