Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как чистят нос (сморкаются)





Материал

Носовой платок (тканевый или бумаж­ный).

Цели Прямая: научиться самостоятельно вытирать нос, сморкаться. Косвенная: развитие независимости, аккуратности, умения вести себя в об­ществе.

Презентация

Наставница показывает ребенку, как открывают пачку с бумажными носо­выми платками. Она достает два плат­ка: один берет себе, другой дает ребен­ку. Затем она разворачивает платок, то же самое делает и ребенок. Наставни­ца подносит платок к носу, придержи­вая его двумя пальцами. Она делает глубокий выдох сначала одной нозд­рей, зажимая другую, а затем другой. Затем она промокает нос внизу. Ребе

 

нок повторяет все эти движения. На­ставница сворачивает бумажный пла­ток и выбрасывает его. То же самое де­лает и ребенок.

Новые слова

Сморкаться, носовой платок, упаков­ка платков, насморк, нос, ноздри.


Приложение 4

 

Дидактиченская игра «Рамка с застежками»

На рамку от фотографий натянуты две планочки, на одну пришиты пуговицы, на второй сделаны разного размера петельки. Пришит шнурок и лента. С помощью этой рамки можно научатся расстегивать и застегивать пуговицы, а так же развязывать и завязывать узлы, бантики.

 

 


 

Ежик с пуговичками

Дети должны одеть-пристегнуть яблочки и грибочки на иголочки-пуговички. А вот сам процесс изготовления такого ежика: 1. вырезаем заготовку (у нас она из войлока) 2. оформляем мордочку… У нас она выполнена из клеевого флизелина, но можно сделать и из ткани (приклеить или пришить) 3. рисуем иголки и пришиваем пуговицы

 

Домик – шнуровка

 

 

 


Приложение 5

Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков

«Водичка, водичка, умой мое личико!»

Цель.Вызвать у детей положительный настрой, желание вклю­чаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизниузнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.

Необходимый материал.Сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцами и пр.)



Организация.Индивидуально.

Краткий ход ситуации.Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, воспитатель задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зову! мальчика (девочку)? Что он (она) делает? Как ты догадался?»

Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

А. Кузнецова

«Тебе нравится мальчик Алеша (девочка Таня)? А ты умеешь сам (сама) умываться?» Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания. Вызвав у ребенка положительный настрой, предлагает ему отправиться в гости к Мойдодыру (пойти умываться).

Возможные усложнения ситуации.Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; выте­реть руки — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.).

Дома с ребенком.Приобщение малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания; игры с водичкой, мыльной пеной, мыльными пузырями и пр.

«Мыльные перчатки»

Цель.Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намы­ливая и смывая грязь. Помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.

Необходимый материал.Оборудование умывальной комнаты.

Организация.Индивидуально, после прогулки или другого вида деятельности, когда у ребенка особо грязные руки.

Краткий ход ситуации.Воспитатель говорит: «Ой, какие у тебя гряз­ные ручки, как запачкались!» Включает воду и читает стихотворение: Знаем, знаем, да, да, да, Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-нож-ку... Нет, не понемножку — Посмелей,

Будем умываться веселей! Н. Пикулева

«Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Возьми мыло. Где оно лежит? В мыльнице. Теперь положи на ла­дошку, прикрой другой ладошкой. Намыливай, вот так. Не бойся, ничего страшного, если уронишь. Мы его поймаем, не дадим убе­жать. Хватит, хорошо намылил. Положи мыло на место, в мыльницу. А теперь будем учиться делать „мыльные перчатки". Хорошенько, хорошенько потри ладошки, каждый пальчик, чтобы стало много-много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Давай вместе потрем. Хорошие перчатки, только манжеток у них еще нет, давай и здесь потрем. Вот какие замечательные перчатки получились. Мо­лодец! А теперь смывай „перчатки". Ой, сколько грязи, какие чер­ные ручейки! Давай помогу вытереть руки, вот твое полотенце».

Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Саша (На­таша) научился делать «мыльные перчатки», предлагает рассказать об этом дома.

Возможные усложнения ситуации.Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; выте­реть — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предме­тов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить игровой персонаж делать «мыльные перчатки».

Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность включаться в процесс умывания, осваивать микропроцесс «мыльные перчатки» — намыливание и смывание мыльной пены с рук; радоваться умелости ребенка, его стремлению включаться в гигиенический процесс.

«Научим Неумейку мыть руки»

Цель.Способствовать формированию у детей целостного процес­са мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от под­готовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загряз­нения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игро­вой ситуации.

Необходимый материал.Игровой персонаж Неумейка, руки ко­торого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, пе­дагог заранее окунает в черную тушь (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.

Организация.Образовательную ситуацию целесообразно кон­струировать во второй половине дня, когда дети заняты свобод­ной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассмат­ривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3—4 человека.

Краткий ход ситуации.Воспитатель вносит игровой персонаж, который «хочет» подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (иг­рать в лото)? Его руки черным-черны от грязи:

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям пред­лагается пройти в умывальную комнату. «Что нужно сначала сделать?» — спрашивает воспитатель, обращая взглядом внимание детей на длинные рукава рубашки игрового персонажа. «Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить», — хором отвечают дети. «Зачем это еще?» — «удивляется» Неумейка. Педагог помо­гает детям объяснить игрушке важность выполнения этого дейст­вия при мытье рук.

Затем дети показывают и объясняют Неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в разные стороны и не залили весь пол.

«Кто покажет Неумейке, как намочить водой руки? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.) А теперь пусть это попробует сделать Неумейка. (Дети обычно с восторгом реагируют, когда с рук игрового персонажа текут черные струи от размываемой водой туши.) Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы руки моем? Правильно, мы всегда моем руки с мылом».

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

— Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,

Мыло тебя наконец бы отмыло!

Я.Аким

«Покажите Неумейке, как намыливать руки», — предлагает вос­питатель. «Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу пены», — «говорит» игровой персонаж. «Не спеши, Неумей­ка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже по­лучились „мыльные перчатки". Молодцы, у всех прекрасные „мыль­ные перчатки". Такие же перчатки сделаем Неумейке. Не забудьте про „манжетки". А теперь смывайте „перчатки"».

«Что дальше делать? — „спрашивает" Неумейка. — Руки мокрые, вода капает». Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце. «Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдем, теперь покажем ему наши новые книжки».

Возможные усложнения ситуации.Дидактические игры с картин­ками, предполагающие задания: разложить их в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; выте­реть — полотенце); помочь игровому персонажу в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить его делать «мыльные перчатки», «замочек»; постепенный переход от контроля и оценки детской деятельности взрослым к совместной оценке взрослым и ребенком деятельности сверстника.

Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность умы­ваться, мыть руки самостоятельно, с минимальной помощью со стороны взрослых; поощрять детскую умелость, особенно желание вымыть руки, если они испачкались, развивать элементарный самоконтроль.

При обучении раздеванию, одеваниюпосле сна и на прогулку педагог целенаправленно формирует детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть трусики, колготки) до целостного процесса. Обучение должно про­ходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными желаниями ребенка, например желанием пойти гулять. Приведем пример образовательной ситуации, ориентированной на формирова­ние умения надевать колготки.

«Каждая ножка — в свой домик»

Цель.Учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку — кусочек ярко окрашенной ткани или пуговку; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка ока­залась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последова­тельности действий и способах контроля. Вызвать у малыша поло­жительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Необходимый материал.Оборудование раздевальной комнаты; дет­ские колготки с меткой, обозначающей «перед».

Организация.Индивидуально. Образовательная ситуация констру­ируется во время сбора детей на прогулку.

Краткий ход ситуации.Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку: «Сделай так, чтобы пуговка была впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку — в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, сделай „гармошку". Какую ножку будешь первой в домик прятать? Правую? Хорошо, тогда делай ей «гармошку»».

В случае затруднения педагог использует показ рационального способа действия в несколько замедленном темпе, затем предлагает повторить, а если у малыша это не получается, использует прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.

«А теперь для левой ножки сделай „гармошку". Каждую ножку — в свой... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, под­тягивай колготки до коленочек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Аи да Сережа! Аи да молодец, сам колготки надел!»

Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Сережа (Наташа) научился сам надевать колготки; предлагает рассказать об этом дома.

Возможные усложнения ситуации.Дидактические игры с картин­ками, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогул­ку». Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.

Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность самостоя­тельно выполнять освоенные микропроцессы; поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль, используя метки и детали одежды (застежка, карманы и пр.). Игры-упражнения для развития мелкой моторики и упражнения в умении застегивать, шнуровать и пр.

«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель.Освоение одевания как целостного процесса самообслужи­вания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование гуманных способов поведения в совмест­ной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

Необходимый материал.Оборудование раздевальной комнаты; предметно-схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением следующих пред­метов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) ша­почка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж клоун Бим.

Организация.Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.

Краткий ход ситуации.В раздевальной комнате детей встречает веселый клоун Бим: «Привет, ребята! Куда это вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Погода сегодня замечательная. А что это у вас за картинки?» Игровой персонаж обращает внимание детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Педагог предлагает детям объяснить Биму, зачем нужны эти картинки: «Если забудешь, что дальше надевать, картинки под­скажут».

Затем воспитатель сообщает Биму, что дети научились сами оде­ваться на прогулку, а так как игровой персонаж «сомневается и удивляется», предлагает самому «посмотреть и убедиться».

Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «Ой, у тебя боти­ночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их пра­вую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспи­татель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и по­зволяющие ему осознать способы самоконтроля.

Игровой персонаж побуждает детей помогать друг другу, стиму­лирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на ста­рание, проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть за­служенной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.

Возможные усложнения ситуации.Гибкое изменение тактики пе­дагогического руководства самообслуживанием в процессе одева­ния/раздевания по отношению к конкретному ребенку в зависимо­сти от успехов в развитии умелости, эмоционального настроя, его индивидуальных особенностей.

Дома с ребенком.Предоставлять ребенку возможность самостоя­тельно одеваться и раздеваться; развивать элементарный самоконт­роль, используя предметно-схематическую модель последователь­ности одевания на прогулку, поощряя умелость и поддерживая ин­терес к самообслуживанию. Постепенно усложнять требования, переводя ребенка на более высокую ступень самостоятельности.

«Наша раздевалка»

Цель.Обогащение позитивного эмоционального опыта при осво­ении детьми первых правил поведения и умения ориентироваться в предметном пространстве; знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, большое зеркало на стене и пр.), назначением и способами его использования ребенком; обогащение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, разде­ваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сло­жить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, по­смотреться, большое, круглое и др.

Необходимый материал.Игровой персонаж веселый клоун Бим — большая набивная игрушка, сшитая из ткани. С первых дней во время утреннего приема Бим вместе с воспитателем и няней ласково, с улыбкой встречает каждого ребенка, облегчая ему процесс расставания с родителями.

Организация.Небольшими подгруппами, по 3—4 ребенка.

Краткий ход ситуации.Веселый клоун Бим приглашает нескольких детей, называя их по именам, в увлекательное путешествие. «Я буду паровоз, а вы — вагончики. Поехали кататься!» — говорит он.

«Ой, куда это мы с вами приехали? Как называется эта комната? (Воспитатель вместе с игровым персонажем подхватывает верные ответы детей и использует прием хорового проговаривания.) Выхо­дите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Наташа? (На скамеечку.) Кто с Наташей рядом сел? (Андрюша.) И ты, Са­шенька, садись рядышком. На что Саша сел? (На скамеечку.) Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (Показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону.) Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (Побуждает к проговариванию.)

Посмотрите, а это что? (Шкафчики.) Сколько здесь шкафчиков? (Много, много.) Почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчики? Покажите мне свои шкафчи­ки. Молодец, Андрюша, первый свой шкафчик нашел. Как ты узнал, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (Машинка.) Андрюша сам выбрал эту картинку. Вот какая красивая машина. Как папина машина, на которой папа привозит Андрюшу в детский сад. Теперь, Наташенька, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?» Аналогично строится диалог с другими детьми. «А что в этих шкафчиках лежит? Откройте дверки. Что открыл Саша? (Дверку.) Заглянем в шкафчик. Что есть в шкафчике наверху? (Полочка.) Для чего нужна эта полочка? Что на ней хранится?(Вынимает по очереди предметы и называют хором: шапочка, шар­фик.) А что у шкафчика внизу? (Показывает.) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка? Что на ней стоит? (На ней стоят сапожки.) А это что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке? (Курточка.) Зачем нужны крючки? (Педагог обобщает:„Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратно висела, чтобы не помялась".)А теперь закройте дверки. Так для чего нам в раздевалке шкафчики?» Воспитатель вместе с клоуном Бимом обобщает детские ответы: «В шкафчиках хранится детская одежда и обувь для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их тапочки. Тапочки будут немножко скучать и ждать своих хозяев: когда они снова придут в свой детский сад?!»

Клоун Бим предлагает снова занять места в веселом поезде. Па­ровоз дает гудок, все отправляются в путь. «Чук, чук, чук!» — стучат колеса, а вот и маленькая остановка. «Станция Зеркальная! — объ­являет клоун Бим. — Посмотрите, куда мы приехали? Что здесь висит на стенке? (Зеркало.) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало. Кто там? Наташенька, кого ты увидела в зеркале? А ты, Сашок? Улыбнитесь, наше зеркало очень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалке зеркало повешено?»

Воспитатель вместе с клоуном обобщает детские ответы: «Посмот­ришься в зеркало — и сразу увидишь, все ли у тебя в порядке, не запач­кался ли, красивая ли прическа, все ли аккуратно в одежде. Как приде­те в детский сад, не забывайте заехать на станцию Зеркальную!»

Дети возвращаются в групповую комнату. Воспитатель предлагает рассказать, как было весело путешествовать, а клоун Бим приглаша­ет в путешествие следующую подгруппу детей.

Возможные варианты усложнения образовательной ситуации.Ис­пользуя игру «Найди свой шкафчик», воспитатель уточняет, где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, как ее надо складывать (вешать или ставить). Клоун Бим рассказывает сказку о малыше Неумейке, который не знал, где любят жить его вещи в шкафчике и как их надо складывать. Предлагая помочь Неумейке запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внут­реннюю сторону дверцы предметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «сапожки, носки»), рас­положение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.

Используя прием «путешествия», воспитатель организует поездки по все более расширяющемуся маршруту (групповая, умывальная комната, спальня и т.д.). Оживляются детские поездки стихами, которые читает педагог. Так, например, на станции Зеркальная может прозвучать стихотворение А. Кондратьева:

Зеркало Любит

Чистые лица.

Зеркало скажет:

Надо умыться.

—Зеркало охнет:

—Где же гребенка?

—Что же она

Не причешет ребенка?!

Зеркало дажеТемнеет от страха,

ЕслиВ негоПоглядитсяНеряха!

Дома с ребенком.Воспитатель разъясняет родителям, что возраст их малышей — наиболее благоприятный (сензитивный) период для формирования культурно-гигиенических навыков. Освоение ребен­ком процессов одевания/раздевания дает опорную точку для прояв­ления малышом активности и самостоятельности. При овладении этими умениями идет не просто формирование навыков, а чрезвы­чайно важный процесс социализации, вхождения в мир культуры.

Малыши активно осваивают предметную деятельность: их привле­кают действия с предметами, они с удовольствием манипулируют ими, многократно повторяя одни и те же действия. Дети интересуются, как обращаться с тем или иным предметом, поэтому необходимо создать и дома благоприятные условия для действий с предметами одежды.

Исходя из условий семьи, важно обсудить с родителями воспи­танников, как лучше организовать место для уличной одежды и обуви ребенка. Нужно разъяснить родителям, почему надо много­кратно показывать и называть действия при одевании/раздевании, обращая внимание малыша на то, как с помощью действий предме­ты одежды (обуви) приводятся в соответствующее пространственное положение: повесили курточку за петельку на крючок; поставили ботиночки на полку для обуви.

Предметный мир для малыша — это многообразие в первую оче­редь предметов одежды и обуви — шапочки, кепки, береты, шляпки, платья, юбки, халаты, брюки, шорты, куртки, свитера и кофточки, кроссовки, ботинки, сандалии, сапожки... Как разнообразен этот мир Как много названий, которые надо научиться правильно произносить. Помочь малышам ориентироваться в предметном мире одежды и обуви помогают образовательные ситуации,которые педагог много­кратно конструирует на протяжении всего учебного года. Основной принцип, который при этом необходимо соблюдать: по мере того как новый предмет появляется в поле зрения детей, входит в детский обиход, педагог неоднократно обращает на него внимание детей — называет, выделяет его назначение, самые главные части, их осо­бенности, качества и свойства. Накопив таким образом у детей пер­воначальный запас чувственного опыта, педагог организует обра­зовательную ситуацию для расширения, уточнения и обобщения детских представлений о данном предмете.

