Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыночное равновесие: проблема стабильности



2015-11-07 2103 Обсуждений (0)
Рыночное равновесие: проблема стабильности 4.60 из 5.00 5 оценок




На рынке сталкиваются интересы покупателей, которые олицетворяют спрос, и интересы продавцов, которые представлены предложением. Покупатели предлагают цену спроса, т.е. максимальную цену, которую они могут заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, т.е. минимальную цену, за которой они готовы уступить это же количество товара.

В условиях свободной конкуренции предполагается, что каждый акт обмена происходит в результате добровольного соглашения покупателя с продавцом по цене, которая устраивает обоих.

 

 

Р Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса

и предложения наложить одну на одну.

d S Точка пересечения кривой спроса и

Pe E кривой предложения показывает объем и

цену товара, которые одновременно

удовлетворяют и продавца и покупателя.

Это - точка равновесия Е (equilibrium).

Qe

20 80 Q

 

Рисунок 2.5. Равновесная цена.

 

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными называются цена и соответствующий объем продаж (Pe, Qe).

Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной и, кстати, необязательно совпадает с равновесной ценой. Продажная (рыночная) цена может изменяться от соглашения до соглашения, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Не совпадает с равновесным объем, как правило, и реальный объем продаж.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, которые определяют его, постоянно изменяются, вызывая колебание спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний являются восстановления утраченного равновесия на бывшем или новом уровне.

Существует два подхода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (доля равновесие). При втором - равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие). Выбор приемов и методов анализа зависит от целей исследования.

В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может состояться в двух случаях: при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, при сдвиге кривых спроса или предложения.

Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил продажная цена поднялась выше равновесной, например, к уровню P1. Как бы не поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в допустимых границах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Но объем спроса (Qd1) будет значительно меньше равновесного. И, наоборот, количество желающих продать товар по этой цене увеличится, т.е. объем предложения возрастет (к Qs1).

 

P S

 

P1 излишек

 


E

Pe

 

P2 d

дефицит

O Qs2 Qd1 Qe Qs1 Qd2 Q

 

Рисунок 2.6. Возникновение на рынке излишка или дефицита

 

Наглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (Qs1 — Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители — сокращать производство.

По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока излишек не «рассосется», и на рынке снова не восстановится равновесие.

В противоположной ситуации, т.е. если рыночная цена (P2) почему-то опустится ниже равновесного уровня, возникает другое явление – недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет к Qd2. Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. На продажу будет выставлено намного меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до уровня Qs2. В условиях возникшего дефицита (Qd2.- Qs2) появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сформированная продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро заполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также возвратится к бывшему равновесному состоянию.

Возможны ситуации на рынке, когда линии спроса и предложения ни при каких уровнях цены не пересекаются, или, наоборот, имеют две точки пересечения (или даже общие участки).

Первый случай. Объем предложения больше объема спроса при любой цене (рис.2.7).

P

d S

 

О

Q

Рисунок 2.7. Объем предложения превышает объем спроса

 

В этом случае объем минимально эффективного предложения намного больше максимально возможного объема спроса по наиболее низкой возможной цене.

Второй случай. Минимальная цена не нулевого предложения оказывается выше максимально возможной цены спроса (рис.2.8).

 

P

 
 

 


S

 

d

 

ОБ Q

Рисунок 2.8. Цена предложения превышает цену спроса.

Третий случай. Наличие двух точек пересечения кривых спроса и предложения (рис.2.9).

 
 


Р

Ре2

Е2

 
 


Е1

Ре1 d


О

Qе2 Qе1 Q

 

Рисунок 2.9. Линии спроса и предложения имеют две общие точки.

 

Линия спроса имеет «нормальный вид», т.е. отрицательный наклон. А вот предложение товара по мере роста цены на него сначала растет, а потом, достигнув определенного уровня, начинает снижаться (кривая предложения начнет «загибаться» вверх и приобретает отрицательный наклон). В итоге возможные две точки пересечения линий S и d. Такая ситуация возможная на рынках рабочей силы и заемных средств.

 

Четвертый случай. Наличие общего участка вертикальных линий спроса и предложения (рис.2.10).

 

 
 


P d S

 

PN

N

PM

M

S d

Q

O

 

Рисунок 2.10. Линия спроса и предложения имеют общий отрезок.

Совпадение линий спроса и предложения на вертикальном отрезке NM означает, что в каких-то границах изменения цены не обозначаются на равновесном объеме продаж (например, на рынке автомобилей и т.п.).

