Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рациональные решения в управлении закупками




Эффективность логистического менеджмента закупок определяется прежде всего наилучшим использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов, что требует решения большого количества оптимизационных задач. В предыдущем разделе мы видели, что выбор поставщика по сути является задачей оптимизации, причем по многим критериям. Решение таких задач представляет значительную сложность, поэтому на практике прибегают к определенному набору рациональных методов управления закупками, некоторые из которых мы рассмотрим в этом разделе.

Одной из типичных задач является определение объемов закупаемых МР и времени их оплаты. Для этого требуется оценить составляющие транспортных расходов, затрат на содержание запасов и определиться по ценам закупаемых МР. Здесь возможны несколько стратегий.

Одна из стратегий заключается в покупке МР к моменту их непосредственного потребления и отвечает идеологии ЛТ. Альтернативной ей стратегией является покупка вперед (форвардная сделка), типичная для операций с форвардными контрактами на товарных биржах. Покупая МР вперед (с отсрочкой поставки), фирма стремиться застраховать себя от возможного повышения цен на МР в будущем. Для страхования ценовых рисков (хеджирования) на биржевые товары (металл, зерно, нефть и др.) многие фирмы работают с фьючерсными контрактами и опционами.

Типичной практикой западных фирм является применение смешанных стратегий оплаты, т.е. оплаты к моменту потребления и форвардной оплаты закупаемых МР. Эта стратегия применяется в тех случаях, когда модель цены имеет явный сезонный характер. Тогда на этапах спада цены применяют оплату по факту поставки, а на этапах подъема — форвардную оплату. Рассмотрим пример использования смешанной стратегии оплаты.

Предположим, что в результате обработки ретроспективной информации по ценам закупаемого вида МР установлен сезонный характер изменения цены, прогноз которой на планируемый год представлен в таблице 5:

 

Таблица 5

 



Модель прогноза цены МР

 

Месяц Цена (усл.ед.) Месяц Цена (усл.ед.) Месяц Цена (усл.ед.)
январь 3,0 май 1,4 сентябрь 1,8
февраль 2,6 июнь 1,0 октябрь 2,2
март 2,2 июль 1,0 ноябрь 2,6
апрель 1,8 август 1,4 декабрь 3,0

 

Прогнозируемые требования в объемах закупаемых МР постоянны и составляют 10000 единиц в месяц в течение года. Перед логистическим менеджером стоит задача применить смешанную стратегию закупок для минимизации общей стоимости годового объема закупаемых МР. Оптимальная стратегия оплаты представлена в таблице 6:

 

Таблица 6

Смешанная стратегия закупок

 

Месяц Затраты на закупку МР (усл.ед.)
Оплата к моменту поставки Форвардная сделка на 2 месяца Форвардная сделка на 3 месяца Форвардная сделка на 6 месяцев
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август      
сентябрь    
октябрь    
ноябрь    
декабрь      
общие затраты на закупки
затраты на поддержание запасов
тотальные затраты

 

В таблице рассчитаны затраты на закупку при оплате к моменту поставки и три варианта форвардной оплаты: на 2, 3 и 6 месяцев. Пока цена падает от января до июня, применяется только первая стратегия — оплаты к моменту поставки. Выбор наилучшей комбинации оплаты и поставок должен базироваться на соотношении затрат на оплату и содержание МР в необходимых запасах. Уменьшение затрат на закупку при форвардных сделках связано с увеличением затрат на поддержание запасов МР. Если принять затраты на поддержание запасов равными 10 усл. ед. за единицу МР, то средние затраты при стратегии оплаты к моменту поставки составят (10000/2) х 10 = 50000 усл. ед. за год. Это означает, что поставка, равная 10000 единиц в начале месяца к концу будет равна 0. Для форвардной сделки в 2 месяца затраты на поддержание запасов будут равны:

{(10000/2)*6/12+(20000/2)*6/2)}*10=75000 усл.ед. за год

Затраты на поддержание запасов для 3-х месячной сделки составят 100000 усл. ед., а для 6-ти месячной — 175000 усл. ед. Минимальные общие затраты достигаются при первом варианте оплаты (т.е. к моменту поставки), так как затраты на поддержание запасов в данном случае растут быстрее выигрыша в цене при форвардной оплате сделок. Однако ситуация может быть и другой, например, при учете транспортных расходов, которые в первом варианте будут выше.

Еще одной распространенной ценовой стратегией закупок является стратегия осреднения цены. Эта стратегия похожа на стратегию форвардных сделок, однако здесь не накладывается ограничений на сезонные колебания цен, а предполагается, что цены в течение года возрастают случайным образом. В этой стратегии закупки осуществляются с фиксированными интервалами (например, в квартал) по цене средней за интервал. Осреднение осуществляется за счет количества закупаемых МР путем установления бюджета закупок по цене первого месяца фиксированного интервала. Опасность этой стратегии заключается в том, что так как бюджет зафиксирован, закупаемого количества МР может не хватить для покрытия потребности производства в определенный интервал времени.

Рассмотрим пример применения стратегии ценового осреднения.

Предположим, что фирма закупала МР по цене 2,5 усл. ед. за единицу в прошлом году. В следующем году фирма планирует закупить 20000 единиц МР ежемесячно с периодичностью оплаты в три месяца (т.е. применить поквартальную форвардную оплату). Затраты на поддержание запасов составляют 25 % за год.

Первым шагом стратегии осреднения цены будет установление бюджета закупок на три месяца. Этот бюджет будет равен 2,5*20000*3 = 150000 усл. ед. Теперь необходимо определить количество закупаемых МР в каждый квартал.

Допустим, что прогноз цен на планируемый год имеет вид, представленный в таблице 7:

Таблица 7

Прогноз месячного изменения цен

 

Месяц Цена (усл.ед.) Месяц Цена (усл.ед.) Месяц Цена (усл.ед.)
январь 2,00 май 2,35 сентябрь 2,75
февраль 2,05 июнь 2,45 октябрь 2,80
март 2,15 июль 2,55 ноябрь 2,83
апрель 2,25 август 2,65 декабрь 2,86

 

По данным таблицы средняя цена составит 2,47 усл. ед. Тогда объем первой закупаемой партии МР составит 150000/2,00 = 75000 ед.

Дальнейшие вычисления сведем в таблицу 8:

Таблица 8

Расчет средних цен и объемов поставок

 

Месяц Объем поставок Цена за единицу (усл.ед.) Общий бюджет (усл.ед.) Средний уровень запасов
январь февраль июль октябрь 2,00 2,25 2,55 2,80
Сумма   31578 (средний за год)

 

По данным расчета средние затраты за единицу составят 600000/ 254062 = 2,36 усл. ед. Таким образом уменьшение затрат по сравнению со средней прогнозируемой ценой составило [(2,47 — 2,36)/ 2,47] х 100% = 4,45 %. Тотальные средние годовые затраты были бы равны 254062 х 2,47 = 627533 усл. ед.

Теперь определим затраты на поддержание запасов. Годовая сумма этих затрат при условии оплаты к моменту поставки составит (20000/2) х 2,47 х 0,25 = 6175 усл. ед. При стратегии ценового осреднения они будут равны 31758 х 2,36 х 0,25 = 18737 усл. ед.

Суммируя затраты на поддержание запасов с общими затратами на закупку МР, получим для:

· стратегии оплаты к моменту поставки 627533 + 6175 = 633708 усл. ед.

· стратегии ценового осреднения 600000 + 18737 = 618737 усл. ед.

Таким образом для нашего примера стратегия ценового осреднения более выгодна с точки зрения тотальных затрат.

Среди других решений по оптимизации процедуры закупок можно отметить различные стратегии ценовых скидок. Основа этих стратегий заключается в том, что поставщики МР в большинстве случаев предлагают скидки, если товар закупается большими партиями. Однако в этом случае фирма-производитель может нести большие затраты на хранение и управление запасами, что может элиминировать выгоду, полученную за счет ценовой скидки. Поэтому перед логистическим менеджером встает задача нахождения оптимального размера партии поставки, аналогично тому, как это решается в классической теории управления запасами. Важным компонентом управления закупками является установление так называемых трансакционных взаимоотношений между поставщиками и потребителями МР, т.е. оформление контрактов, проведение тендеров, аукционов и т.п. Сюда же, относятся вопросы нормативно-правового характера.

Кроме указанных оптимизационных подходов в управлении закупками имеется большое количество задач, связанных с минимизацией транспортных расходов, определением оптимальных поставщиков по критерию дислокации и т.п., которые будут рассмотрены нами в следующих разделах модуля.

 

Тема 9





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)