Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель несовершенной информации





Эта модель совокупного предложения также предполагает рыночное равновесие и различие между кривыми совокупного предложения на краткосрочных и долгосрочных временных промежутках в связи с неверным представлением о ценах в краткосрочном периоде. Но в отличие от предыдущей модели здесь отсутствует гипотеза о том, что фирмы информированы лучше своих рабочих. В самом простом виде в этой модели не проводится различий между рабочими и фирмами.

Модель несовершенной информации исходит из того, что каждый производитель в экономике производит только один товар, а потребляет множество других товаров. Поскольку количество товаров очень велико, поставщики не в состоянии отслеживать все цены одновременно. Они достаточно внимательно следят за ценами на те изделия, которые сами производят, и менее пристально – за ценами на товары, которые потребляют. Из-за несовершенства имеющейся у них информации они иногда путают изменения общего уровня цен с изменениями относительных цен на продукцию. Эти ошибки влияют на принимаемые ими решения и ведут к возникновению краткосрочной зависимости между ценами и выпуском.

Другими словами, модель несовершенной информации утверждает, что, когда цены превосходят ожидаемые, поставщики полагают, что относительные цены производимых ими товаров выросли, что стимулирует их к увеличению выпуска. Модель предполагает уже известное уравнение кривой совокупного предложения:

Модель негибких цен.

Эта модель делает основной упор на том факте, что фирмы отнюдь не мгновенно изменяют цены на свои товары в ответ на колебания спроса. Иногда цены определяются долгосрочными контрактами между фирмами и клиентами. Иногда даже без формальных соглашений фирмы оставляют цены неизменными с тем, чтобы не оттолкнуть своих постоянных клиентов частыми изменениями цен. Некоторые цены остаются неизменными из-за характера рынка: отпечатав и распространив каталог или прайс-лист, фирме накладно менять цены.

Рассмотрим решения, которые предстоит принять фирме, имеющей некоторую степень монопольного контроля над ценами (то есть обладающей рыночной властью). Желательная для фирмы цена р определена двумя макроэкономическими переменными:



· общим уровнем цен Р (более высокий уровень цен означает, что и издержки фирмы выше, следовательно, чем выше уровень цен, тем больше фирма будет стремиться изменить цену на свой продукт);

· уровнем совокупного дохода Y (более высокий уровень дохода увеличивает спрос на продукцию фирмы; поскольку предельные издержки увеличиваются при больших объемах производства, то чем больше спрос, тем выше назначаемая фирмой цена).

Таким образом, мы можем записать цену, назначаемую фирмой, как:

,

где а – параметр со значениями, большими нуля.

Это уравнение показывает, что устанавливаемая цена р зависит от общего уровня цен Р и соотношения между уровнем совокупного выпуска и его естественной величиной .

Далее предположим, что существует два типа фирм. Некоторые фирмы имеют гибкие цены: они всегда увеличивают их в соответствии с вышеприведенным уравнением. У других фирм цены негибкие: они устанавливают их заранее, исходя из своих оценок будущей экономической ситуации, исходя из выражения:

Индекс е означает ожидаемое значение переменной. Для простоты предположим, что фирмы ожидают, что величина выпуска будет равна естественному значению, то есть последний член уравнения будет равен нулю. Затем эти фирмы устанавливают цены:

р=Ре

Другими словами, они устанавливают свои цены, исходя из своих ожиданий относительно цен, устанавливаемых другими фирмами.

Можно использовать правила ценообразования двух групп фирм с тем, чтобы вывести уравнение совокупного предложения. Для того чтобы сделать это, найдем общий уровень цен в экономике, который является средневзвешенной цен, установленных в этих группах фирм. Если s – доля фирм с жесткими ценами, (1-s) – доля фирм с гибкими ценами, то общий уровень цен будет равен:

Теперь из обеих частей равенства вычтем (1-s)Р и получим:

 

Разделив обе части выражения на s, получим:

Первый и второй члены выражения в правой части данного равенства объясняются следующим образом:

1) Когда фирмы ожидают повышения цен, то предполагается и рост издержек. Те фирмы, которые устанавливают цены заранее, устанавливают их на высоком уровне. Это заставляет другие фирмы устанавливать их тоже на высоком уровне. Таким образом, высокий ожидаемый уровень цен приведет к высокому уровню цен в действительности.

2) Когда выпуск высок, высок и спрос на товары. Фирмы с гибким ценообразованием устанавливают свои цены на высоком уровне, что ведет к повышению уровня цен. Влияние величины выпуска на уровень цен зависит от доли фирм с гибким ценообразованием.

Таким образом, общий уровень цен зависит от ожидаемого уровня цен и уровня выпуска.

Алгебраические преобразования приводят это уравнение к более привычному виду:

,

где a=s/[(1-s)×a].

Несмотря на то, что в модели основное внимание уделяется рынку товаров, рассмотрим, что происходит на рынке труда. Если в краткосрочном периоде цена, установленная фирмой, является неизменной, то сокращение совокупного спроса снижает количество товара, которое может быть продано фирмой. На снижение продаж фирма отвечает сокращением производства и снижением спроса на труд. Следовательно, в модели негибких цен колебания выпуска скорее связаны со сдвигами кривой спроса на труд, нежели с перемещениями вдоль неподвижной кривой спроса на труд. В этой модели, таким образом, реальная заработная плата может иметь проциклический характер.

 

В модели несовершенной информации, вообще говоря, предполагается, что наклон кривой совокупного предложения должен зависеть от степени изменчивости совокупного спроса. Если перейти к межстрановым сопоставлениям, то в странах с заметными колебаниями совокупного спроса колебания общего уровня цен также велики. Поскольку в этом случае большая часть роста цен не отражает изменений относительных цен, производители приучились не сильно реагировать на неожиданные изменения уровня цен. Отсюда кривая совокупного предложения должна быть относительно крутой, a - небольшая величина. Наоборот, в странах, где совокупный спрос сравнительно стабилен, производители должны были бы привыкнуть к тому, что большинство изменений цен представляют собой сдвиг в структуре относительных цен. Соответственно, в этих странах производителям приходится более чутко реагировать на неожиданные изменения цен, что делает кривую совокупного предложения относительно пологой.

В свою очередь, модель жестких цен тоже может объяснить, что определяет угол наклона краткосрочной кривой совокупного предложения. Если относительно редкие корректировки цен являются основной причиной того, что кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде не является вертикальной линией, то тогда средний уровень инфляции должен влиять на величину наклона кривой. Чем выше уровень инфляции, тем чаще фирмы корректируют свои цены с тем, чтобы совладать с их общим повышением. Более частые ценовые корректировки заставляют цены быстрее реагировать на изменения совокупного спроса. Так, высокий уровень инфляции должен сделать кривую совокупного предложения в краткосрочном периоде более крутой.

Сравнение данных по различным странам подкрепляет эти гипотезы. В странах с низким средним уровнем инфляции кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде является относительно пологой: колебания совокупного спроса сильнее сказываются на величине выпуска и слабо отражаются на ценах. Страны с высокой инфляцией имеют более крутые краткосрочные кривые совокупного предложения.

Колебания совокупного спроса в этих странах слабо влияют на величину выпуска, так как фирмы часто изменяют цены. Другими словами, высокая инфляция ликвидирует то несовершенство рынка, которое обуславливает жесткость цен.

При этом модель жестких цен предлагает другую интерпретацию вышеуказанной зависимости – что страны с переменным совокупным спросом имеют крутые кривые совокупного предложения в краткосрочном промежутке. Если уровень цен постоянно меняется, лишь небольшая часть фирм будет стремиться устанавливать цены заранее – величина s будет мала. Следовательно, кривая совокупного предложения будет крутой, и a будет мала.

 

Выводы.

Приходят ли рынки в состояние равновесия?   Несовершенные рынки
Труд Товары
Да Модель неверных представлений работников: работники отождествляют изменения номинальной и изменения реальной заработной платы Модель несовершенной информации: производители отождествляют изменение общего уровня цен с изменениями относительных цен
Нет Модель жесткой заработной платы: медленно изменяется номинальная заработная плата Модель жестких цен: медленно изменяются цены на товары и услуги

Рис. 3.32

На рис. 3.32 представлены четыре модели совокупного предложения и те несовершенства рынка, которые каждая из них использует для объяснения того, почему кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде не является вертикальной линией. Модели сгруппированы в соответствии с двумя характеристиками. Первая: строятся ли модели на предположении, что рынки достигают состояния равновесия, то есть могут ли цены и заработная плата свободно уравновешивать спрос и предложение. Вторая: какой рынок – труда или товаров – является несовершенным.

Не следует принимать одну модель, отвергая остальные: в реальности могут встречаться все четыре разновидности несовершенства рынка.

Несмотря на все расхождения, выводы, которые можно сделать из этих моделей, одинаковы:

Рис. 3.33

если уровень цен выше ожидаемого, величина выпуска превышает естественное значение. Если уровень цен ниже ожидаемого, величина выпуска не достигает естественного значения.

В долгосрочном же периоде равновесие экономики возвращается к естественному уровню:

 

Рис. 3.34

В краткосрочном периоде равновесие экономики перемещается из точки А в точку В. Рост совокупного спроса приводит к росту цен выше ожидаемого уровня и, соответственно, к росту выпуска выше естественного значения.

В долгосрочном периоде ожидаемый уровень цен повышается, то есть кривая совокупного предложения сдвигается вверх. По мере повышения ожидаемого уровня цен, равновесие экономики сдвигается от точки В к точке С. Экономика возвращается к естественному уровню, но при более высоком уровне цен.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)