Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования. Иерархический и стихийный способы координации
экономической деятельности. Типы экономических систем(традиционная, плановая, рыночная, смешанная). Ры́нок — совокупность эк. отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями потребителями.. Рынок обеспечивает: 1)Взаимосвязь, производство и потребление по цепочке: прво>распределение>обмен>потребление. 2)Гарантирует обществ. Оценку результатов труда (через прибыль). 3)Повышение эффективности производства в результате конкуренции. Основные правила рынка: (Рынок открыт для всех желающих.Мобильность и подвижность всех ресурсов Свободное ценообразование.Возможность обладать всей полнотой инф-и.) Транзакционные издержки – это затраты связанные с использованием рыночного механизма обмена. Объект рынка Это товар, по поводу него субъекты вступают в рыночные отношения (Выделяют группы субъектов: Домашнее хозяйства, государства фирмы.) Функции рынка: 1) Посредническая – рынок обеспечивает связь производства и потребления. 2) Информационная – рынок выявляет платежеспособную потребность. 3) Стимулирующая – рынок развивает стимулы к повышению эффектти, которая определяется как соотношение результатов к затратам. Он заставляет повышать качества и снижать издержки. 4) Регулирующая ф-ция – рынок способствует изменения структуры произв-ва,капитал направляется в отрасли,где прибыль самая высокая. 5) Ценообразующая – на рынке формируется на товар. 6) Интегрирующая – рынок объединяет разрозненные усилия для достижения общественного прогресса. 7) Оздоровительная – рынок избавляется от не эффективных и слабых производителей. Рыночный потенциал -это максимально ожидаемый спрос Емкость рынка – это существующий фактический объем продаж данного товара или услуги. Доля рынка – это существующий сегмент рынка, принадлежащий данному предприятию. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно правовых форм , способствующих движению товаров и услуг. Основными элементами инфраструктуры рынка: Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный). В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. т.е.что, как и для кого производить.Рынок это и есть спонтанной порядок. Система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному производителю. Такая система называется иерархией. Примером иерархии является первобытная община. Иерархия это и командно-административная система. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана на власти руководителя или центрального гос. органа. В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Типы экономических систем: 1.Традиционная – способ организации эк. жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эк-ки. (Земля и капитал в общемвладении) 2.Командная (плановая) – способ организации эк. жизни, при которой капитал, земля и все эк. ресурсы находятся в собственности госва. 3. Рыночная – способ организации эк. жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.(В основе стихийный порядок; Обязательно конкуренция;Полный ассортимент товаров.) 4. Смешанная – способ организации общ. жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода. Процесс движения денег и товаров между различными субъектами экономики Включает 3 субъекта:домохозяйство, фирмы и госво. 2 типа рынка: рынок произва ресурсов(труд,земля,капитал) и рынок благ. Налоги обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды госва. Спрос. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) спроса. Отличие понятий «величина спроса» и «спрос». Графический анализ спроса при изменении ценовых и неценовых факторов.Исключения из закона спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос – это форма поведения потребителей,отражающая их готовность платить за приобретённые блага, а величина (объем спроса) это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в данный момент времени. Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Важнейшими из них являются : Цена самого блага (Рх) – ценовые.численность и структура населения (N),(субституты и комплимитарные товары Рy),Вкусы и предпочтения (Т),Доходы(I),Потребительские ожидания(Е) Комплиментарные – товары, дополняющие друг друга. (ботинки шнурки) Субституты – товары, заменяющие друг друга. (масло оливковое и подсолнечное) Влияние, оказываемое детерминантами на рыночный спрос, принимает форму определенной функциональной зависимости, называемой функцией спроса Qdx= f(N, Px, Py, I, T, E) Значение функции показывает то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени. Наиболее широко применяется функция спроса по цене .Qdx = f(Pd) функция спроса по цене отражает зависимость изменения величины спроса от цены. Общем вид: Qd = a bP (Q-величина спроса на благо «А» ,В пост. коэффициент влияния на величину спроса). Закон спроса – с ростом цены на благо величина спроса падает и наоборот. Изменение величины спроса изменение объема блага от изменения его цены. Изменение спроса это процесс отражающий изменение в готовности покупателей платить за благо. Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем. Рыночный спрос — совокупность(сумма) индивидуальных спросов. 7. Предложение. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) предложения. Отличие понятий «величина предложения» и «предложение». Графический анализ предложения при изменении ценовых и неценовых факторов. Рыночное предложение отражает поведение производителей т.е. их способность поставлять благо на рынок, а величина (объем )предложения – это общее количество блага которые способны предоставить на рынок все производители в единицу времени. Детерминаты предложения – это ценовые (цена данного товара Рх) и не ценовые параметры рынка, которые оказывают влияние на способность производителей(продавцов) осуществлять рыночное предложение т.е. производить блага. Основными неценовыми детерминантами предложения являются:цены для производства благо ресурсов (Рх)Природных (Рn)капитализации (Pk)Трудовых P(w)Численности продавцов )M)Технологии(Н)Налоги(Т)Ожидание продавцов(Е), Функцией предложения: Qsx=f(Px,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E) В микроэкономическом анализе наиболее широко используется функция предложения по цене Qsx = f(Px), которая отражает зависимость между ценой блага и величиной (объема) его предложения. Qs = c+ dP. (С)отражает указывает на минимально возможный объем рыночного предложения. Для функции рыночного предложения характерна зависимость между ценой блага и величиной предложения(законом предложения) Закон предложения гласит что величина предложения блага будет тем больше , чем выше цена единицы этого блага. И наоборот Обратная функция : Ps = c/ d +1/d*Q
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2036)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |