Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Опыт 5. Определение рН почвенного образца




Материалы и оборудование

Коническая колба на 100 мл

Технические весы

Стакан на 50 мл

Воронка и фильтровальная бумага

рН-метр

Почвенный образец

Шпатель

Дистиллированная вода

Методика проведения опыта

1. Взвесьте на весах 10 грамм почвы, поместите в коническую колбу, залейте 50 мл дистиллированной воды и энергично перемешивайте в течение 10 минут.

2. Дайте взвеси почвы отстояться и отфильтруйте жидкость над осадком в стакан через складчатый фильтр в воронке.

3. Измерьте соответствующее значение рН водной вытяжки почвы на рН-метре.

4. Повторите эксперимент с почвенными образцами из разных районов.

Примечание. При исследовании почвы рН является одной из наиболее важных характеристик. Несмотря на простоту определения, значение рН зависит от множества взаимодействующих факторов и служит хорошим показателем содержания питательных веществ в почве; кроме того, величина рН указывает на то, какие виды растений (и соответственно животных) могут успешно развиваться на данных почвах. Кислые почвы, как правило, менее богаты питательными веществами, поскольку в меньшей степени способны удерживать катионы. Можно выделить ряд экологических групп растений по отношению к рН почвы:

- ацидофильные виды – растущие на кислой почве (рН = 4,5-6,7 – торфяные почвы);

- нейтрофильные – на почвах с рН = 6,7-7,0 – большинство культурных растений;

- базифильные – на почвах с рН > 7,0 – индифферентные – виды, произрастающие на почвах с различным значением рН.

5. Сделайте вывод по полученным значениям рН, к каким типам (кислым, нейтральным, основным) относится анализируемый образец почвы. Обоснуйте какую роль играет рН почвы,для жизнедеятельности растений и обитателей почвы (эдафобионтов).

 

Контрольные вопросы

 

1. Что называется повой и под действием каких факторов она образуется?

2. Какие структурные компоненты входят в состав почвы?

3. Какие факторы определяют структуру почвы и каково её значение для растений и почвенных организмов?



4. Как определяется органическое вещество почвы? Что такое гумус и какую роль он выполняет в составе почвы?

5. Какова степень аэрации почвы и какую роль она играет в жизни растений и эдафобионтов?

6. На какие виды подразделяется вода в почве? Какую роль в жизни обитателей почвы играют гравитационная, капиллярная, гигроскопическая вода? Что называется полевой влагоемкостью?

7. Как можно определить содержание воды, воздуха, органического вещества, текстуры, рН почвы?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Коробкин, В. И. Экология : учеб. / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 18-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 601 с.

2. Николайкин, Н. И. Экология : учеб. / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. – 8-е изд., перераб. и доп.– М. : Академия, 2012. – 576 с.

3. Колесников С. И. Экология : учеб. пособие / С.И. Колесников. – М.: Дашков и Ко; Ростов н/Д : Академцентр, 2012. – 384 с.

Дополнительная:

1. Акимова, Т. А. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда : учеб. / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп.– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

2. Бродский, А. К. Общая экология : учеб. / А. К. Бродский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 256 с.

3. Марфенин Н. Н. Экология : учеб. / Н. Н. Марфенин.– М. : Академия, 2012. – 512 с.

4. Степановских, А. С. Экология : учеб. / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с.

5. Экология : учеб. / под ред. В. В. Денисова. – М. : МарТ; Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 768 с.

6. Воронков, Н. А. Экология : общая, социальная, прикладная : учеб. / Н. А. Воронков. – М. : Агар, 2006. – 424 с.

7. Горелов А. А. Экология : учеб. / А. А. Горелов. – М. : Академия, 2009. – 400 с.

8. Радкевич, В. А. Экология : учеб. / В. А. Радкевич. – Минск : Высш. школа, 1997. – 159 с.

9. Степановских, А. С. Биологическая экология. Теория и практика : учеб. / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 791 с.

10. Чернова, Н. М. Общая экология : учеб. / Н. М. Чернова. – М. : Дрофа, 2004. – 416 с.

 


Приложение 1. Относительная влажность воздуха,в зависимости от показаний сухого и влажного термометров, %

Показания сухого термометра Показания влажного термометра
                                         
                                       
                                     
                                     
                                     
                                   
                                   
                                   
                                 
                                 
                               
                               
                               
                             
                             
                           
                           
                           
                         
                         
                       
                     
                       
                       
                         
                         
                           
                           
                             
                               
                               
                                 
                                 

 
 

Рис. 1. Психрометрический график


ИЛЬЯСОВА Асия Иргалиевна

 

 

ИЗУЧЕНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Учебно-методическое пособие

К проведению лабораторных занятий по экологии

Для студентов всех направлений подготовки

 

Технический редактор: Р.С. Юмагулова

 

Подписано к печати 12.01.14. Формат 60х84 1/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. 2,44. Уч.-изд. л. 3. Тираж 100 экз.

Цена свободная. Заказ № 17.

 

Отпечатано с готовых авторских оригиналов

на ризографе издательского отдела

Уфимской государственной академии экономики и сервиса

450078, г. Уфа, ул. Чернышевского,145; тел. (347) 278-69-85.





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)