Методические рекомендации по организации песочной терапии
Игры должны проходить в непринужденной обстановке, подобранные задания соответствовать возможностям ребенка, формулировки инструкций к играм должны иметь сказочную форму. Негативную оценку действий, идей, результатов следует исключить, поощряя фантазию и творческий подход. Методические рекомендации для проведения песочной терапии по Е.М.Перфиловой Предметно-развивающая среда Для проведения занятий с использованием песочной игротерапии необходимо соответствующее оборудование: мягкие подушечки для комфорта и снижения напряжения у детей, магнитофон и кассеты, диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка…). Чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимы: - водонепроницаемы деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность, дно и борта можно окрасить в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо; - чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта; - коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. На занятиях можно использовать игровые образы – куклы. Это Мышиный король, Песочная Буря, гномы – искатели сокровищ; жители пустыни: ящерицы, верблюды, змеи. С целью погружения детей в атмосферу пустыни или песочного города можно использовать иллюстрации, картины, элементы одежды путников и путешественников. Дорога в игре может привести детей к «Камину эмоций и размышлений». Возле него дети делятся своими ощущениями. Если возникшие эмоции имеют негативную окраску, педагог произносит заклинание, обращаясь к огню: Огонь волшебный и могучий, Развей над нами злые тучи! Сердца детишек обогрей. Заворожи нас поскорей! Развитие мышления и воображения можно осуществлять при помощи схем и карт. Детям можно предложить схемы: «Оазис», «Мираж» и др., специально «состаренные» карты: карта затерянного города, карта поиска сокровищ, карта пустыни, карта морского побережья… Для совершенствования восприятия детей можно использовать коробочки: «звуки пустыни», «камешки – проводники», «шуршащие песенки»… Перед занятием для определения эмоционального самочувствия можно предложить макет «Цветик-семицветик», при помощи которого ребенок выражает свои ощущения цветом лепестков. Можно рядом с песочницей расстелить ткань, символизирующую песок, для того, чтобы дети выполняли характерные для горячего песка движения (прием на раскаленном песке). Ребенок – экспериментатор и изобретатель. Дело педагога – предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда ему потребуется), ведь, как любому ученому, ребенку нужна независимость. Методы и приемы песочной игротерапии: 1. Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт. 2. Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций (ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце, проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место…). 3. Словесные методы. Мини – беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи). 4. Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра). Создание песочных композиций предполагает различные способы познания: - сравнение по контрасту и подобию (холодная и теплая песчаные норки, Буря и легкий ветерок); - исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить («Пекарня», «Песочный дождик») - рассуждение (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов); - анализ – синтез; - обобщение и описание (ребенок с помощью речи передает характерные признаки объекта: камешки – холодные, твердые, ракушки – ребристые, тонкие). Занятие организуются индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).
Вывод по главе
Таким образом, перед организацией песочной терапии нужно изучить уровень развития эмоциональной сферы детей и выбрать такие методики, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также возрасту детей. И при проведении диагностики важно расположить методики так, чтобы ребенок не устал и, чтобы методика была интересна ему. Мы выбрали 3 методики: «Волшебная страна внутри нас», проективный тест тревожности и рисуночную методику «Кактус». И для того, чтобы выявить особенности эмоционального развития детей выбрали анкету-опросник для родителей. Разработали проект по развитию эмоциональной сферы «Песочный город». Проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста. Игры будут проводится 1 раз в неделю по 15-20 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе изученного материала можно сделать следующие выводы: 1. Понятие «эмоция» в психолого-педагогической литературе у различных ученых трактуется по – разному. Интерес к проблеме развития эмоциональной сферы, как фундаменту психического развития человека был с античных времен, но в последние годы еще значительно вырос. Это связано с тем, что в нашем обществе произошли перемены в науке о человеке: его внутреннем мире, сознании, свободе и т.д. Также это связано с фактором многочисленных эмоциональный расстройств в поведении детей. 2. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в психическом развитии ребенка. Эмоциональная сфера – ядро становления личности ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников связано с появлением у них новых интересов, мотивов и потребностей. В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир, других людей и самого себя, и все это окрашено яркими переживаниями. Все новое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Очень трудно переоценить роль чувств и эмоций в развитии дошкольника. 3. Для того, чтобы развить эмоциональную сферу ребенка младшего дошкольного возраста можно использовать метод песочной терапии. Песочная игра – это простой способ для детей рассказать о своих страхах, тревогах и других переживаний, ведь ребенку порой бывает очень трудно выразить свои переживания и беспокойство словами. А песочная терапия дает ему возможность не только посмотреть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать и также быть самим собой. В этом и состоит цель песочной терапии. Для выявления особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста необходимо провести диагностику с учетом поставленных задач, возрастных особенностей и привлекательности для детей. Для определения состояния эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста можно предложить методики «Волшебная страна внутри нас» (авторы: Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов), проективный тест тревожности (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); рисуночный тест «Кактус» (автор М.А. Панфилова); анкету-опросник для родителей (автор Е.И. Изотова). Структурными компонентами проекта по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста являются:
Проект рассчитан на 1 учебный год, игры будут проводиться 1 раз в неделю по 15-20 минут. При этом, условиями успешной реализации проекта могут выступить такие как:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |