Характерные черты рыночной экономики
Рынок- это совокупность актов продажи или общность товарно-денежного обращения. V- емкость рынка в денежном исчислении T- количество товара на рынке Q- объем ввоза со стороны Н- объём вывоза за пределы рынка
V=T+Q-H
Причины перехода России к рынку: 1) Командно-административная система не оправдала себя 2) Более 100 стран мира имеют эффективную рыночную экономику 3) Годы НЭП показали, что рынок может быстро увеличивать экономический рост 4) Россия вышла из политической и экономической самоизоляции
Признаки рынка: 1) Развитость товарно-денежных отношений и широкое использование законов производства. 2) Увязаность экономических интересов субъектов рынка с их активной деятельностью 3) Приоритет потребителя 4) Развитость горизонтальных экономических связей 5) Демократизация экономических отношений
Виды и модели рынка. Виды и модели рынка. В единой рыночной системе сочетаются и взаимодействуют два рынка: - Ресурсный - Товаров и услуг
С позиции реализуемых благ различают: - рынки товаров и услуг - Раб. Силы - Финансов - Духовных благ - Информации В свою очередь, эти рынки подразделяются на более узкие виды и подвиды.
Товарный рынок- рынок продовольствия, не продовольственных товаров, жилья, бытовых услуг, рынок духовных ценностей.
Финансовый- денежный рынок и рынок капиталов
Денежный: - учётный - валютный - краткосрочных кредитов Рынок капиталов: - инвестиций - ценных бумаг
По размеру продаж: - основной - розничный
По пространственно му признаку: - местный - региональный - национальный - мировой
По степени открытости: - легальное - нелегальный
По зрелости: - формирующийся - Развитой
По степени конкурентности: - совершенной конкуренции - Несовершенной конкуренции
Модели рынка:
1) американская (либеральная) модель. Характерно создание условий для всех видов частного предпринимательства, доля государственного сектора производства составляет около 10%. Вмешательство государства в бизнес минимальное. 2) Карпаративная (японская) модель. Рассчитана на крупный бизнес и вмешательства государства в экономику менее 5%. 3) Социальная модель (Германия, Австрия, Швеция). Вмешательства государства 30%.
Функции и хозяйственный механизм рыночной системы. Функции:
Стимулирующая функция. В этой функции рынок побуждает к активной хозяйственной деятельности, нацеливает на эффективное использование ресурсов, экономию затрат, соразмерение доходов и расходов, постоянное регулирование на спрос.
Регулирующая функция. Связана с рыночными способами достижения хозяйственного равновесия и установления нужных экономике пропорции.
Посредническая.
Санирующая функция (оздоровление).
Хозяйственный механизм рыночной экономики- это совокупность установившихся правил, форм и методов хозяйствования. Хозяйственный механизм рыночной экономики имеет двойственное содержание: с одной стороны он опирается на рыночные отношения, а с другой предполагает государственное регулирование. Главными элементами рыночного саморегулирования являются: свобода хозяйственной деятельности, цена, спрос и предложение, конкуренция. В современной смешанной экономике не обходится без государственного регулирования хозяйственных процессов.
Спрос на товары Спрос- платёжеспособная потребность, а именно готовность к покупке, способность оплатить товар, возможность сделки по определённой цене в конкретное время совершения сделки.
Следует различать объём спроса и функцию спроса. Функция спроса выражает зависимость между размерами закупок и факторами влияющими на спрос, к которым относят доход потребителя, его вкусы и предпочтения, сезонность товара, наличие или отсутствие товаров-заменителей, полезность товара, численность населения. Объём товара показывает сколько товара может быть приобретено по определённой цене.
Закон спроса: При прочих равных условиях снижение цены способствует к повышению спроса. Повышение цены- уменьшение величины спроса.
Факторы влияния на спрос: - цена - вкус - мода (на образ жизни) - цена товаров субститутов (заменителей) - цена товаров комплементов - доходы населения - настоятельность потребности - инфляционное ожидание - численность населения - реклама - сезонность - уровень текущего доход - ожидания - налоги - трансферты- безвозмездные платежи в виде пенсий, стипендий... - субсидии- безвозвратные платежи фирмачам для их развития - ставка процента по потребительскому кредиту - новые технологии Существует придет спроса в следствии завышения цены, для выяснения ситуации на рынке применится показатель- Коэффициент спроса, который рассчитывается как отношение суммы продаж ко всей стоимости реализуемых товаров. Высокий спрос- 1 Устойчивый- 0,85- 0,99 Затруднённый- 0,60- 0,84 Низкий спрос- о,20- 0,59 Предложение товаров. Предложение товара. Характеризуется объёмом и ассортиментом продуктов на рынке или могут быть доставлены на него. Это то количество товара, которое может быть предъявлено к продаже по различным ценам в течении определенного времени. Рыночное предложение складывается из совокупности индивидуальных предложений.
Товары предлагаемые на рынке: - сырьё - товары и услуги производственного назначения - рабочая сила - капитал - товары и услуги не производственного назначения
Закон предложения: Чем выше цена, тем выше предложение ( при прочих равных условиях).
Неценовые факторы, влияющие на предложение: - издержки и цены на ресурсы (цены на сырье и материалы, ставка заработной платы, количество ресурсов, степень монополизма, степень юниконизации или же влияние профсоюзов. - количество ресурсов. Чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем выше выпуск продукции, то есть предложение, при прочих равных условиях. - производительность ресурсов, представляющие отношения объёма производства к затратам - технологический прогресс - налоги - трансферты - влияние государства на экономику
Предложение связано с конкурентоспособностью товара. С этой точки зрения существует следующая квалификация товара: 1. товары вызывающие быстрый рост предложения и выручки (звёзды) 2. товары имеющие стабильный сбыт (дойные коровы) 3. товары, впервые выходящие на рынок, с неясной перспективой (трудный ребёнок) 4. товары уходящие с рынка и не вызывающие больше предложения (изгоняемые собаки)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |