Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логистические активности, системы и звенья



2015-11-07 2877 Обсуждений (0)
Логистические активности, системы и звенья 4.67 из 5.00 3 оценки




В наиболее общей постановке с позиций логистики, можно ис­следовать возникновение, преобразование или поглощение мате­риальных потоков в определенном экономическом объекте, функ­ционирующем как целостная система, т.е. система, реализующая поставленные перед ней цели и рассматриваемая в этом смысле, как единое целое. Действия, прикладываемые к материальному по­току в такой системе, мы будем называть логистическими активно­стями.

Элементарной логистической активностью (логистической опе­рацией) (Ordinary logistical activity) назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной за­дачи исследования или менеджмента, связанное с возникновени­ем, преобразованием или поглощением материального и сопутству­ющих ему информационного и (или) финансового потоков.

Комплексной логистической активностью (логистической функ­цией) (Complex logistical activity) будем называть обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализа­цию поставленных перед логистической системой задач.

К элементарным логистическим активностям относятся, например, такие действия, совершаемые над МР или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сорти­ровка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационны­ми и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхо­вание груза, передача прав собственности на товар, различные трансакционные операции и т.п.

Объединение элементарных логистических активностей в комп­лексные зависит прежде всего от вида рассматриваемой ЛС.

Среди комплексных логистических активностей на уровне орга­низации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомо­гательные. К базисным логистическим активностям относятся: снаб­жение, производство и сбыт. Действительно, указанные три комп­лексные логистические активности присутствуют практически для любого товаропроизводителя. Выделение базисных логистических активностей важно для понимания и продвижения логистической концепции бизнеса в плане маркетинговой и интегральной пара­дигм.

В большинстве зарубежных литературных источников по логис­тике и логистическому менеджменту в качестве ключевых комплексных логистических активностей выделяют следующие:

• поддержание стандартов обслуживания потребителей(Customer service standards);

• управление закупками (Procurement); закупки (Purchasing);

• транспортировка (Transportation);

• управление запасами (Inventory management);

• управление процедурами заказов (Order processing);

• управление производственными процедурами (операциями)(Operations management);

• ценообразование (Pricing);

• физическое распределение (Physical Distribution).

Обеспечение и поддержание заданного уровня качества произ­водства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сер­виса является первоочередной задачей логистического менеджмен­та любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубе­жом идеология TQM, обязательная сертификация продуктов и ус­луг с помощью серии стандартов ISO-9000 требуют от фирм непре­рывных усилий, в том числе и с помощью логистических подхо­дов, по обеспечению наивысшего уровня качества товаров и сер­виса по сравнению с конкурентами. Логистические решения играют определяющую роль по доставке товара и сервиса требуемого качества в заданное время, в нужное место.

Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется про­цедурам закупок МР для обеспечения производственных целей: Организация и управление закупками в фирме включает в себя ком­плекс таких задач, как выбор поставщиков МР, планирование по­требности в МР, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, вы­бор форм поставок и типов транспорта для доставки МР к произ­водственным подразделениям и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и дислокации по­ставщиков, качество МР оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Одной из ключевых, комплексных логистических активностей является транспортировка. Это объясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как сово­купность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортиров­ки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики до двух третей от сум­марных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональ­ных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п.

Управление запасами МР и ГП представляет собой процесс со­здания, контроля и регулирования уровней запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если транспортировка определя­ет значение фактора места для продукции, то запасы — значение фактора времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах МР и ГП, играющих роль буфера между поставщиками МР и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП — с другой. Снижая риски возникновения де­фицита МР в процессе производства продукции или неудовлетво­рения спроса на ГП у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных цен­ностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потре­бителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровней за­пасов, составляющие от 20 до 60 % общих логистических издер­жек, еще более подчеркивают значение этой комплексной логис­тической активности.

Функция управления (обработки) заказами определяет проце­дуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуги потребителю, а также инициирует работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Хотя затраты на эту ком­плексную логистическую активность не столь велики, как на транс­портировку или управление запасами, однако значение ее в совре­менном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет ка­чество обслуживания потребителей.

Управление производственными процедурами или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представля­ет собой ключевую логистическую активность в производстве про­дукции. С позиций логистики важность операционного менеджмен­та заключается в наиболее эффективном с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции управлении потоками МР и НГГ в технологических процессах производства ГП. При этом боль­шое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровней запасов в производстве, прогнозирования потребности в МР, сокращения длитель­ности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи опера­ционного менеджмента решаются, например, упоминавшимися выше микрологистическими внутрипроизводственными системами MRP, ОРТ, KANBAN и другими.

К одной из ключевых логистических активностей относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с мар­кетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и оконча­тельная цена продажи ГП потребителю, определяемая конъюнкту­рой рынка, уровнями цен конкурентов и прогнозами спроса.

Физическое распределение — это комплексная логистическая ак­тивность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с фи­зическим перемещением и хранением ГП в товаропроводящих струк­турах производителей и (или) логистических посредников.

К поддерживающим комплексным логистическим активностям обычно относят:

• складирование (Warehousing);

• грузопереработку (Materials handling);

• защитную упаковку (Protective packaging);

• поддержку возврата товаров (Return goods handling);

• обеспечение запасными частями и сервисом (Parts and servicesupport);

• сбор возвратных отходов (Salvage and scrap disposal);

• информационно-компьютерную поддержку (Information andcomputer maintenance).

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусмат­ривает выполнение таких задач, как определение количества, ти­пов и дислокации складов; объема (площади) хранения МР, ГП; планировки размещения запасов; проектирования зон транспорти­ровки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические активности, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой, перемещение МР или ГП на складе, размещение продукции на складских стеллажах, движение продукции, например, с вход­ной площадки получения до места размещения и от него — до выходной грузовой площадки и т.п. Данная комплексная логисти­ческая активность обычно связана с выбором технологического оборудования для. организации коротких перемещений грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рацио­нального объема грузооборота склада и т.д.

В процессах дистрибьюции ГП производителей важная роль при­надлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность гру­зов, доставляемых Потребителям различными видами транспорта. Кроме того упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее вида и привлекательности в сильной степени зависит по­требительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет зна­чительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транс­портных средств, а также технологическими параметрами складс­ких помещений и грузоперерабатывающего оборудования.

К логистическим активностям относятся также различные про­цедуры сбора и возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремон­та ГП и обеспечения потребителей запасными частями, процедуры возврата ГП предприятиям-изготовителям образуют систему пос­лепродажного сервиса, которую иногда рассматривают как ключевую комплексную логистическую активность.

В процессах производства и сбыта ГП возникают так называе­мые вторичные МР, которые состоят из отходов производства (воз­вратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные МР образуют специфические материаль­ные потоки, управление которыми в настоящее время также отно­сят к сфере исследования логистики.

Современные ЛС не могут функционировать без информацион­но-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная об­работка информации о материальных и финансовых потоках, авто­матизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и ана­лиз материальных потоков на компьютерах в снабжении, произ­водстве и сбыте сделали возможной реализацию современной ин­тегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических активностей как на микро-, так и на макроэконо­мических уровнях.

Рассмотренные логистические активности являются основны­ми, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными, сервисными потоками и связанны­ми с ними информационными и финансовыми потоками в совре­менном бизнесе.

 

Логистическая система — это сложная организационно завер­шенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальны­ми и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокуп­ность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними це­лями.

Большинству реально функционирующих на практике ЛС при­сущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно:

· сложность;

· иерархичность;

· эмерджентность (целостность);

· структурированность.

Любая ЛС состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Назовем звеном логистической системы (ЗЛС) некото­рый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза ЛС, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими ак­тивностями.

ЗЛС могут быть трех основных типов: генерирующие, преобра­зующие и поглощающие материальные и сопутствующие им ин­формационные и финансовые потоки.

Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять ЛС, являются:

· различная форма собственности и организационно-право­вая форма;

· различия в характере и целях функционирования;

· различная мощность, концентрация, используемое техно­логическое оборудование, потребляемые ресурсы;

· рассредоточенность технических средств и трудовых ресур­сов на большой территории;

· экстерриториальность и высокая мобильность средств транс­порта;

· зависимость результатов деятельности от большого числа вне­шних факторов и смежных звеньев;

· и другие.

Кроме того нужно учитывать, что большинство ЗЛС являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со сво­ими организационно-функциональными структурами и локальны­ми критериями оптимизации функционирования, которые в об­щем случае могут не совпадать с глобальной целью ЛС. Это значительно усложняет формирование управления в ЛС и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менедж­мента для координации и интеграции действий ЗЛС.

На рис. 1 представлена классификация ЛС.

Микрологистические системы относятся, как правило, к опре­деленной организации бизнеса, например фирме-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (инфор­мационных, финансовых) в процессе производства и (или), снаб­жения и сбыта. Соответственно, различают внутренние (внутрипро­изводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.

Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в совре­менном понимании была реализована при появлении интегриро­ванных ЛС, синтез которых базировался на интегральной парадиг­ме логистики. С позиций данной парадигмы границы интегриро­ванной микрологистической системы определяются производствен­но-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупок МР и организации снабжения, внутрипроизвод­ственные логистические функции, логистические активности в дистрибутивной системе, при организации продаж ГП потребите­лям и послепродажном сервисе. Эти процессы, наряду с сопутству­ющими информационными и финансовыми потоками, образуют операционную функциональную логистическую среду, в которой интегрально взаимодействуют многочисленные внутрифирменные ЗЛС и логистические посредники.

Логистический менеджмент в интегрированной ЛС представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечива­ет наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансо­выми и информационными потоками для достижения стратегичес­ких и тактических целей фирмы на рынке. Определяющими для формирования интегрированных ЛС являются концепции миними­зации общих логистических издержек и управления качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла.

Иногда внутрипроизводственную и внешние ЛС рассматривают, как подсистемы интегрированной ЛС.

Общая структура микрологистической системы, представленная схемой (рис. 2), может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная ЛС в зависимости от степе­ни охвата базисных логистических активностей и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологисти­ческой системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элемен­тов системы.

Цели создания макрологистических систем могут в значитель­ной степени отличаться от целей и критериев синтеза микро-ЛС. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее



 




функционирова­ния в рыночной среде бизнеса и, соответственно, формирования логистической организации и управления могут применяться, на­пример, такие, как минимум общих логистических издержек, мак­симальный объем продаж ГП (или прибыли), завоевание макси­мальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, макси­мальная величина курсовой стоимости акций и т.п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение зап­росов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения за­казов, логистическом сервисе.

В большинстве случаев критерий минимума общих логистичес­ких издержек используется и при синтезе макрологистических сис­тем. Однако зачастую критерии формирования макро-ЛС определя­ются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической обста­новки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, ре­шающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспор­тных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д.

В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего использования, грузовых терминалов, диспет­черских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транс­портных средств; организация транспортировки и координация ра­боты различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимиза­ция административно-территориальных дистрибутивных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п.

С позиций общей теории управления, в частности, по аналогии с автоматизированными системами управления (АСУ) ЛС как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем (рис. 3). При таком под­ходе в большинстве реально функционирующих ЛС реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления.

Согласно этому принципу субъект (управляющая система) не­прерывно отслеживает выходные параметры материальных (инфор­мационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной на­стройкой, определяемой целевой функцией и накладываемыми на управление в ЛС ограничениями.

Кортеж <Y, R, C> представляет собой векторы параметров вход­ных материального Y = {y1, y2, ..., yn}, информационного R = {г,, г2, ..., гn} и финансового С = {с1, с2, ..., ck} потоков. F = {f1, f2, …, fi} представляет собой вектор внешних возмущений (воздействий ок­ружающей среды); Z = {z1, z2, ..., zs } — вектор параметров состоя­ния ЗЛС. Выходной кортеж <Y', R', C'> представляет выходные векторы параметров, соответственно, материального (Y), инфор­мационного (R) и финансового (С) потоков, размерность которых в общем случае может не совпадать с размерностью входных векто­ров. Часть параметров вектора R представляет собой управляющую информацию, поступающую от субъектов управления в ЛС.

Используя введенные выше обозначения, настройкой ЛС назовем кортеж <Y°, R°, C°>, который сравнивается в измерителе рассогласования с выходным кортежем векторов объекта управления <Y', R', С'>. В результате сравнения может возникнуть рассогласование (невяз­ка) α, появление которого вызвано влиянием на объект управле­ния вектора внешних возмущений F или изменением вектора Z параметров внутреннего состояния ЛС. В зависимости от величины рассогласования α логистический регулятор (координатор) форми­рует вектор U управляющих воздействий на объект, которые долж­ны постоянно на рассматриваемом периоде времени стремиться све­сти рассогласование к нулю.

Для поддержки процессов логистического управления в ЛС обыч­но формируется комплекс подсистем, состоящей из информаци­онного, организационного, экономического, технического, пра­вового, эргономического, экологического и других видов обеспе­чения.

 

Тема 3



2015-11-07 2877 Обсуждений (0)
Логистические активности, системы и звенья 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Логистические активности, системы и звенья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2877)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)