Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-политическая философия



2016-01-26 502 Обсуждений (0)
Социально-политическая философия 0.00 из 5.00 0 оценок




1.ФилософияЛюдвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха –критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур, Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

- большой интерес к социально-политическим вопросам;

- убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

 

2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

- отвергает идею тождества бытия и мышления;

- не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

- логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

- не признает единства философии и религии;

- отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

 

3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

- единственно существующими реальностями являются природа и человек;

- человек является частью природы;

- человек есть единство материального и духовного;

- человек должен стать главным интересом философии;

- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

- все, что нас окружает (предметы, явления), – различные проявления материи.

 

4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, – деистов и др., Фейербах:

- выступает с атеистических позиций;

- тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

- Бога как самостоятельной реальности нет;

- Бог – порождение сознания человека;

- религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

- распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

- корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

- мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

- Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

- Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

 

5.Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

 

6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

- человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

- полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;

- основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

- данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;

- необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.



2016-01-26 502 Обсуждений (0)
Социально-политическая философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-политическая философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)