Глава 1 Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Введение
Учет труда и заработной платы на любом предприятии по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Значимость и актуальность данной темы заключается в том, что только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов. В условиях рыночной экономики с организацией оплаты труда на предприятиях связаны решения важнейших задач учета труда и заработной платы: своевременно (в установленные сроки) производить расчеты с персоналом организации по оплате труда (начисление заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки); своевременно и правильно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчисления страховых взносов; собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимых расчетов.
Рассматривая в рамках работы учета труда и заработной платы, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений. Работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.
Целью работы является
Для достижения поставленной цели выпускной работы необходимо решить следующий круг задач
- рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда; - определить актуальность, цель, задачи и объект исследования; - раскрыть экономическую сущность учета оплаты труда; - представить краткую характеристику исследуемой организации; - раскрыть современное состояние учета оплаты труда, дать рекомендации по его совершенствованию. Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Алмаз». Предметом исследования является организация бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда. Источниками информации для работы являются локальные акты, регулирующие бухгалтерский учет оплаты труда в организации, данные бухгалтерской отчетности, специализированной отчетности, первичного, аналитического и синтетического учета расчетов по оплате труда исследуемого предприятия за период 2011- 2013 годы.
Глава 1 Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда Основные понятия и нормативно- правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда
Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором. Таким образом, оплата труда предполагает возникновение отношений между работодателем и работниками по установлению им выплат в соответствии с законодательством, коллективным договором, иными локальными правовыми актами, соглашениями, трудовым договором. Оплата труда предполагает также возникновение отношений по осуществлению указанных выплат с соблюдением установленных законодательством, договорами о труде, локальными правовыми актами правил. Следовательно, термин "оплата труда" охватывает все отношения, возникающие при установлении и осуществлении оплаты труда работников. Основополагающее значение в системе правового регулирования труда принадлежит нормам конституционного права, так как ими определяются основы правового статуса субъектов труда, социально-трудовые права человека и гражданина, принципы взаимодействия государства с институтами гражданского общества. Весьма мощное воздействие на функционирование общественной организации труда оказывает гражданское право, закрепляющее основы рыночной экономики, регулирующее порядок создания, организационно-правовые формы и взаимоотношения юридических лиц - участников экономической деятельности. Целый блок отраслей права (гражданское, налоговое, финансовое право, право социального обеспечения) регулирует отношения, возникающие по поводу присвоения, распределения и перераспределения имущественных благ, созданных в результате прошлого труда. Уголовное, административное право устанавливают ответственность за неправомерные действия, совершаемые как в процессе труда, так и при присвоении его результатов. Рынок труда, движение трудовых ресурсов, подготовку кадров для трудовой деятельности регулируют законодательство о занятости, иммиграционное законодательство, законодательство об образовании и т.п. Для целей по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета Минфином России разработана и внедрена система нормативного регулирования учета в Российской Федерации. Данная система включает в себя четыре уровня: Первый уровень состоит из законов и иных актов законодательства, включая указы Президента и постановления Правительства РФ, которые регулируют прямо или косвенно порядок постановки бухгалтерского учета. Основополагающим является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», № 129-ФЗ от 21.11.96 с внесенными изменениями и дополнениями № 123-ФЗ от 24.06.98 [5,6]. Второй уровень состоит из положений по бухгалтерскому учету, которые утверждаются Минфином России, являющимся методологическим центром в области учета в Российской Федерации, задача которых состоит в установлении правил ведения учета на отдельных его участках, включая участки бухгалтерского учета прямо или косвенно взаимосвязанных с оплатой труда работников. Третий уровень состоит их методических указаний (инструкций, указаний, писем, рекомендаций и т.п.) по осуществления ведения бухгалтерского учета. Четвертый уровень состоит из рабочих документов предприятия, которые формируют его учетную политику в методическом, организационном и техническом аспектах. В ст. 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Заработная плата в ст. 129 ТК РФ определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Также стоит отметить, при переходе к рыночной экономике законодательство России установило для наемных работников принцип вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимума. Статья 130 ТК РФ перечисляет основные виды таких гарантий. К их числу в первую очередь относится величина минимального размера оплаты труда в РФ. С помощью таких "мер" государство пытается решить ряд социальных проблем, связанных с борьбой против бедности и нищеты и ограничением эксплуатации наемного труда. Также к первому уровню регулирования оплаты труда относится Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2014) (с изменениями и дополнениями). Регулирование осуществляется: - гл. 23 ”Налог на доходы физических лиц” НК РФ части второй введен налог на доходы физических лиц (НДФЛ); - гл. 25 НК РФ части второй ”Налог на прибыль организаций” установлен состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли. [3] Федеральный закон ” О бухгалтерском учете ” от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ. Этим законом рассматриваются общие положения по ведению бухгалтерского учета. Законодательство РФ состоит из Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. [5] В данном уровне регулирования стоит отметить постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 ”О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей” (в ред. от 17.01.2013). Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ко второму уровню можно отнести Положение по бухгалтерскому учету ”Расходы организации” ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н.), (ред. от 27.04.2012). [11] Третий уровень составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней. Примером данного уровня регулирования является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. с изменениями и дополнениями от 07.11.2010). Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых соглашений, актов. К сфере локального правового регулирования относятся такие вопросы, как: - установление систем оплаты труда отдельным работникам, определение размеров тарифных ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников; - введение стимулирующих доплат и надбавок к тарифным ставкам (окладам); - разработка и введение положений о премировании, об условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет; - определение повышенных (по сравнению с законодательством) размеров оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных; - замена и пересмотр норм труда. Локальное регулирование оплаты труда имеет существенное значение для увязывания заработка с результатами трудовой деятельности. Документом, в котором фиксируются разработанные в организации условия оплаты труда, является коллективный договор или положение об оплате труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 135 ТК РФ). Таким образом, локальные акты организации не могут умалять права работников в области оплаты труда, которые гарантированы в законодательстве. В трудовом договоре размер заработной платы должен быть определен с учетом законодательства. Размер заработной платы в трудовом договоре не может быть ниже, чем гарантирован перечисленными нормативными актами. Условие о размере заработной платы является обязательным для каждого трудового договора. Отсутствие в трудовом договоре такого условия не освобождает работодателя от обязанности по оплате труда работника[9]. Отсутствие в трудовом договоре размера заработной платы позволяет правоприменителю при разрешении спора применить в качестве ориентира оплату труда работника бюджетной сферы по соответствующей должности или выполняемой работником работе. Таким образом, отсутствие в трудовом договоре условия о размере заработной платы не освобождает работодателя от обязанности оплатить труд работника в размере, не ниже гарантированного в законодательстве уровня оплаты труда.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3293)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |