Детей четвертого года жизни
К.С. Кеслер делится опытом формирования культурно-гигиенических навыков у детей четвертого года жизни [16; 32]. К числу основных условий успешного формирования культурно–гигиенических навыков автор относит рационально организованную обстановку, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Для детей дошкольного возраста большое значение имело осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно было сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью использовались вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки. Для привития культурно-гигиенических навыков автором применялся показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Использовались игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Только тогда, когда мы учитывали постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формировались устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого. К. Баштовая в процессе формирования культурно-гигиенических навыков использовала различные игры, среди которых, например, игра «Чистоплотные дети», направленная на познание. Цель игры состояла в расширении знаний детей о предметах личной гигиены, и их назначении и действиями с ними. Также автор использовал игру «Чистый из чистых», направленную на здоровье. Цель этой игры - формирование у детей стремления к самостоятельности при осуществлении процессов личной гигиены. Автор также использовал игру «Кукла заболела», которая связана с формированием безопасного поведения. Цель игры - закреплять умение и навыки безопасного поведения во время болезни [2;78]. Е.Н. Филиппова для привития культурно-гигиенических навыков применяла показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях [30;134]. Широко использовала игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. А также малые формы фольклора: расти коса до пояса не вырони ни волоса; водичка, водичка умой мое личико; права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку; хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай; ешь больше, проживешь дольше; мило не мыло, а беленькое личико. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит, отмечает Е.Н. Филиппова, укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Одним из ведущих приемов, которые использовала Е.Н.Филиппова в своей экспериментальной работе, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Автор делает вывод, что, прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. В процессе работы автором были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок. Таким образом, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей четвертого года жизни использовался целый набор многочисленных средств, эффективность которых обусловлена их системным применением. В ходе проведения теоретического анализа процесса формирования культурно-гигиенических навыков можно разработать модель их исследования в группе детей четвертого года жизни ДОУ № 4 г. Ухта. В структуру модели включены три основных показателя, состояние которых позволит представить целостную картину сформированности культурно-гигиенических навыков. К данным показателям относятся: навыки детей, характер которых можно зафиксировать с помощью метода наблюдения; опыт родителей в целенаправленном формировании культурно-гигиенических навыков у своих детей; набор используемых средств для организации процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей. В следующей главе представлено прикладное исследование процесса сформированности культурно-гигиенических навыков у детей четвертого года жизни в одном из ДОУ г. Ухта.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (979)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |