Цель проведения контроля и надзора за соблюдением требований стандартов
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований стандартов в Российской Федерации осуществляется: – федеральными органами исполнительной власти; – органами исполнительной власти субъектов Российской Федера- ции; – государственными учреждениями, уполномоченными на прове- дение государственного контроля. Нормативной базой для проведения проверок является федераль- ный закон от 08.08.2001 № 134–ФЗ ≪О защите юридических лиц и инди- видуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора≫, а также постановление Правительства РФ от 16.05.2003 № 28 ≪Об утверждении Положения об организации и осуще- ствлении государственного контроля и надзора в области стандартиза- ции, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации≫. Объектами государственного надзора являются продукция, услуги населению, работы. Надзор может осуществляться на стадиях разра- ботки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспорти- ровки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг. Основная цель проведения надзора – выявление и пресечение на- рушений обязательных требований в области стандартизации, подтвер- ждение качества и безопасности продукции, работ и услуг. Другими словами, основная цель надзора – это обеспечение безопасности про- дукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продук- ции. Контроль и надзор осуществляют государственные инспектора по надзору за государственными стандартами. Государственные инспекто- ра имеют право: – доступа в служебные и производственные помещения; – получения необходимой для проведения проверки документации; – использования технических средств и привлечения специали- стов проверяемого предприятия. В ходе проведения надзора применяются различные методы – из- мерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечи- вающие достоверность и объективность результатов надзора. Руководители предприятий обязаны обеспечить для проверки: – свободный доступ в служебные и производственные помещения; – отбор проб и образцов продукции для контроля; – документы и сведения, необходимые для проведения надзора. Результаты проверок оформляются в соответствующем документе – акте проверки. Содержание данного документа доводится до сведения руководителя проверенного предприятия. При необходимости материа- лы проверки могут быть направлены соответствующим органам испол- нительной власти или общественным организациям. По результатам проверок органы государственного контроля и надзора вправе: – выдавать предписания об устранении нарушений в установлен- ный срок; – принимать решения о полном или частичном приостановлении производства продукции, если невозможно устранить нарушения; – приостановить или прекратить действие декларации о соответ- ствии или сертификата о соответствии; – привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Плановые мероприятия по контролю и надзору проводятся один раз в два года. Внеплановые мероприятия могут проводиться чаще – при получении информации об имеющихся нарушениях. При выявлении нарушений в ходе проведения надзора в Россий- ской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполни- теля или продавца. Ответственность устанавливается Гражданским ко- дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уго- ловным кодексом РФ, ФЗ ≪О техническом регулировании≫ и другими законодательными актами. Гражданско-правовая ответственность выражается в примене- нии судом к правонарушителю в интересах потерпевшего таких мер, как возмещение вреда, убытков; уплата неустойки, пени, штрафов. Одно из оснований ответственности – это недостаток товара производственного, конструктивного, рецептурного или иного харак- тера или недостоверной или недостаточной информации о товаре, рабо- те или услуге. Ещё одно основание – это вред жизни, здоровью или иму- ществу потребителя, если вред находится в причинной связи с недостат- ками товара, работы, услуги. Право требовать возмещения вреда признается за любым потреби- телем (не только покупателем). Например, при возгорании телевизора возмещение вреда может требовать не только покупатель, но и соседи, родственники и так далее, т. е. лица, которым причинен ущерб. Также стоит отметить, что возмещение вреда предусмотрено, только если он причинен в течение установленного срока службы, срока годности товара. Административная ответственность регулирует отношения в области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты госу- дарственной, общественной безопасности. Мера ответственности – административное наказание, установленное конкретной статьей Кодек- са РФ об административных правонарушениях. В частности, наложение штрафов (от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда), конфиска- ция предметов административного правонарушения. Уголовная ответственность установлена ст. 238 Уголовного ко- декса РФ за следующие нарушения: Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечаю- щих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (штраф до трехсот тысяч рублей либо ограничение свободы до двух лет). Те же деяния, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предна- значенных для детей в возрасте до шести лет; в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здо- ровью либо смерть человека (штраф от ста тысяч до пятисот тысяч ру- блей либо ограничение свободы до трех лет). Деяния, предусмотренные частями первой или второй, повлек- шие по неосторожности смерть двух или более лиц (лишение свободы от четырех до десяти лет). По статистическим сведениям, в соответствии с планом, а также с учетом обращений юридических лиц, индивидуальных предпринима- телей, граждан, органов исполнительной власти, в 2006 г. межрегио- нальными территориальными управлениями проведено 12 335 проверок в 11 065 субъектах хозяйственной деятельности. В результате контроль- но-надзорных мероприятий на 69 % предприятий выявлены нарушения обязательных требований. Анализ выявленных нарушений при проведе- нии надзора показывает, что в основном несоблюдения обязательных требований установлены по следующим показателям: – несоответствие требованиям к безопасности; – несоответствие маркировки продукции; – нарушение правил сертификации; – нарушение требований к документации; – несоответствие физико-химических показателей; – несоответствие органолептических показателей2. Из приведенных данных очевидна большая роль государственного контроля за соблюдением обязательных требований стандартов с целью обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг.__
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2052)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |