Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность проблемы оценки эффективности инновационных проектов





Содержание

Введение. 4

I. Глава. Теоретическая часть.. 7

1. Сущность проблемы оценки эффективности инновационных проектов. 7

2 Виды эффективности: экономическая, коммерческая, бюджетная, научно-техническая, социальная, экологическая. 13

3 Комплексная оценка эффективности инновационного проекта. 16

II. Глава. Практическая часть. Оценка эффективности инновационного проекта. 19

1. Описание предприятия. 19

2. Выбор инновации. 23

2.1 Формирование списка показателей конкурентоспособности и формирование индексов оценки. 23

2.2 Формирование «Матрицы нововведений». 24

2.3 Расчет условного и безусловного индекса нововведений. 24

3. Составление программы освоения новшества. 26

3.1. Обновление технологии производства и управления. 26

3.2 Преобразование материально-технической базы.. 27

3.3 Приведение в соответствие информационной базы.. 29

3.4 Обновление трудовых ресурсов. 29

3.5 Перестройка организационной структуры.. 29

3.6 Нововведения в механизм принятия и реализации управленческих решений 32

3.7. Обновление номенклатуры и характеристик продукции – как результата инновационных преобразований. 32

4. Обоснование инвестиций в инновационную программу. 32

4.1 Обоснование источников финансирования. 32

4.2 Ленточный график (диаграммы Ганта) реализации проекта. 34

4.3 Оценка общей экономической эффективности инноваций. 34

5. Вывод о целесообразности разработанного инновационного проекта. 38

Заключение. 39

Список использованной литературы.. 40

 

 



 

Введение

Инновация — это новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.



Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации. Понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

· используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;

· обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;

· обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень;

· достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики.

В данном курсовом проекте я рассмотрю внедрение инновационного проекта на примере ООО «Жилкомсервис №2 Кировского района».


 

I. Глава. Теоретическая часть

Сущность проблемы оценки эффективности инновационных проектов

Прежде чем реализовать инновационный проект в общем случае перед потенциальным инвестором возникает проблема оценки эффективности проекта. Инвестору необходимо понять какие затраты необходимо совершить и какие при этом получатся результаты по каждому инновационному проекту. И выбрать самый оптимальный и выгодный.

Существует несколько методов оценки эффективности проектов. Есть такие методы как методы экспертной оценки, простые или статические методы и методы дисконтирования (или динамические).

При этом возникает проблема выбора метода оценки эффективности проекта. Рассмотрим приведенные методы оценки, их плюсы и минусы.

1. Метод экспертной оценки.

Данный метод применяется для учета тех факторов которые в меньшей степени поддаются стоимостной оценке. Принятие решения о целесообразности проекта по этому методу осуществляется на конкретном предприятии группой специалистов в данной области, привлеченных для высказывания своих мнений о проекте.

Оценка экспертов дается на основании научности проекта и его потенциала. При рассмотрении содержания проекта производится учет актуальности проблемы, ее научный потенциал и какими методами будет решаться данная проблема, а так же насколько четко, логично и понятно автором изложен проект и каких целей он стремиться достигнуть. Эксперты обязаны оценить в какой отрасли есть возможность использовать данный проект, как он соотносится с государственной научно-технологической политикой, его новизну и перспективы развития.

Существует несколько методов проведения экспертной оценки инновационных проектов:

· Методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний;

· Описательный метод – описывается возможное воздействие результатов проекта на рынок;

· Сопоставительный – сравнивается положение предприятий, получающих государственное финансирование, с положением предприятий, не получающих такой поддержки.

Метод экспертной оценки обеспечивается посредством привлечения нескольких экспертов и сравнения их оценок экономической эффективности по принятому для данного проекта ряду критериев оценки. Если эксперты привлечены для оценки и выбора одного проекта из нескольких, то сравнение эффективности проектов может осуществляться суммированием показателей по всему спектру критериев оценки инновационных проектов. Таким образом оцениваются, например, проекты, выдвигаемые для получение грантов на конкурсной основе в тех или иных направлениях науки и техники, образования и в других областях, в которые осуществляется целевое инвестирование.

Минусом данного метода является, то что он не дает финансового показателя эффективности проекта, который за частую и требуется. Метод экспертной оценки дает оценку социальной эффективности проекта.

2. Статистический метод.

Данный метод применяется при финансово-экономической оценки эффективности проектов. Для этого производят расчет следующих показателей.

Срок окупаемости (T0) – это продолжительность периода времени, за который поступления от деятельности по проекту покроют затраты на реализацию проекта.

где Р – суммарная прибыль временный интервал жизненного цикла проекта;

C(t) – затраты на реализацию проекта.

При высокой степени риска инвестиций, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью применение этого показателя является целесообразным.

Суммарная прибыль определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализацией проекта.

P = ∑ (B(t) - C(t))

где t = 1,2, …m;

m – число временных интервалов жизненного цикла проекта.

Рентабельность инвестиций определяется как отношение годовой прибыли к вложенным в проект инвестициям (обычно для расчета этого показателя выбирается год выхода проекта на полную производственную мощность).

ROI = (B(t) – C(t)) / ∑C(t)

Где t = 1,2, ….,T;

T – год выхода проекта на полную производственную мощность.

Показатель рентабельности инвестицией может помочь при выборе одного варианта проекта из числа предложенных.

3. Методы дисконтирования

Метод дисконтирования производит оценку финансово-экономической эффективности инновационных проектов. При этом применяются динамические показатели, которые учитывают, что во времени ценность денег различная. Это такие показатели как ставка дисконта, норма рентабельность, чистый дисконтированный доход, индекс доходности (прибыльности).

Ставка дисконта (r):

r = IR + MRR· RI,

где IR – темп инфляции;

MRR – минимальная реальная норма прибыли, т.е. минимальная норма прибыли, получаемая при альтернативном использовании денежных средств;

RI – коэффициент, учитывающий степень инвестиционного риска.

Индекс доходности (индекс прибыльности) показывает относительную доходность проекта. Несмотря на различные подходы к его исчислению, в большинстве случаев он рассчитывается как отношение чистого дисконтированного дохода к стоимости первоначальных вложений:

PI = NPV / CО,

где CО – первоначальные затраты;

NPV – чистая текущая ценность или чистый дисконтированный доход.

При этом если:

PI > 1 - проект эффективный;

PI < 1 - проект неэффективный;

PI = 1 - проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

Индекс рентабельности является относительным показателем: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений – чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект.

Чистый дисконтированный доход – это разность суммарных дисконтированных выгод и суммарных дисконтированных затрат, производимых на протяжении всего жизненного цикла проекта.

NPV = ∑B(t)/(1+r)t - ∑C(t),

где t = 1, 2, …., T;

T - продолжительность жизненного цикла проекта.

Из приведенной формулы ясно, что чистый дисконтированный доход зависит как от прогнозируемых величин денежных потоков конкретного проекта, так и от ставки дисконта.

В приведенные выше показатели NPV и PI выбор значения ставки дисконта оказывает существенное влияние на итоговый результат оценки экономической эффективности инновационного проекта.

При вычислении же внутренней нормы рентабельности IRR искомой (неизвестной) переменной является значение такой ставки дисконта, при которой суммарные дисконтированные выгоды проекта равны его суммарным дисконтированным затратам.

∑ B(t)/(1+IRR)t = ∑C (t)/(1+IRR)t,

где t = 1, 2, …., T;

T - продолжительность жизненного цикла проекта.

То есть IRR равно такому значению ставки дисконта, при котором NPV=0.

Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он показывает ожидаемую норму доходности или максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект. IRR должен быть выше средневзвешенной цены инвестиционных ресурсов. Если условие выполняется то инвестор может принять проект.

Учет фактора времени является одним из важнейших принципов оценки эффективности проекта. Учет изменения ценности денег во времени и коэффициент дисконтирования базируется на понятиях теории ценности денег во времени, согласно которой одна и та же денежная сумма имеет разную ценность во времени по отношению к текущему моменту в силу, например, инфляции, возможности альтернативного использования денежных средств, риска и неопределенности, связанной с инвестированием в данный объект, и других причин.

Таким образом, для оценки эффективности инновационного проекта необходимо сравнивать затраты и выгоды, которые осуществляются и получаются в различное время, то есть необходимо сводить будущие денежные суммы к настоящему моменту времени принятия решения. Для этого и используются статистический метод и метод дисконтирования.

 


 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)