Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерные черты рыночной экономики



2015-11-06 1214 Обсуждений (0)
Характерные черты рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Рынок- это совокупность актов продажи или общность товарно-денежного обращения.

V- емкость рынка в денежном исчислении

T- количество товара на рынке

Q- объем ввоза со стороны

Н- объём вывоза за пределы рынка

 

V=T+Q-H

 

Причины перехода России к рынку:

1) Командно-административная система не оправдала себя

2) Более 100 стран мира имеют эффективную рыночную экономику

3) Годы НЭП показали, что рынок может быстро увеличивать экономический рост

4) Россия вышла из политической и экономической самоизоляции

 

Признаки рынка:

1) Развитость товарно-денежных отношений и широкое использование законов производства.

2) Увязаность экономических интересов субъектов рынка с их активной деятельностью

3) Приоритет потребителя

4) Развитость горизонтальных экономических связей

5) Демократизация экономических отношений

 

Виды и модели рынка.

Виды и модели рынка.

В единой рыночной системе сочетаются и взаимодействуют два рынка:

- Ресурсный

- Товаров и услуг

 

С позиции реализуемых благ различают:

- рынки товаров и услуг

- Раб. Силы

- Финансов

- Духовных благ

- Информации

В свою очередь, эти рынки подразделяются на более узкие виды и подвиды.

 

Товарный рынок- рынок продовольствия, не продовольственных товаров, жилья, бытовых услуг, рынок духовных ценностей.

 

Финансовый- денежный рынок и рынок капиталов

 

Денежный:

- учётный

- валютный

- краткосрочных кредитов

Рынок капиталов:

- инвестиций

- ценных бумаг

 

По размеру продаж:

- основной

- розничный

 

По пространственно му признаку:

- местный

- региональный

- национальный

- мировой

 

По степени открытости:

- легальное

- нелегальный

 

По зрелости:

- формирующийся

- Развитой

 

По степени конкурентности:

- совершенной конкуренции

- Несовершенной конкуренции

 

Модели рынка:

 

1) американская (либеральная) модель. Характерно создание условий для всех видов частного предпринимательства, доля государственного сектора производства составляет около 10%. Вмешательство государства в бизнес минимальное.

2) Карпаративная (японская) модель. Рассчитана на крупный бизнес и вмешательства государства в экономику менее 5%.

3) Социальная модель (Германия, Австрия, Швеция). Вмешательства государства 30%.

 

Функции и хозяйственный механизм рыночной системы.

Функции:

 

Стимулирующая функция. В этой функции рынок побуждает к активной хозяйственной деятельности, нацеливает на эффективное использование ресурсов, экономию затрат, соразмерение доходов и расходов, постоянное регулирование на спрос.

 

Регулирующая функция. Связана с рыночными способами достижения хозяйственного равновесия и установления нужных экономике пропорции.

 

Посредническая.

 

Санирующая функция (оздоровление).

 

Хозяйственный механизм рыночной экономики- это совокупность установившихся правил, форм и методов хозяйствования.

Хозяйственный механизм рыночной экономики имеет двойственное содержание: с одной стороны он опирается на рыночные отношения, а с другой предполагает государственное регулирование. Главными элементами рыночного саморегулирования являются: свобода хозяйственной деятельности, цена, спрос и предложение, конкуренция.

В современной смешанной экономике не обходится без государственного регулирования хозяйственных процессов.

 

Спрос на товары

Спрос- платёжеспособная потребность, а именно готовность к покупке, способность оплатить товар, возможность сделки по определённой цене в конкретное время совершения сделки.

 

Следует различать объём спроса и функцию спроса.

Функция спроса выражает зависимость между размерами закупок и факторами влияющими на спрос, к которым относят доход потребителя, его вкусы и предпочтения, сезонность товара, наличие или отсутствие товаров-заменителей, полезность товара, численность населения.

Объём товара показывает сколько товара может быть приобретено по определённой цене.

 

Закон спроса:

При прочих равных условиях снижение цены способствует к повышению спроса. Повышение цены- уменьшение величины спроса.

 

Факторы влияния на спрос:

- цена

- вкус

- мода (на образ жизни)

- цена товаров субститутов (заменителей)

- цена товаров комплементов

- доходы населения

- настоятельность потребности

- инфляционное ожидание

- численность населения

- реклама

- сезонность

- уровень текущего доход

- ожидания

- налоги

- трансферты- безвозмездные платежи в виде пенсий, стипендий...

- субсидии- безвозвратные платежи фирмачам для их развития

- ставка процента по потребительскому кредиту

- новые технологии

Существует придет спроса в следствии завышения цены, для выяснения ситуации на рынке применится показатель- Коэффициент спроса, который рассчитывается как отношение суммы продаж ко всей стоимости реализуемых товаров.

Высокий спрос- 1

Устойчивый- 0,85- 0,99

Затруднённый- 0,60- 0,84

Низкий спрос- о,20- 0,59

Предложение товаров.

Предложение товара. Характеризуется объёмом и ассортиментом продуктов на рынке или могут быть доставлены на него. Это то количество товара, которое может быть предъявлено к продаже по различным ценам в течении определенного времени. Рыночное предложение складывается из совокупности индивидуальных предложений.

 

Товары предлагаемые на рынке:

- сырьё

- товары и услуги производственного назначения

- рабочая сила

- капитал

- товары и услуги не производственного назначения

 

Закон предложения:

Чем выше цена, тем выше предложение ( при прочих равных условиях).

 

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

- издержки и цены на ресурсы (цены на сырье и материалы, ставка заработной платы, количество ресурсов, степень монополизма, степень юниконизации или же влияние профсоюзов.

- количество ресурсов. Чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем выше выпуск продукции, то есть предложение, при прочих равных условиях.

- производительность ресурсов, представляющие отношения объёма производства к затратам

- технологический прогресс

- налоги

- трансферты

- влияние государства на экономику

 

Предложение связано с конкурентоспособностью товара. С этой точки зрения существует следующая квалификация товара:

1. товары вызывающие быстрый рост предложения и выручки (звёзды)

2. товары имеющие стабильный сбыт (дойные коровы)

3. товары, впервые выходящие на рынок, с неясной перспективой (трудный ребёнок)

4. товары уходящие с рынка и не вызывающие больше предложения (изгоняемые собаки)



2015-11-06 1214 Обсуждений (0)
Характерные черты рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характерные черты рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)