Пятый случай.Наличие общего участка горизонтальных линий спроса и предложения (рис.2.11).

P

d S

Pe G F

 

 

S d

 

O

QG QF Q

 

Рисунок 2.11. Равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от QG до QF.

 

В этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от QG до QF на равные цены Ре (ситуация, типичная для массового производства).

До сих пор, говоря о равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с «недвижимыми» кривыми спроса и предложения. Восстановление нарушенного равновесия посредством ценового механизма не приводило к сдвигу рассмотренных кривых. Однако нарушение равновесия возможно и по причинам, непосредственно не связанным с отклонением рыночной цены от равновесного уровня. Речь идет о факторах, которые вызывают сдвиг кривых спроса и предложения и тем самым - нарушение равновесного состояния рынка.

Эффект сдвига кривой спроса.Предположим, что в результате увеличения дохода или возникновение моды на какой-либо товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу вправо вверх кривой спроса (рис.2.12). Конкретно речь идет о том, что возрос объем необходимых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная цена останется на некоторое время на бывшем равновесном уровне (Ре), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится сQе к Qd1, а предложение останется на том же уровне Qе

 

P S Активный спрос, который превышает

предложение простимулирует рост

цены и увеличение выпуска. В тоже

Pe1 E1 время по мере роста цены активность

E спроса будет падать. Это будет

Pe d1 продолжаться до тех. Пор, пока система

d не придет к новому равновесию Е1.Ефект,

O полученный от сдвига кривой спроса,

Qe Qe1 Qd1 Q будет способствовать росту производства

Рис.2.12. Смещение точки равновесия при одновременном увеличении цены

под влиянием спроса (Qe1 > Qe і Pe1 > Pe) и прибыли производителя.

 

 

Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево вниз.

Эффект сдвига кривой предложения. Предположим теперь, что состоялось подорожание сырья (или государством введенные твердые требования по охране окружающей среды). Вырастет себестоимость продукции, и некоторые ее производители начнут нести убытки, т.е. предприятия начнут выходить из отрасли. Их выход приведет к сокращению предложения, причем на каждом ценовом уровне. Состоится сдвиг кривой предложения влево вверх (рис.2.13). Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на бывшем равновесном уровне (Ре) вызывает дефицит этой продукции, так как предложение сократится до Qs1, а спрос останется на бывшем уравне Qе. Превышение спроса над предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию Е1 при цене Ре1 и объеме Qе1.

P S1

E1 S

Pe1

E

Pe

d

O

Qs1 Qe1 Qe Q

 

Рисунок 2.13. Сдвиг точки равновесия под влиянием предложения.

 

В конце концов, возможная такая ситуация на рынке, когда под комплексным взаимодействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.

Возможны следующие одновременные изменения спроса и предложения:

1. Спрос растет и предложение падает в равных размерах – эффект повышения цены при неизменном равновесном объеме.

2. Спрос уменьшается и предложение увеличивается в равных размерах – эффект понижения цены при неизменном равновесном объеме.

3. Спрос растет в большем объеме, чем снижается предложение – эффект прироста цены и равновесного объема.

4. Спрос растет в меньшем объеме, чем снижается предложение – эффект снижения цены при одновременном снижении равновесного объема.

5. Спрос снижается в большем объеме, чем увеличивается предложение – эффект снижения цены и равновесного объема.

6. Спрос снижается в меньшем объеме, чем увеличивается предложение – эффект снижения цены при одновременном приросте равновесного объема.

7. Спрос растет в большем объеме, чем увеличивается предложение – эффект прироста цены и равновесного объема.

8. Спрос растет в меньшем объеме, чем увеличивается предложение – эффект снижения цены при росте равновесного объема.

9. Спрос снижается в большем объеме, чем снижается предложение – эффект снижения цены и равновесного объема.

10. спрос снижается в меньшем объеме, чем снижается предложение – эффект прироста цены при одновременном снижении равновесного объема.

 

Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться к утраченному рыночному равновесному состоянию называется устойчивостью или стабильностью равновесия.Это означает, что любой сдвиг, любое изменение рыночных условий вызывают к жизни силы, которые подталкивают рынок к восстановлению равновесного состояния. Стабильность рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени стабильностью равновесия обладают монополизированные рынки.

 

Проблема стабильности рыночного равновесия всегда волновала теоретиков и экономистов, так как стабильность системы зависит от степени государственного вмешательства (или невмешательства) в процессе экономического развития.

 

При анализе стабильности рыночного равновесия чаще всего используют динамические модели, в которых учитывается фактор времени. В качестве примера рассмотрим простейшую двух факторную динамическую модель - «паутинообразную».

 

Данная модель исследования стабильности рыночного равновесия базируется на ряде предположений, которые упрощают действительность. Во-первых, производители не могут корректировать ранее принятые решения о каких-то объемах производства (например, картофеля или пшеницы). Во-вторых, не допускается возможность образования запасов со следующей их реализацией, и не учитываются случайные явления (например, колебание урожайности). В-третьих, производитель основывает свои ожидания будущей цены на основе фактической цены, которая имела место на рынке, в частности, в период посевной кампании, т.е. на цены предыдущего периода. Что касается потребителя, то он принимает решения об объемах покупки исходя из цен текущего периода. В результате цены потребителей и производителей отличаются, реакция на изменение рыночной цены со стороны спроса или предложения запаздывает.

Таким образом, имеет место следующая ситуация:

 

QSt = S(Pt­1),

 

где, QSt ─ объем предложения товара в период времени t,

Pt­1 ─ фактическая цена товара в период времени t­1.

 

Qdt = D(Pt),

 

где Qdt - объем спроса на товар в период t ;

Pt - цена товара в период t.

 

Представим эту ситуацию графически (рис. 2.14). Вышеупомянутые зависимости объемов спроса и объемов предложения от цены отображают линии dd и SS.

P S

P

 

Pe

 

Pe d

 

 
 


O Q Qe Q1 Q

 

Рисунок 2.14. Паутинообразная модель. Устойчивое равновесие

 

Если предположить, что в какой-либо начальный период времени (t = 0) по цене P было куплено товара в количестве Q , то в следующий период (t = 1) этого товара будет предложено к продаже в количестве Q1. Однако данный объем предложения может быть реализован лишь по цене P1. В дальнейшем рыночная ситуация будет развиваться таким образом, что сокращение предложения и увеличение спроса станет происходить соответственно движению паутинообразной линии, которая стремится к положению равновесия в точке с координатами Pe и Qe, где равновесие есть наиболее устойчивым.

Итак, в паутинообразной модели заложены колебания цен и объемов продукции, которые при одних условиях приводят к равновесию, а при других - удаляют от него. Равновесие является стабильным, если линия предложения имеет больший угол наклона в соответствующую сторону, чем линия спроса (рис.2.14).

Наличие равновесия такого типа, свидетельствует о том, что дополнительное регулирование рынка не обязательно.

На графике нестабильного равновесия наблюдается обратная картина (рис. 2.15), т.е. если линия предложения имеет меньший угол наклона в соответствующую сторону, чем линия спроса, со временем, рынок под воздействием дестабилизирующих факторов удаляется от равновесной точки.

В этом случае дополнительное регулирование рынка обязательно, т.е. без вмешательства государства равновесие восстановится не может.

 

P

P S

Pe

 

P1

 

d

 

 

O

Q Qe Q1 Q

 

Рисунок 2.15. Паутинообразная модель. Неустойчивое равновесие

 

Когда угол наклона линии спроса и предложения одинаковые, то происходят равномерные циклические колебания названных параметров (рис. 2.16), т.е. рынок колеблется вокруг точки равновесия, никогда не достигая ее.

       
   
 
 


P S

P

 

Pe

 


 

 
 


P1 d

 
 


O Q Qe Q1 Q

 

 

Рисунок 2.16. Паутинообразная модель. Колебание рынка вокруг точки равновесия

 

В случаях отклонения для цены характерные как нарастающие колебания с постепенным удалением от точки равновесия, так и равномерные колебательные движения вокруг этой точки.

 

Как показано на рисунках, в состоянии устойчивого равновесия цена осуществляет затухающие колебания (рис.2.17).

 

 

P

Po

 
 


Pe

 

 

O t

 

 

Рисунок 2.17. Затухающие колебания.

 

Во втором случае имеют место нарастающие колебания (см.рис.2.18), а в третьем, соответственно, - равномерные колебания (см. рис.2.19).

 

P

 
 

 


Po

Pe

 

 

O t

 


Рисунок 2.18. Нарастающие колебания.

 

 

P

 

 

Po

Pe

 

O

t

 

Рисунок 2.19. Равномерные колебания.

 



2015-11-07 2103 Обсуждений (0)
Рыночное равновесие: проблема стабильности 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Рыночное равновесие: проблема стабильности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)