Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2 Методы краеведческих исследований



2015-11-07 7499 Обсуждений (0)
Лекция 2 Методы краеведческих исследований 5.00 из 5.00 6 оценок




 

1 Значение туристско-краеведческой работы

2 Принципы и источники краеведения

3 Основные этапы краеведческих исследований.

4 Классификация методов исследования

 

1. Значение современной краеведческой подготовки управляющего туристскими структурами определяется той ведущей ролью, которую играет окружающая среда для большинства направлений туристской деятельности.

Жизнь современного человека протекает в различных социальных, техногенных и природных сферах. Возможность смены видов деятельности, места обитания, окружающих людей позволяет человеку снять утомление, получить новую информацию об окружающем мире, совершенствовать физические, духовные, интеллектуальные стороны личности.

Возможность смены видов деятельности, места обитания, окружающих людей в туристских походах не требует особых материальных затрат, но при этом способствует адаптации организма к окружающей среде, повышению его выносливости и психологической уравновешенности. Наиболее перспективным путем пропаганды здорового образ жизни является вовлечение населения в процесс турсистско-краеведческой деятельности.

Поэтому важно изучать рекреационные потребности людей и пути их удовлетворения методами комплексного краеведения. Краеведческая работа позволяет организаторам туризма получить информацию чтобы:

– Разрабатывать и осуществлять туристские путешествия и экскурсии

– Обеспечить физическую и социальную безопасность туристов

– Разрабатывать и проводить эффективные рекламные мероприятия (формирование туристского имиджа)

– Прогнозировать развитие форм и видов туризма и соответственно своевременно перестраивать работу турфирм.

Краеведческая работа – неотъемлемая часть профессиональной подготовки специалистов по туризму. Она включает в себя:

– приобретение знаний о родном крае,

– формирование умений в сборе информации.

– изучение методов наблюдений,

– получение навыков обработки и анализа полученной информации

– использование полученных навыков для повышения эффективности работы туристских фирм.

Через несколько лет, когда рынок туристских услуг в Казахстане будет заполнен, туристские фирмы, не сделавшие определенный вклад в краеведческо-информационную подготовку своих сотрудников не смогут выдержать конкуренции.

 

2. Принципы краеведения, на которых строится работа по изучению, применению и пропаганде знаний о крае:

Научность – предполагает точность наблюдений и описания явлений, их систематизацию и обоснованность обобщений и выводов.

Системность и последовательность – явления должны рассматриваться не изолировано друг от друга, а во взаимной связи, в развитии. Системность и последовательность предполагают длительное, регулярное изучение края для выявления закономерностей, характерных для данной территории.

Комплексность – необходимость рассматривать все стороны природы и жизни края

Региональность – учет конкретных индивидуальных особенностей края, что позволяет дифференцированно подходить к планированию и реализации хозяйственных, культурных, социальных мероприятий и рационально использовать ресурсы.

Источники краеведения:

– литературные,

– картографические,

– архивные и др.

 

 

3. К основным этапам краеведческих исследований относятся

– Подбор, изучение и обобщение различных литературных и краеведческих материалов в библиотеках, организациях и учреждениях.

– Проведение систематических наблюдений на заранее выбранных пунктах

– Изучение края, проведение наблюдений в процессе целенаправленных походов и экскурсий

– Обработка полученных сведений ( составление планов, карт, графиков, диаграмм, коллекций и т. д. )

– Обобщение и анализ полученных сведений

 

4. К основным методам общего краеведения относятся литературный, картографический, статистический, полевых наблюдений, визуальный, анкетирование, сравнительно-исторический и т. д.

1) Изучение литературных краеведческих источников осуществляется на первом этапе краеведческих исследований для получения предварительных сведений. Источники краеведческой информации:

Учебники и учебные пособия, статистические справочники

Справочно-библиографические обзоры по вопросам туризма и краеведения

Сборники «Вопросы географии» (с 1930 г вышло более 120 выпусков, например, №93 «География и туризм», № 110 «Топонимика на службе географии»)

Журналы «Преподавание истории в школе», «Преподавание географии в школе», «Юный натуралист», «Казакстан мектебi», «Социологические исследования»

Газетные материалы. Предварительно следует наметить подлежащие просмотру издания, выявить его информативную направленность и установить хронологические рамки. Внимание следует обратить на те разделы, которые соответствуют тематике.

Полученная информация должна быть занесена на карточку. Выписка должна иметь фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, точную ссылку на наименование издания с указанием года, числа и страницы газеты или журнала.

2) Картографический метод исследования направлен на выяснение пространственного размещении природных, хозяйственных, исторических, археологических и др. объектов и явлений на изучаемой территории. Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты или плана изучаемой местности. Карты-основы служат для нанесения на них результатов исследования.

3) Основными методами полевых исследований являются стационарный и экспедиционный. Первый метод заключается в наблюдениях исследователя на месте постоянного жительства или длительного местоприбывания. Второй метод – во время кратковременного пребывания во время путешествий или похода. Наиболее доступными методами во время путешествия являются наблюдения - визуальные или анкетирование.

4) Статистический метод основан на отборе и анализе количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Этот метод широко применяется краеведами при изучении хозяйства, населения и экономических связей своего края с другими территориями.

В зависимости от объекта исследования методы отраслевых исследований подразделяются на:

– Физико-географические

– Экономико-географические

– Социально-экономические

– Исторические

– Этнографические

– Топонимические

– Археологические и. т.д.

 

 

Лекция 3 Физико-географические исследования. Значение и основные методы комплексных физико-географических краеведческих исследований. Краеведческое изучение геолого-геоморфологических условий местности.

 

1 Предмет изучения физико-географического краеведения

2 Этапы физико-географических исследований

3 Геоморфологические исследования

 

1. Естественной основой любой краеведческой работы является определенная территория со свойственными ей природными условиями, выступающими в качестве ресурсов для всех видов деятельности. Поэтому физико-географические исследования являются основой изучения родного края..

Основными компонентами, доступными для изучения краеведами являются геологическое строение и состав горных пород, рельеф местности, климат, гидрология, почвы, растительность, животный мир и ландшафты в целом.

 

2.Физико-географические исследования подразделяются на несколько этапов:

1 Подготовительный этап – знакомство с литературой или фондовыми материалами по территории будущих работ, подготовка картографического материала (топографической основы). Для краеведческих исследований удобны карты крупного масштаба (от 1:5000 до 1:150000 – 0,5 до 1,5 км в 1 см). На этом этапе важно изучить все доступные отчеты туристских групп, научных экспедиций, фотографии, карты топографической основы и тематические физико-географические карты.

2 Полевые исследования – маршрутные съемки, вычерчивание профилей, метод ключевых участков (наблюдения и измерения, сбор образцов).

3 Камеральная обработка собранных материалов – рассматривают и систематизируют все собранные образцы горных пород, почв, растений, составляют варианты компонентных и комплексных карт и профилей (геоморфологического, почвенного, геоботанического, ландшафтного).

Современные методы физико-географических исследований классифицируются по логическим этапам исследования. Следует оговорить, что на практике этапы не всегда бывают чётко разграничены.

Сбор фактического материала. Одним из методологич. принципов совр. географии является стремление к максимально точной регистрации фактов. Точность тем больше, чем больше сторон явления охватывается количественными характеристиками. Применение количественных методов важно и в теоретич. отношении - потому, что они облегчают сведение сложных явлений к простым законам природы, и в практическом - потому, что они расширяют возможности использования наблюдений для практич. целей.

Современные физ.-геогр. экспедиции или проводятся физико-географами широкого профиля, или бывают комплексными, с участием разносторонних специалистов. Экспедиционным методом исследуются преим. те явления, к-рые, различаясь в пространстве, медленно изменяются во времени

Разработаны аэровизуальные методы наблюдений. Отраслевые экспедиции имеют свои узкоспециальные методы исследований.

В советский период возникла организационная форма экспедиций-учреждений, создаваемых на ряд лет и совершающих повторные выезды в обследуемый район.

Метод активного эксперимента применяется также в лабораториях, где изучаемый процесс можно полностью изолировать от случайных природных воздействий (дождя, ветра и т. п.). Лабораторные эксперименты бывают двух родов: 1) воспроизведение природных процессов, при к-ром участок природного комплекса целиком переносится на установку, напр. вегетац. опыты в камере иск. климата или размыв почвенных монолитов для определения их водопрочности; 2) моделирование, при к-ром ландшафт или его компонент воссоздаётся в малом масштабе, процесс, как правило, протекает ускоренно, а изменения, происшедшие на модели, экстраполируются на натуру. В результате опыта устанавливаются приблизительные долгосрочные прогнозы изменений природных объектов. Составление точных прогнозов возможно лишь при наличии теории подобия, к-рая разработана для немногих (преим. гидрологических) процессов.

Разнообразные методы аэросъёмки, особенно цветной и спектрозональной, позволили перенести часть полевых наблюдений в камеральную обстановку. С их помощью можно обозревать труднопроходимые и плохо обозримые местности, сравнивать отдалённые участки, возвращаться по многу раз к одному объекту, производить любые обмеры (в т. ч. с помощью стереоавтографа, относительных высот) и т. д. В большинстве случаев использование аэросъёмки сочетается с полевым наземным дешифрированием эталонных участков. Наличие аэроснимков облегчает ориентировку и составление рационального плана маршрутов во время экспедиций.

Сбор фактич. материала производится не только путём прямого наблюдения, но и путём изучения литературы, карт, фондовых и архивных материалов. При исследованиях любыми методами сначала добываются факты морфо графического, затем генетич. значения. Так, для изучения генезиса рельефа спорна фиксируются его формы, затем геологич. строение образующих его пород и данные об экзогенных процессах, объясняющие его происхождение.

Систематизация материала. Первичные наблюдения не могут быть использованы для теоретич. обобщений без предварительной систематизации. Древнейшим методом систематизации является словесное описание, при подготовке к-рого факты проверяются, сортируются по степени важности и располагаются в порядке (напр., по ходу маршрута, по возрасту геологич. пород и т. п.). Мнение о том, что после превращения географин из описательной науки в истолковательную описания утратили значение, ошибочно. Как бы ни были ценны количественные и графич. методы характеристики территорий, без связного описания получение о них цельного представления невозможно.

Картографирование является методом систематизации любых фактов по признаку их пространственного размещения, точнее - положения их проекции на земном сфероиде в поле геогр. координат.

Логич. методом систематизации является классификация геогр. объектов или природных комплексов, заключающаяся в их группировке и расположении в ряды по степени генетич. родства или сходства по к.-л. существенным признакам. Дальнейшая систематизация первичных материалов достигается пост роением карт регионального районирования физико-географического, при к-ром регионы выделяются по принципу преобладания или сочетания определённых типов местности и территориальной целостности. Региональное районирование на основе типологич. карт является наиболее объективным, однако оно в большей степени зависит от цели исследования и содержит больший элемент условности, чем типологическое. Региональное районирование удобно для организации материала страноведч. описаний, в учебном процессе как физ.-геогр. основа формирования экон. районов, адм. деления и т. п.

Обработка наблюдений над быстро изменяющимися явлениями производится статистич. методами: вычисляются средние показатели за год, месяц и т. д., средние квадратичные, характеризующие изменчивость данного параметра, аномалии, вероятные ошибки и т. д. В результате нанесения на карту статистич. показателей и их интерполирования строятся карты изолиний, изображающие распространение данного показателя в виде непрерывного "ноля". Наложение карт изолиний двух показателей позволяет или построить карту третьего (напр., испарения по осадкам и стоку), если он находится от них в функциональной зависимости, или график корреляции между двумя факторами, т. н. вариаграмму. Методы вариационной статистики и теории вероятностей, давно ставите обычными в климатологии и гидрологии, в настоящее время находят растущее применение почти во всех геогр. науках. Они не объясняют генезис явлений, но облегчают его объяснение и позволяют контролировать правильность рабочих гипотез.

Научное обобщение, т. е. объяснение явления, построение его теории или рабочей гипотезы - логически последний этап исследования. Однако попытки предварительного осмысливания материала, как правило, производятся еще в поле. Обобщение позволяет предвидеть дальнейший ход изучаемых процессов и дать рекомендации для управления ими. Плодотворные обобщения возможны лишь при наличии правильных методологич. установок и чётком осознании цели исследования. Геогр. явления всегда конкретны, но сложны, находятся под воздействием многих факторов и сами влияют на многие стороны жизни природы и общества. Поэтому физико-географ в практич. плане всегда должен стремиться к получению обобщений, полезных для практики, в теоретическом - к объяснению новых сложных явлений элементарными и ранее известными, а также - к выяснению механизма еще не изученных природных взаимодействий, их последовательности (цепи причин и последствий), общего хода развития данного явления и его размещения в пространстве.

При обобщении, как и на других этапах исследования, большое значение имеют количеств, методы. Поскольку все природные процессы сводятся к движению или превращениям вещества и энергии, они могут быть количественно проанализированы посредством метода балансов. Значение его, как и вообще применения в физ. географии количеств, методов, было показано А. А. Григорьевым. Балансовый метод в физ. географии заключается в определении количеств вещества или энергии, поступающих разными способами и из разных источников в определённый объём геогр. оболочки и уходящих из него в разных направлениях. Сравнение прихода и расхода даёт балансовое сальдо, характеризующее динамику процессов и направление развития изучаемого объекта. Метод балансов раскрывает также структуру процессов и позволяет оценивать их интенсивность.

Заключительным этапом всякого исследования должна быть проверка практикой. Если получены теоретич. выводы, она сводится к установлению их соответствия всем известным фактам. Если результат заключается в вынесении рекомендаций для нар. х-ва, последние проверяются на опытных объектах и в случае подтверждения их целесообразности передаются хоз. организациям для массового внедрения.

 

3. Геодинамика – наука o глубинных силах и процессах, возникающих в результате эволюции Земли как планеты и определяющих движение масс вещества и энергии внутри Земли и в её внешних твёрдых оболочках.

Одни из них связаны с силами, возникающими внутри Земли, и называются процессами внутренней динамики или эндогенными процессами. К ним относятся: магматизм, метаморфизм горных пород, так называемые колебательные вертикальные движения земной коры, тектонические движения, вызывающие складчатые и разрывные нарушения горных пород и образование гор, землетрясения. Другие процессы проявляются на поверхности Земли или в верхних частях земной коры и связаны с воздействием разнообразных внешних факторов (атмосферы, гидросферы, биосферы и т. д.). Поэтому они называются процессами внешней динамики или экзогенными процессами. К ним относятся: выветривание (разрушение горных пород под воздействием колебаний температуры, воды, кислорода и углекислого газа атмосферы и органического мира), деятельность ветра, атмосферных осадков и поверхностных текучих вод, подземных вод и ледников; работа морей и озер; процессы происходящие в болотах. Процессы выветривания и разрушительная деятельность других внешних агентов приводят к образованию большого количества обломочного материала и растворенных веществ. Вся совокупность процессов разрушения горных пород и сноса разрушенного материала объединяются под общим названием денудация («денудацио» - обнажение).

Орография – раздел геоморфологии, занимающийся описанием и классификацией форм рельефа по их внешним признакам вне зависимости от происхождения.

 

Орографическая схема является одним из видов носителей информации о местности. Это изображение местности с прорисовкой хребтов и рек. По таким схемам легко ориентироваться в горах, так как главным при ориентировании в горах является отождествление местности по взаимному расположению хребтов и долин, а эта информация на орографической схеме как раз имеется.

 



2015-11-07 7499 Обсуждений (0)
Лекция 2 Методы краеведческих исследований 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2 Методы краеведческих исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)