Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение социометрической структуры класса и определение социометрического статуса учащихся в классном коллективе





 

Для изучения классного коллектива используется метод социометрии, основанный на выборе партнера по совместной деятельности. При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.

Процедура проведения: учащимся класса раздают листы бумаги (1/2 тетрадного листа или специально подготовленный бланк), просят обязательно их подписывать. Учащимся предлагается, отвечая на вопросы (С кем бы хотел…), написать фамилии троих своих одноклассников. При этом следует обратить внимание ребят на то, что мы ведем речь о списочном составе класса, а не только о тех, кто сегодня присутствует в классе. Важно заверить учащихся в конфиденциальности полученных сведений. «Маскирующая» цель проведения эксперимента, о которой сообщается учащимся – изучение отношений в классе.

Вопросы (критерии) для проведения социометрического эксперимента:

1. С кем из своих одноклассников ты хотел бы вместе готовиться к экзамену (контрольной работе)? Напиши фамилии троих ребят.

2. Кого из своих одноклассников ты пригласил бы к себе на день рождения? Напиши фамилии троих ребят.

3. Для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими, человеку важно знать, как его люди оценивают, что они о нем думают. Если бы у тебя была такая возможность, мнение кого троих своих одноклассников о себе ты хотел бы узнать, чье мнение для тебя значимо, важно?

Примечание. Вопрос №3 предназначен для определения референтной группы, но лучше его задать вместе с первыми двумя.

Критерии могут быть другими, но обязательно один из них должен относиться к учебной (основной) деятельности, а другой – к сфере эмоциональных, неучебных отношений.

Обработка результатов. По каждому из критериев (1 и 2) на основе ответов учащихся оформляется социоматрица (см. пример в таблице 1). Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке, по горизонтали - их порядковые номера.



Таблица 1 – Пример заполнения социоматрицы

№п/п Ф.и.учащегося
А. Миша * +     + +    
А. Таня   * +   +     +
Б. Игорь +   *       + +
В. Саша   + + * +      
П. Андрей +       * +   +
С. Саша   + + +   *    
С. Марина +         + * +
Я. Света   + + +       *
Колич. полученных учеником выборов
Колич. взаимных выборов ученика

 

В строке напротив фамилии данного ученика отмечаются знаком «+» (плюс) те одноклассники, которых он выбрал. Отметив в матрице выборы всех учащихся, кружком обводятся «+», соответствующие взаимным выборам. В нашем примере №1 (А. Миша) №5 (П. Андрей) выбирают друг друга. Взаимные выборы располагаются симметрично относительно диагонали социоматрицы.

Затем в столбиках подсчитывается общее количество все выборов у данного ученика (сколько человек выбрали его), и количество взаимных выборов (когда двое учеников выбирают друг друга).

Получается две социоматрицы, в каждой из которых отражаются выборы по одному из предлагаемых критериев. Дальнейший анализ ведётся тоже по каждому критерию

На основе анализа всех полученных данных определяется социометрический статус ученика в данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности его в группе.

Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов, относятся к I группе - это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся те, кто получил 3-4 выбора; к III группе «принятых» относятся ребята, получившие 1-2 выбора; и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора.

Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в I и II группах, занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся III и особенно IV группы имеют неблагоприятное положение среди сверстников.

Полученная информация не должна сообщаться учащимся в полном объеме. Ни в коем случае не разглашаются сведения о том, кто кого выбрал. Можете сказать ученику, сколько всего выборов он получил. Если ученик попадает в категорию непринятых, т.е. его никто не выбрал, не стоит ученика травмировать, лучше сказать, что у него есть 2-3 выбора. Не стоит озвучивать и такие понятия, как звезды, принятые, непринятые и т.п., тем более, говорить, кто к какой категории относится.

На основе полученных количественных показателей по каждому критерию определяется уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе, индекс изолированности и коэффициент взаимности (КВ), являющиеся существенными показателями характера межличностных отношений.

1) УБВ определяется по соотношению числа членов группы, находящихся в благополучных статусных категориях (I и II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV группы).

УБВ высокий — при I+II>III + IV;

средний — при I+II= III +IV;

низкий — при I + II<III+IV.

2) Индекс изолированности - важный показатель уровня благополучия взаимоотношений. Это процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории: количество учащихся IV группы разделить на количество всех учащихся в классе и умножить на 100%. Индекс изолированности не должен быть не больше 15%.

3) Коэффициент взаимности КВ является показателем сплоченности группы и удовлетворенности в общении, определяется по формуле:

, где:

Р1 — число взаимных выборов в классе,

Р —число всех выборов в классе,

KB ниже 20 % может рассматриваться как отрицательный показатель.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)