Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Редакционно-издательский процесс и его этапы



2016-01-26 1328 Обсуждений (0)
Редакционно-издательский процесс и его этапы 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ»

Основные понятия художественно-технического редактирования многостраничных печатных изданий.

 

После корректуры (т.е. тщательной проверки специалистом-корректором и исправления текста) рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением произведения. Это важнейший элемент подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге. Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого еще читателю неизвестно. Профессионально и эстетически оформленную книгу хочется читать, ее трудно выпустить из рук при просмотре в книжном магазине, к ней чаще хочется возвращаться, если содержание оказалось интересным и полезным.

 

На этом этапе художественный редактор совместно с автором и ведущим редактором решают вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца (листа бумаги, помещаемого между переплетом и титульным листом). Если издание обильно иллюстрировано, требуется разработка проекта оформления. Очень важным при этом является создание стиля оформления, взаимосвязанность его частей. В этом проекте на основании данных о типе издания, жанре издаваемого произведения, читательской аудитории, объеме, тираже и составе иллюстраций разрабатываются решения о способах и формах выполнения иллюстраций, изготовления печатных форм, брошюровочно-переплетных работ. В проект включается подбор материалов для издания (бумаги, картона, тканей и пр.).

 

Художественный редактор создает проект оформления и организует его согласование с другими специалистами издательства и редколлегией, а также с художественным советом, если таковой при издательстве имеется. Он руководит работой художников, фотографов, графиков, ретушеров, выполняющих в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления, контролирует каждый вид этих работ, также полиграфические процессы, связанные с печатью. Производит редактирование иллюстраций и выполняет некоторые виды оформительских работ самостоятельно. Работает в непосредственном контакте с техническим редактором.

 

Техническое редактирование

 

Одновременно или параллельно с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор формата издания, размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других элементов выделения текста, структура и размещение текста и иллюстраций на каждой полосе.

 

Выбор формата зависит от вида издания, функционального назначения книги. Сборник стихов, учебник, научная монография, сувенирное издание, географический атлас или альбом репродукций из художественной галереи, безусловно, должны иметь разный формат. Кроме того, важную роль при выборе формата играют технологические возможности типографии, где книга будет печататься, и удобная для восприятия длина строки.

 

Выбор шрифта также связан с назначением книги, соответствием его содержанию, эстетическими и гигиеническими требованиями.

 

Наряду с выбором гарнитуры, зависящей от жанра и стиля произведения, важен подбор кегля. Для комфортности чтения предпочтительными являются кегли не менее 9го и не более 14го, а длина строки — 5055 знаков. Имеет значение также нормальная расстановка знаков и слов в строке, нормальные (не слишком узкие, но и не разреженные) пробелы между знаками и между словами.

 

Важен выбор способа набора текста — с выключкой строк, то есть соблюдением их графической полноты, или в ущерб последней, создание равенства междусловных пробелов. Возможно применение переносов в конце строк, устраняющее недостатки того и другого вариантов. Обычно используемый одноколонный набор в определенных случаях, например, при публикации стихов или при слишком большом формате издания может быть эффективно заменен на двух или многоколонный.

 

Технический редактор занимается созданием и размещением текстов, располагаемых на обложке, форзаце, супер-обложке, титульном листе, подрисуночных подписей, колонтитулов, оглавления. Одна из главных задач технического редактирования — подготовка комплекта проекта оформления, а при необходимости — макета издания. Технический редактор готовит для полиграфического предприятия технологическую спецификацию, которая вместе с комплектом других документов и материалов передается в типографию в качестве задания издательства на выполнение полиграфических работ.

 

распределение обязанностей

 

Основные участники редакционно-издательского процесса: автор (переводчик), дизайнер, редактор (главный редактор), корректор, художественный редактор, технический редактор, верстальщик, наборщик (правщик), инженер препресса. Обязанности между ними распределяются следующим образом:

 

автор (переводчик)

Кроме того, что представляет в издательство рукопись, автор:

участвует в разработке макета, особенно если в тексте есть иллюстрации;

снимает вопросы корректора в тексте, возникающие в ходе работы, на которые не может ответить редактор;

формирует полностью указатели, в том числе проставляет номера страниц (иногда это делает составитель или редактор);

просматривает оригинал-макет перед тем, как его подписывают в печать.

 

редактор (главный редактор)

Это тот человек, который полностью отвечает за издание и за прохождение его по всем этапам подготовки оригинал-макета.

Кроме того, редактор:

занимается подбором материала, как текстового, так и иллюстративного;

принимает участие в разработке макета;

при необходимости производит литературную обработку текста;

снимает вопросы корректоров или отдает для этого работу автору;

формирует выходные сведения издания (обложка, титул, оборот титула, выходные данные);

формирует полностью указатели (в том числе проставляет номера страниц), если этого не может сделать автор.

 

корректор

От него зависит грамотность текста, он:

сверяет набранный текст с авторским оригиналом;

исправляет грамматические, орфографические и прочие ошибки;

обращает внимание редактора на спорные места в тексте;

проверяет внесение правки правщиком (наборщиком) и верстальщиком;

проверяет пленки на идентичность подписной корректуре.

 

художественный редактор

Этот специалист отвечает за оформление издания:

ведет работу с дизайнером или делает его работу сам, т.е. оформляет обложки и титульные листы;

ведет подбор иллюстративного материала;

отвечает за внутреннее оформление текста (шрифты, спуски, буквицы и т. д.);

обрабатывает файлы иллюстраций (обычно это выполняет другой специалист, а художественный редактор контролирует

 

Задача технического редактора — контроль за соблюдением верстальщиком заданного оформления и правил верстки, он:

принимает участие в разработке макета;

проверяет верстку;

размечает для типографии оригинал-макет.

 

Верстальщик. Специалист, без которого не обойдется ни одно издательство:

при необходимости контролирует работу наборщика и правщика;

распечатывает набранный текст на гранки;

вносит правку;

верстает оригинал-макет.

наборщик (правщик):

набирает текст;

вносит правку в гранки или первую верстку.

 

Инженер препресса:

готовит файл для вывода пленок (формирует постскрипт- или pdf-файлы);

выводит пленки на принтере или на фотонаборном аппарате (если таковой есть в издательстве);

проверяет выведенные пленки.

 

Редакционно-издательский процесс и его этапы

 

Подготовка книги к изданию не может рассматриваться как чисто механический процесс использования раз и навсегда установленных правил и приемов работы над рукописью. Подготовка любого издания — процесс всегда творческий, хотя существуют и определенные общие, неизменные критерии оценки результатов этой работы, приемы и методы достижения требуемых результатов. Подготовка любого издания начинается с оценки рукописи, так называемого внутрииздательского рецензирования. На этом этапе решается вопрос о необходимости и целесообразности издания, определяется вид издания, его читательский адрес, необходимая доработка текста, использование иллюстраций.

При решении издательства опубликовать рукопись автора составляется издательский договор, и произведение считается принятым к изданию. Следующий обязательный этап редакционно-издательского процесса — редактирование. Редактор должен получить общее представление о рукописи, определить соответствие ее содержания целям и задачам издания, проанализировать, достаточно ли полно раскрыта тема, соответствует ли структура произведения его содержанию, оценить авторский стиль изложения материала.

Именно на этом этапе моделируется будущее издание: определяется его материальная конструкция, разрабатывается состав справочного аппарата, утверждается художественно-техническое оформление. После согласования с автором всех изменений и исправлений, внесенных в текст редактором, рукопись передается в производственный отдел издательства или направляется на верстку внештатным сотрудникам.

 

Параллельно редактор заказывает художнику оформление будущей книги. Производственный этап редакционно-издательского процесса включает разметку рукописи техническим редактором, компьютерный набор и верстку, корректуру оригинала и изготовление издательского оригинал-макета. Подписанный в печать издательский оригинал-макет является источником изготовления тиража того или иного конкретного издания. Завершает редакционно-издательский процесс этап, связанный с продвижением книги на рынок. Он включает определенный набор маркетинговых мероприятий, рекламных акций, а главное — организацию реализации готового тиража книги.

 

 



2016-01-26 1328 Обсуждений (0)
Редакционно-издательский процесс и его этапы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Редакционно-издательский процесс и его этапы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)