«Шапочка-колпачок клоуна Бима»

Цель.Уточнение назначения шапочки как одного из предметов одежды, обучение рассматриванию предмета, выделению ярко выра­женных частей (колпачок, резиночка, кисточка), их назначения, ма­териала и таких качеств ткани, как цвет, мягкость, гладкость, яркость, используя обследовательские действия (погладь, сожми в кулачок).Обогащение детского словаря за счет слов: шапочка-колпачок, надеть, снять, резиночка, кисточка, ткань, мягкая, гладкая, яркая.Пробудить эмоциональные чувства и показать способ решения простейшей жиз­ненной ситуации: потерялась любимая шапочка.

Необходимый материал.Игровой персонаж клоун Бим в яркой красной шапочке-колпачке с белой кисточкой; колпачок хорошо держится на голове куклы благодаря пришитой к нему резиночке. Магнитофонная запись с веселой плясовой музыкой.

Организация.Небольшими подгруппами, по 4—5 человек.

Краткий ход ситуации.Воспитатель вносит игровой персонаж. Клоун Бим здоровается с детьми, но его голос непривычно печален. Педагог обращает на это внимание детей: «Бим, что-то ты сегодня совсем невеселый. Что случилось?» Бим молча кладет обе руки на голову и печально качает головой. «Ой, я, кажется, поняла, что случилось, — говорит педагог. — А вы, дети, догадались? Что всегда носил наш веселый клоун Бим на голове? (Добивается хорового ответа.) Да, на его голове всегда была шапочка-колпачок. А где же она? Потерялась?! Что же делать?! Давайте ее поищем!» Воспитатель вместе с детьми и игровым персонажем ищут и «на­ходят» шапочку, которая оставлена на самом видном месте в разде­валке. Все радуются, что шапочка нашлась, а педагог предлагает еерассмотреть.

«Что это? (Шапочка.) Для чего она нужна? Шапочка у нашего Бима колпачком. Внизу она какая? (Воспитатель обводит пальцем по краю шапочки.) Правильно, Сережа, круглая. Покажите пальчиками, какая шапочка снизу». (Дети делают вместе с игрушкой круговые движения рукой, педагог побуждает к проговариванию — «круглая».)

«А почему шапочка круглая? — задает педагог следующий во­прос. — На что Бим надевает шапочку?» (На голову.) Обводя голову игрового персонажа, воспитатель уточняет ее форму и помогает детям установить связь между формами обоих предметов — шапочки и головы: «И шапочка круглая, и голова Бима круглая. Круглую шапочку — на круглую головку».

Надевая вместе с детьми колпачок на голову кукле, воспитатель спрашивает: «Посмотрите, как колпачок держится на головке? Хо­рошо? Клоун Бим веселый, любит головой в разные стороны вер­теть! (Слова педагога сопровождаются действием куклы.) Ай-я-яй! Колпачок свалился. А что есть у шапочки, чтобы шапочка не сва­ливалась? Посмотрите, что это? (Резиночка.) Зачем, для чего рези­ночка нужна? Правильно, чтобы колпачок с головки не падал».

А из чего сшита шапочка Бима? (Из ткани) Какого она цвета? Да, красная, красивая. Погладьте ткань. Какая она? (Гладкая.) Теперь сожмите в кулачок. Какая она? (Мягкая.) Приложите к щечке. Какая она? (Мягкая.) Давайте полюбуемся, какой красивый красный кол­пачок. А ткань-то какая — мягкая, гладкая...

А это что? (Воспитатель обращает внимание детей на кисточку на конце колпачка.) Какого она цвета? Правильно, кисточка белая. Ах, как красиво: красный колпачок, белая кисточка. Как нарядно!» Веселый клоун снова в своей любимой шапочке-колпачке. Он благодарит детей за помощь в ее поисках. Все вместе танцуют с клоуном Бимом под веселую музыку.

Возможные усложнения ситуации.В течение учебного года вос­питатель неоднократно рассматривает с детьми шапочки разных фа­сонов, при этом выделяются их характерные части (козырек, ушки, завязки и пр.), материал (ткань, шерсть, мех). Задача педагога — установить связь между тем, как погодные условия влияют на то, какие шапочки и из каких материалов носят дети и взрослые.

Дома с ребенком.Педагог советует родителям во время сборов с ре­бенком на прогулку обращать его внимание на выбор предметов одеж­ды: какую шапочку лучше надеть, чтобы не замерзла (не вспотела) голова, чтобы шапочка не промокла под дождем, чтобы яркое солнце не слепило глаза и пр.

«Теплая шапочка куклы Кати»

Цель.Расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая). Введение в словарь новых слов: пушистая, завязочки, завязывать, активизация словаря за счет слов шапочка, теплая, ткань, надеть, тепло, синяя, с ушками.Развитие умения включаться в диалог, относить к себе речь взрослого и иг­рового персонажа, обращенную к группе детей.

Необходимый материал.Игровой персонаж кукла Катя; синяя пушистая шапочка с ушками из плотной шерстяной мягкой ткани; шкаф с кукольной одеждой, среди вещей красный теплый комбине­зон, летняя шапочка-панамка.

Организация.Образовательная ситуация конструируется в игро­вом уголке, желательно перед прогулкой, чтобы можно было взять куклу Катю с собой; небольшими подгруппами, по 3—4 ребенка.

Краткий ход ситуации.Педагог подключается к игре детей с кук­лами в игровом уголке, ненавязчиво предлагает новый поворот иг­рового сюжета: куклы собираются погулять. «На улице холодно, ветер дует, — говорит воспитатель, вместе с куклой глядя в окно. — Что лучше надеть, чтобы не замерзнуть на прогулке?» Открывают шкаф с кукольной одеждой, пересматривают вещи; кукла Катя «вы­бирает» свой любимый красный комбинезон. «А что же надеть на голову Кате?» Катя «примеряет» летнюю шапочку-панамку. «Краси­во, но будет ли тепло в такой шапочке?»

«А у меня для Кати подарок», — говорит воспитатель и вынимает яркий бумажный пакет с нарядным бантом. Дети вместе с Катей развязывают его. — «Что это? (Шапочка.) Давайте наденем эту ша­почку на Катю». Кукла «смотрится» в зеркало, «радуется» обновке.

«Какая красивая шапочка, как Кате идет! — продолжает воспи­татель.— А какого цвета шапочка? (Синего.Снимает шапочку, при­кладывает к комбинезону.) Шапочка синяя, а комбинезон какой? Правильно, красный. Красное и синее. Ах, как красиво!»

Снова надевает шапочку на голову кукле. «Хорошо ли на голове держится? А это что у шапочки? (Показывает.) Это ушки. Где Ка­тины ушки? Покажи, Танюша. А это ушки у шапочки. Что это? (Ушки.) Давайте хором скажем: у-ушки. Для чего нужны ушки на шапочке, кто догадался? Что они закрывают? Правильно, они уши закрывают, чтобы уши не замерзли. А что на конце ушек? Что это? (Показывает.) Это завязки, завязочки. (Хоровое проговаривание.) Да­вайте завяжем шапочку Кате. Вот как хорошо, ушки закрыты, ни­какой ветер не страшен! (Кукла качает головой, вертит ею во все стороны, но шапочка крепко держится на голове.) А теперь давайте развяжем завязки. (Шапочка сваливается с головы куклы.) Для чего нужны завязки? Правильно, завязки держат шапочку на голове, чтобы не поддувало и было тепло.

Из чего сшита шапочка? Какая ткань — толстая или тоненькая? (Дети вместе с педагогом сравнивают ткань панамки и новой ша­почки, выполняют по показу воспитателя обследовательские дейст­вия: сжимают — мягкая, прикладывают к щеке — теплая, дуют на ворсинки — пушистая). На улице холодно, какая нужна шапочка? Теплая, чтобы ткань была толстая, мягкая, пушистая».

Дети вместе с педагогом одевают Катю на прогулку.

Возможные усложнения ситуации.Воспитатель предлагает поиг­рать «в магазин» — купить куклам новые теплые шапочки. В набор дидактического материала входят 3—4 куклы в пальто и (или) теп­лых куртках красного, зеленого, синего, желтого цвета; шапочки этих же цветов в двух вариантах (летние панамки и теплые шапочки с длинными ушками и завязочками). Игровая задача — «купить» красивую теплую шапочку, чтобы она красиво сочеталась по цвету с одеждой куклы или точно подходила по цвету.

Дома с ребенком.Педагог советует родителям во время сборов с ребенком на прогулку обращать его внимание на выбор предметов одежды в зависимости от погоды; упражнять ребенка в различении и назывании основных цветов, выделении качеств ткани (теплая, пушистая, гладкая, тонкая, толстая и пр.).


Приложение 6

Развлечение





Читайте также:



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)