Социально-политические взгляды
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: - теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух); - диалектика как всеобщий философский метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: - «Феноменология духа»; - «Наука логики»; - «Философия права».
2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Абсолютная идея – это: - единственно существующая подлинная реальность; - первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; - Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: - окружающего мира; - природы; - человека; - а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: - творение материи из воздуха; - сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) – через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; - искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух: - проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; - целенаправленно и закономерно движется – действия, поступки человека, ход истории; - познает себя через познавательную деятельность человека; - творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: - все – Мировой дух, «конечный дух» – человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); - данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; - единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: - существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); - данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность; - в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; - данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
4. В своих исследованиях Гегель стремится понять: - философию природы; - философию духа; - философию истории; - а значит, и их сущность. Природу (окружающий мир)Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: - субъективный дух; - объективный дух; - абсолютный дух. Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»). Объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: - искусство; - религия; - философия. Искусство– непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми – философами. Философия – полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» – по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: - философию природы; - антропологию; - психологию; - логику; - философию государства; - философию гражданского общества; - философию права; - философию истории; - диалектику – как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: - восточную; - антично-средневековую; - германскую. Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля: - государство – форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); - право – наличное бытие (воплощение) свободы; - общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; - богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; - противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса; - противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; - «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |