Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школы и подходы к организации и управлению производством



2016-01-26 725 Обсуждений (0)
Школы и подходы к организации и управлению производством 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Впервые применил «систему» управления предприятием Р. Аркрайт (1732 – 1792 г.г) – английский текстильный фабрикант. Он установил для рабочих «фабричный кодекс», по которому рабочие должны были работать строго по расписанию. За каждое отклонение от этого расписания рабочие штрафовались.

Основателем школы научного управления (1885 – 1920 г.г.) был Ф.У. Тейлор (1856 – 1915 г.г.), положения его теории изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.):

1. Замена традиционных рутинных методов работы научными, основанными на глубоком изучении каждого элемента работы и отборе наиболее производительных;

2. Отбор наиболее физически сильных рабочих, лучше приспособленных к выполнению соответствующей работы;

3. Их обучение и тренировка научным методом и установление по их производительности норм (или как он называл «уроков»), по которым должны работать все рабочие;

4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в практической реализации его организации труда;

5. Отделение функций и ответственности по руководству и подготовке работ от их непосредственного выполнения (рабочий не должен заниматься умственной работой, требуется, чтобы он был туп, флегматичен, и «походил на вола»).

Эти принципы легли в основу организации производства и нашли широкое применение в практике управления предприятиями.

Еще один представитель этой школы Гаррингтон Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) сформулировал до настоящего времени основополагающие правила эффективной управленческой деятельности:

1) Отчетливо поставленные цели и идеалы, к достижению которых должны стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2) Здравый смысл при анализе каждого нового процесса и учет перспективных целей;

3) Компетентность консультации – необходимость специальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

4) Дисциплина (строжайшая дисциплина исполнителей как внешняя – строгое выполнение правил внутреннего распорядка, выполнение указаний, так и внутренняя – чистота рабочего места, подтянутость, опрятность, внимательность);

5) Справедливое отношение к персоналу, включая вопросы оплаты труда;

6) Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет результатов производства, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7) Диспетчирование, т.е. постоянное централизованное наблюдение и регулирование хода производства ;

8) Нормы и расписания;

9) Нормализация условий работы, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий, себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10) Нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции без подавляющей медлительности, но ниже утомительной скорости, чтобы хорошее нормирование дало «рабочему личную радость и все богатство коллективного проявления личных сил»;

11) Составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работы;

12) Вознаграждение за производительность – поощрение труда каждого работника в зависимости от условий работы, оборудования и личности исполнителя.

Кроме этих, он приводит и другие правила:

Каждая высшая ступень управления существует не для удовлетворения тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;

Начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненных;

Подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника.

Он впервые отметил необходимость комплексного подхода к решению сложных задач организации и управления производством с учетом их эффективности (понятие, введенное им впервые), под которой он понимал максимально выгодное соотношение между затратами и результатами.

Форд Г. – старший Форд Г. – старший (1863 – 1947 г.г.) – основатель американского автомобилестроения, основатель т.н. теории «фордизм» и основоположником «производственной концепции маркетинга» (книги «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра»), основные положения которых:

1) Массовое поточное (конвейерное) производство, что дало возможность дробления любой работы на мелкие операции, использовать малоквалифицированных рабочих, снижать нормы времени на операции, добиваться высокой скорости конвейера и в итоге снижения затрат на производство. Выдвигаемые Фордом идеи призваны оправдать действия его предприятия: например, почему все его выпускаемые автомобили имели только черный цвет. Форд в ответ говорил: «Дайте им модель «Ти» любого цвета, только пусть она будет черной». Дело в том, что черная краска была самая дешевая, быстрее всех сохла на конвейере, что позволяло экономить на издерках. Форд любил повторять: «С одной стороны – высокое качество автомобиля, а с другой – низкая цена, между ними – искусство моих менеджеров».

2) Высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;

3) Обеспечить оптимальное состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте;

4) Приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Разновидностью школы научного управления является классическая или административная школа (1920 – 1950 г.г.), которая занималась изучением роли и функций менеджера в производстве. Считалось, что как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы управления.

Одним из пионеров разработки этой идеи был Файоль А. (1841 – 1925 г.г.) (француз американского происхождения). Он впервые разделил весь процесс управления на 5 основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (координация), контроль (1923 г.). Это его главный вклад.

В 1916 г. он опубликовал ставшую классикой управления работу «Промышленное и общее администрирование (отсюда и название школы), в которой изложил 14 принципов управления:

1) разделение труда;

2) авторитет и ответственность власти (право издавать приказы должно сопровождаться ответственностью);

3) дисциплина: рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством; для поддержания дисциплины необходимы хорошие руководители; дисциплина предполагает справедливо применять санкции;

4) единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником;

5) единство действий – усилия каждого человека в организации должны быть скоординированы в одном направлении;

6) подчинение частного интереса общему: интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуума;

7) вознаграждение за труд – работники должны получать справедливую оплату в соответствии со своим вкладом;

8) централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр; оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией;

9) иерархическая цепь – непрерывная цепь команд, по которой осуществляется передача всех распоряжений и коммуникации между всеми уровнями управления («цепь начальников»);

10) порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте;

11) справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться справедливо на всех уровнях управления;

12) стабильность персонала – лояльность работающих по отношению к организации и долгосрочная работа, т.к. текучесть снижает эффективность;

13) инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ;

14) корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении - сила»).

Следующее очень важное положение в теории управления, которое обосновал Файоль – об оптимальном соотношении организаторских (административных), технических, социальных способностей и знаний лиц, работающих на предприятии. Он считал тяжелой ошибкой руководителей, применяющих в управлении древний римский принцип «РАЗДЕЛЯЙ и ВЛАСТВУЙ»

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной (часто называемой управленческой) школы (60-е г.г. 20 в. – настоящее время) как следствие применения экономико-математических методов и ЭВМ в управлении.

На рубеже 50-60 г.г. 20 в. произошел качественный сдвиг в научных разработках по управлению организациями, оказавший влияние на все последующие выводы и положения науки управления. Это было связано с использованием т.н. системного подхода к управлению предприятиями, которые стали рассматриваться как открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой и представляют собой совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, ресурсы, структура, цели, задачи, технологии. Главная идея системного подхода – ни одно действие не предпринимается в изоляции от других, каждое решение имеет последствия для всей организации.

Логическим продолжением его явились разработки ситуационного подхода (исследователи Д. Миллер и М. Старр), который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхода – конкретная ситуация. Управление ею осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы, т.е. пригодность того или иного метода управления определяется конкретной ситуацией.



2016-01-26 725 Обсуждений (0)
Школы и подходы к организации и управлению производством 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школы и подходы к организации и управлению производством

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)