Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логистическая миссия. Место логистического менеджмента в фирме




Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистичес­кую миссию за рубежом часто трактуют, как правило «семи R-s» или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом): «ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost». Что можно перевести как «обеспечение наличия нужного про­дукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучши­ми затратами».

В правиле «семи R-s» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, непротиворечивую с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков, как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и когерентной стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспо­собности, интеграции снабженческой, производственной и марке­тинговой стратегии, быть кредо фирмы, позиционирующем ее от­носительно рынка и конкурентов.

Для более четкого понимания места логистики в фирме необходимо рассмотреть ее окружение - окружающую среду, которую обычно подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Факторы внешней среды укрупненно можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические.

Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое (в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.



Правовые внешние факторы определяются государственными и местными законодательными актами и ограничениями. Основой правовой базы логистики в России являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, налоговое, таможенное законодательство, Законы РФ о банках, биржах и т.д.

Экономическое окружение логистики фирмы необходимо рассматривать в многоаспектном плане:

o на уровне экономики страны в целом в разрезе макроэко­номических показателей и индикаторов (курса национальной валюты, уровня инфляции, среднего темпа прироста валового национального продукта, темпов развития промыш­ленного производства, биржевых индикаторов и т.п.);

o на отраслевом и территориальном уровнях (темпы и огра­ничения развития отдельных отраслей и территорий, дина­мика реструктуризации, инвестиционная политика в отрас­лях и территориях, динамика отраслевой производительно­сти труда и т.д.);

o в разрезе рынков факторов производства (рынков труда, зем­лепользования, капитала), финансового рынка, банковской системы;

o в разрезе анализа спроса и предложения на рынке конечных продуктов и услуг, анализа возможных конкурентов;

o и т.д.

Группа технических и технологических факторов, имеющих очень большое значение для логистики, характеризует как общий уровень научно-технического потенциала страны, так и технологический уровень отдельных отраслей и инфраструктуры экономики. Важную роль для продвижения логистической концепции играет уровень развития транспортных и телекоммуникаций, информационно-компьютерных систем, гибких автоматизирован­ных и робототизированных технологических производств, транс­портных и грузоперерабатывающих средств, электроники и микро­процессорной техники и т.д. Принципиальное значение имеет вне­дрение новых (инновационных) технологий и технических средств, обеспечивающих эффективную реализацию логистических актив­ностей.

Социальные и экологические факторы логистической среды определяют влияние сложившихся в обществе или отдельном реги­оне (городе) социальных запросов населения, демографической ситуации, изменения бюджета свободного времени, миграции на­селения, структуры трудовых процессов и культурных притязаний отдельных групп населения, а также экологическое влияние техно­логий на окружающую среду.

Для развития логистики приоритетное значение имеют соци­альные факторы миграции населения, динамика структуры рабо­чего и свободного времени, матрицы трудовых и культурных кор­респонденции в городах, а также экологические факторы, связанные прежде всего с развитием транспорта и транспортных комму­никаций в плане уменьшения их вредного воздействия на окружа­ющую среду. В США, Японии, странах ЕС приняты различные программы защиты окружающей среды, которые непосредственно вли­яют на формируемые микро- и макрологистические системы и принятие логистических решений.

Среди факторов внутрифирменной микрологистической среды укрупненно можно выделить функциональные сферы производства, маркетинга, финансов, используемые трудовые ресурсы, а также влияние персонала высшего менеджмента.

При построении современных микрологистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современ­ная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориен­тированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, про­изводство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объе­диненными стратегическими, тактическими и другими целями.

С точки зрения логистики осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального менедж­мента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стра­тегиями. Учитывая вышесказанное, система менеджмента фирмы может быть представлена в виде схемы (рис. 7).

 

 


Рис. 7

Особенностью логистического менеджмента является то, что он как по стратегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам связан со всеми функциональными областями ме­неджмента (инвестиционного, инновационного, производственно­го, финансового, информационного, по персоналу) в процессах управления закупками МР, производством и сбытом ГП. Зачастую бывает очень трудно разделить сферы действия логистического и других видов менеджмента (особенно производственного, инвес­тиционного, финансового, информационного), поэтому обычно выделяют основную координирующую и интегрирующую функции логистического менеджмента на высших уровнях иерархии управ­ления в фирме.

Вышесказанное относится и к трем важнейшим сферам органи­зации бизнеса: производству, маркетингу и логистике. Особенно ожесточенные споры среди специалистов до сих пор ведутся по поводу разграничения функций и взаимодействию маркетинга и логистики. По-видимому первопричиной этих споров является то, что логистическая концепция бизнеса появилась и начала разви­ваться сначала именно в сфере распределения, системах сбыта ГП товаропроизводителей, относящихся и к области исследования мар­кетинга. В зарубежной литературе по логистике для разделения сфер и описания взаимодействия между производством, маркетингом и логистикой используется понятие полезности — утилиты (Utility). Считается, что процедуры производства, маркетинга и логистики добавляют определенные полезности к исходным МР, образуя об­щую полезность ГП для потребителя. Аналогичный подход справедлив и для сервиса.

Утилита формы реализуется в процессе производства или сборки ГП в промышленности, когда МР (сырье, материалы, комплек­тующие и т.п.) преобразуются некоторым образом в конечный продукт, добавляя к исходному сырью стоимость и образуя полезность новой формы - продукта. В современном бизнесе некоторые логистические активности также обеспечивают утилиту формы. Например, сортировка, консолидация, разукрупнение и другие элемен­тарные логистические активности изменяют форму ГП (в основ­ном в системах дистрибьюции) путем изменения грузовых разме­ров и упаковочных характеристик. Так, разукрупнение паллетов в индивидуальные упаковки, пригодные для продажи покупателям, добавляют утилиту формы к ГП.

Однако для логистики фундаментальными являются утилиты места и времени. Как мы видели из предыдущего материала книги, ключевой логистической активностью является транспортировка — перемещение товаров из мест, где имеются их излишки (запасы) в места, где существует спрос. Логистика расширяет физические гра­ницы маркетинга, добавляя к ГП полезность места и, соответствен­но, увеличивая стоимость товара.

Достижимость товара или сервиса для покупателя важна не сама по себе, а именно в тот момент, когда он в них нуждается. Таким образом, логистический менеджмент, выполняя сбытовую функцию доставки ГП (сервиса) покупателю за требуемое время, реа­лизует утилиту времени. Логистические решения с позиций утилиты времени в основном осуществляются за счет рациональной поддержки уровней запасов в дистрибутивных сетях и стратегического размещения товаров и сервиса. В определенных случаях временную утилиту может создавать транспортировка путем быстрого переме­щения ГП в точку спроса. Например, замена складирования товаров воздушной транспортировкой к месту потребления добавляет утилиту времени к товару.

Роль логистики в бизнесе зависит от существования утилиты владения, реализуемой маркетингом. Эта утилита создается путем совершения определенных маркетинговых стратегических и такти­ческих действий, связанных с рекламой и продвижением продукта или сервиса. Продвижение товара (Promotion) можно определить, как попытку фирмы установить прямой или непрямой контакт с покупателями, чтобы создать или увеличить их желание обладать товаром. Существование логистических утилит времени и места оп­ределено лишь в том случае, если имеется спрос на товары или сервис (утилита владения).

Основной задачей логистического менеджмента в современных условиях бизнеса является способствование выполнению стратеги­ческих целей фирмы и создание конкурентных преимуществ. Ключевыми факторами конкурентного преимущества в мировой эко­номике сейчас являются:

• лидерство в качестве продуктов и услуг;

• лидерство в затратах;

• дифференциация;

• стратегический фокус.

Дифференциация означает позиционирование на рынке сбыта продукции (услуг), где фирма устанавливает себя, как единственную в своем роде перед имеющимися и потенциальными покупателями.

Стратегический фокус означает стремление фирмы достичь конкурентного преимущества в одном или нескольких сегментах рынка за счет концентрации усилий (фокусировании) на определенных стратегических направлениях.

Указанные ключевые факторы могут быть использованы любой фирмой-конкурентом, поэтому для успешного выживания организация бизнеса должна постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса.

Такие возможности предоставляет им логистика. Например, эффективный логистический менеджмент может уменьшить общие издержки, давая фирме постоянное лидерство в затратах на определенном сегменте рынка, где это имеет решающее значение. Одновременный акцент на минимальные цены и высокий уровень качества продукции и сервиса (или поддержание мировых стандартов качества) может позиционировать фирму как ведущую на конкретном рынке.

 

Тема 5





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)