Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность





Московская финансово-промышленная академия

Пашковская М.В.

Богданов Д.Д.

Руководство по изучению дисциплины

«Макроэкономика»

 

 

Москва 2006


Содержание

Содержание

Тема 1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические модели.

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Тема 3. Основные макроэкономические показатели

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 4. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2

Вопрос 3.

Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Модель равновесия «доходы–расходы»

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2

Вопрос 3.

Вопрос 4

Тема 7. Бюджетно-налоговая политика государства

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Тема 9. Денежный рынок: спрос и предложение. Равновесие на денежном рынке

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3

Вопрос 4

Тема 10. Кредитно-денежная политика государства

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Тема 11. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2

Тема 12. Экономический рост.

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

 


Тема 1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические модели.

 

Введение

Основные вопросы:

 

1. Основные макроэкономические проблемы.

2. Понятия макроэкономического равновесия. Виды равновесия.

3. Модель круговых потоков.

 

Рекомендуемая литература:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 1, стр. 14–21.

 

В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:



· макроэкономика;

· агрегирование;

· основные макроэкономические цели;

· макроэкономическая политика;

· воспроизводство экономических благ;

· макроэкономический кругооборот;

· макроэкономическое равновесие;

· макроэкономические модели.

 

Теоретический материал:

 

Вопрос 1

Макроэкономика – раздел экономической науки, выявляющий закономерности функционирования хозяйства как единого целого, изучающий общенациональные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В макроэкономике оперируют агрегированными величинами (совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, безработицы и т.п.).

Основные макроэкономические проблемы:

1. Стабильный рост национального производства. Основной критерий результативности экономики – объем производства. От него зависит уровень благосостояния граждан.

2. Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции.

3. Высокий уровень занятости ресурсов. Противоречивость этой цели и цели минимизации уровня инфляции.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты.

 

Практические функции макроэкономики.

В макроэкономике для анализа процессов и явлений, их прогнозирования используется логическое и формально-математическое моделирование.

Макроэкономические модели – формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических процессов и явлений с целью установления между ними функциональных взаимосвязей. Любая модель – абстрактное упрощение реальности, поэтому не может быть всеохватывающей.

В моделях используются различные экономические переменные. Одна их классификация – экзогенные и эндогенные.

Экзогенные (внешние) переменные – вводятся извне, это исходная информация, они задаются до начала построения модели.

Эндогенные (внутренние) переменные – формируются внутри модели, являются результатом ее решения, определяются в ходе расчетов по модели:

 

Другая классификация экономических переменных связана со способом их измерения во времени.

Переменные запаса – характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату, они могут быть измерены в определенный момент времени.

Переменные потоки – характеризуют «течение» экономических процессов во времени, измеряются в единицу времени.

 

1. Статические модели характеризуются тем, что общий запас экономических ресурсов задан и фиксирован. Это полезно, например, для анализа эффективности их распределения.

2. Динамические модели предполагают учет следующих проблем:

- проблема вовлечения ресурсов;

- проблема накопления;

- проблема внедрения достижений НТП;

- фактор времени;

- проблема альтернативности издержек.

3. Краткосрочные модели – цены на некоторые товары не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса.

4. Долгосрочные модели – в них цены гибкие и реагируют на изменения спроса и предложения.

5. Среднесрочные модели – промежуточные между кратко- и долгосрочными.

6. Равновесные модели – описывают ситуацию, когда при неизменности внешних условий и параметров ни у одного из участников хозяйственного процесса нет стимула менять свое экономическое поведение. Имеет место совпадение планов экономических объектов и их реализации.

7. Неравновесные модели – описывают ситуацию, когда ряд процессов усложняется:

- сделки осуществляются и по неравновесным ценам, до того, как найдены равновесные;

- существует момент неопределенности, от которого каждый агент стремится себя застраховать.

Равновесные и неравновесные модели сосуществуют и переплетаются.

- часть агентов не может реализовать своих планов;

- возможность длительного несовпадения уровня эффективного спроса с уровнем экономической активности, соответствующей полной занятости.

8. Открытые модели – предполагается участие национальной экономики в международной торговле, учитываются основные макроэкономические переменные, измеряющие взаимодействие между странами.

9. Закрытые модели – модели, абстрагирующиеся от участия национальной экономики в международных экономических отношениях.

 

Вопрос 2.

Равновесие является одним из ключевых понятий экономической теории. Его можно определить как соответствие спроса и предложения при заданных параметрах экономической конъюнктуры.

При анализе частичного равновесия определяются равновесные цены и количества на некотором рынке при условии, что его воздействие на другие рынки отсутствует. При анализе общего равновесия изучается равновесие на рынке товаров и услуг, финансовом и ресурсном рынках, т.е. макроэкономическое равновесие на всех рынках одновременно.

Макроэкономика – эклектическая наука, так как ни одна из существующих экономических теорий не описывает всесторонне, исчерпывающе происходящие процессы и явления. Поэтому существует необходимость изучения различных подходов к исследованию макроэкономики и различных инструментов экономической политике.

1. Неоклассическое направление: основа – принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм сам устанавливает равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.

а) Монетаризм: деньги – решающая пружина рыночной экономики; роль государства ограничивается поддержанием постоянных темпов роста денежной массы.

б) Экономика предложения: ориентация в государственной политике на предложение факторов производства через основной стимул – снижение налогов и предоставление льгот фирмам.

в) Теория рациональных ожиданий: хозяйственные агенты сами, без вмешательства государства, рационально улавливают перспективы на будущее и регулируют свои действия в принятии экономических решений, основываясь на всей имеющейся информации.

2. Кейнсианство: основа – эффективный спрос, который регулируется с помощью активной государственной кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Неокейнсианство – управление ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровня зарплаты и цен.

3. Институционально-социологическое направление: объектом исследования являются институты (корпорации, государства, профсоюзы). Экономика – система экономических и неэкономических отношений, складывающихся между ними.

 

Вопрос 3.

Модель круговых потоков – наиболее известная теоретическая модель, описывающая поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы, государства, домохозяйство, сбалансированный потоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене.

Ограничивающие условия такой модели:

1. показывает общие принципы, но не рассматривает процессы внутри секторов;

2. предполагает, что величины потоков доходов и расходов являются постоянными;

3. не затрагивает проблемы цен;

4. не учитывает проблемы экологии, то есть истощение человеческих и материальных ресурсов.

Модель предполагает:

1. участие трех экономических субъектов: домохозяйства, фирмы и государство;

2. взаимодействие трех видов рынков: рынок ресурсов, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;

3. открытость модели: участвует внешний мир.

 

 

 

Основной вывод из модели круговых потоков: реальные и денежные потоки беспрепятственно осуществляются при условии равенства совокупных расходов домохозяйств, фирм, государства и внешнего мира и совокупного объема производства.


Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность

 

Введение

 

Основные вопросы:

 

1. Необходимость и возможность государственного регулирования экономики. Модели государственного вмешательства в экономику.

2. Основные направления государственного регулирования.

3. Средства и методы государственного регулирования экономики.

4. Эффективность и границы государственного вмешательства в экономику.

 

Рекомендуемая литература:

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 1, 2.

В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:

· государственное регулирование экономики;

· внешние (побочные) эффекты;

· расходы государства;

· государственные закупки товаров и услуг;

· государственное предпринимательство;

· государственное программирование;

· государственный сектор;

· текущее регулирование экономики;

· дерегулирование.

 

Теоретический материал:

Вопрос 1

 

При рассмотрении первого вопроса уясните, что государственное регулирование экономики – объективно обусловленная необходимость. Обратите внимание на то, что рыночной экономике присущ ряд недостатков. В условиях, когда рыночный механизм не в состоянии решить жизненно важные для экономики проблемы, эти функции берет на себя государство.

Обратите внимание, что необходимость государственного регулирования обусловлена и усилением межгосударственной интеграции на основе разделения труда.

Рассмотрите две основные модели государственного регулирования:

- реактивную, позволяющую реагировать на «осечки» рынка и его изменения;

- проактивную, направленную на предупреждения возможных сбоев в рыночной экономике.

 

Вопрос 2

 

При рассмотрении второго вопросаособое внимание уделяется государственному регулированию экономики.

Уясните, что государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Оно направлено на:

· Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

· Обеспечение устойчивых темпов роста.

· Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции.

· Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.

· Решение экологических проблем.

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, а также отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Однако государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции, может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство использует антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.

Создание инфраструктуры экономики – еще одно направление государственного регулирования экономики. Обратите внимание, что выделяют несколько видов инфраструктуры:

· производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

· институциональная (государственный аппарат управления);

· социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

· информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов – это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей.

Еще одна функция государства – макроэкономическая стабилизация экономики, направленная на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг.

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.

Обеспечение экологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночной экономике.

 

Вопрос 3

 

При изучении третьего вопроса необходимо четко уяснить средства государственного регулирования экономики. Различают прямые и косвенные методы государственного регулирования:

- госзаказ;

- бюджетное субсидирование;

- дотации;

- регулирование доходов;

- внешнеэкономическое регулирование.

Рассмотрите, какие конкретные методы относятся к прямым и какие – к косвенным. Обдумайте, в каких случаях целесообразно применять прямые методы, а когда предпочтительнее – косвенные.

Особого внимания заслуживают инструменты государственного регулирования:

- фискальная политика;

- денежная политика;

- политика регулирования доходов;

- внешнеэкономическая политика;

- программирование, прогнозирование, планирование.

Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Экономические средства включают кредитно-денежные, налоговые и бюджетные методы.

Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Государственное программирование – это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.

 

Вопрос 4

 

При изучении четвертого вопроса весьма важно разобраться в проблеме пределов государственного вмешательства в экономику и эффективности подобного рода вмешательств.

Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1107)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)