Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ



2016-01-26 3030 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие печати неразрывно связано с повышением предъявляемых к ней требований. Это касается не только литературного, научного, информационного уровня материалов, но и формы подачи этого материала, его технического и художественного оформления.

Оформление издания заключается в нахождении наиболее удобной формы подачи текстового материала.

 

При работе над внешним видом издания особое внимание обращают на оформление:

шрифтовое;

орнаментально-декоративное;

предметно-тематическое;

символическое и эмблематическое;

сюжетно-тематическое.

 

Одним из принципов оформления издания является его удобочитаемость, оказывающая влияние на скорость чтения и качество восприятия прочитанного текста. Удобочитаемость зависит от рисунка знаков и букв, гарнитуры шрифта, его кегля и плотности, качества отпечатка, длины строки и т.д.

 

Для этого следует задать следующие параметры:

формат издания;

формат полосы набора;

гарнитуру, кегль и начертание шрифта;

выключку строк;

междустрочный интервал.

 

Согласно замыслу художественного оформления издания необходимо установить, какие виды текстов и текстовых элементов, подлежащих воспроизведению на компьютере, имеются в оригинале.

К ним относятся:

титульные элементы;

основной текст;

дополнительные тексты (эпиграфы, внутритекстовые, постраничные и затекстовые примечания, библиографические списки, библиографические справки, списки иллюстраций, оглавления, аннотации, предвыпускные и выпускные данные, знак охраны авторского права, библиотечный и торговый индексы и др.);

рубрикации;

колонтитулы;

колонцифры (номера страниц);

подрисуночные подписи;

таблицы и выводы;

схемы;

математические и химические формулы;

инициалы (буквицы).

 

ВЫБОР ШРИФТОВ ДЛЯ НАБОРА

 

Шрифты различают по гарнитуре (рисунку), начертанию, размеру и назначению.

Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждом кегле - русский и латинский алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки.

 

По начертанию шрифты одной гарнитуры подразделяются на три группы:

по наклону очка - прямые, курсивные и наклонные;

по плотности очка - нормальные, узкие и широкие;

по насыщенности шрифта - светлые, полужирные и жирные.

 

По назначению шрифты подразделяются на:

текстовые - для набора текста;

титульные - для набора обложек, титульных листов, шмуцтитулов и т.п.;

акцидентные - для набора малых форм (аттестатов, дипломов, бланков и т.д.), оформительских и рекламных работ.

 

ВЫБОР ГАРНИТУРЫ ШРИФТА

 

Наиболее часто используются следующие гарнитуры:

Литературная, Академическая, Гарамонд, Таймс – для набора всех видов изданий, кроме букварей, энциклопедий;

Футура, Гельветика – для набора всех видов книжно-журнальных изданий, справочников, энциклопедий;

Академическая - для набора литературно-художественых, научных, учебных и научно-популярных изданий по гуманитарным областям знаний;

Школьная или типа Футура – для набора учебников начальной и средней школы, изданий для детей, художественной и научно-популярной литературы, нормативных изданий;

Балтика и Таймс – для набора художественной и научно-популярной литературы.

 

ВЫБОР КЕГЛЯ ШРИФТА.

 

Выбор кегля шрифта осуществляется в соответствии:

с квалификацией читателя;

с учетом типа, характера и назначения издания;

с учетом формата издания и длины строки.

 

Для подавляющего большинства изданий, рассчитанных на взрослого читателя и имеющих длину строки 68 - 119 мм, применяется шрифт кегля 10.

Кегли 7 и 8 рекомендуются в качестве основного шрифта при длине строки 51 - 76.5 мм для различных научно- и официально-справочных изданий (энциклопедии, словари и т.п.) и в качестве дополнительного для малоформатных журналов.

Кегли 5, 6 и 7 рекомендуются для малоформатных справочников, в особенности словарей, для придания им еще большей портативности при длине строки 27.8 - 46.75 мм.

Шрифты кегля 9 используются для научно-справочных изданий; художественной и детской (для старшего возраста) литературы; официально-ведомственных изданий.

Кегли шрифта крупнее, чем кегль 10, применяются в учебных и детских изданиях.

Шрифт кегля 12 кроме детских изданий применяется также в изданиях больших форматов (70x90/16 и более) при длине строки 123.25 - 161.5 мм, в том числе для монографий и научно-популярных изданий в особом художественном оформлении, антологий.

 

ИНТЕРЛИНЬЯЖ (МЕЖДУСТРОЧНЫЙ ИНТЕРВАЛ).

 

Нормальным считается междустрочный интервал, равный 120% кегля используемого шрифта; плотным - равный кеглю шрифта.

 

Создание макета 



 

Успех задуманной книги большей частью определяется грамотным подходом к созданию файла верстки, вне зависимости от того, в какой программе он будет сделан. Перед началом работы будет лучше ознакомиться с текстом будущей книги. Читать внимательно всю книгу нет смысла, однако иметь общее представление, о чем будет книга, к какому типу и виду литературы будет относиться, необходимо для того, чтобы определить элементы ее оформления при верстке. Главным образом, верстальщик должен четко представлять структуру книги – рубрикацию. От этого будет зависеть выбор шрифта заголовков, подзаголовков и т.д. 



 

Макет — это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет — это основа верстки. Создание макета верстки предполагает наличие повторяющихся элементов (расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей), одинаковые во всей верстке. Оптимальный дизайн не просто определяет образ книги, от него зависит, сколько усилий придется потратить в процессе верстки. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы. 

При продумывании композиции книги необходимо не забывать правило золотого сечения, но применять его условно, в зависимости от конкретных задач и возможностей.



 

Существует много пропорций страницы, т.е. линейных отношений ширины к высоте. При подготовке макета к верстке в основном используются следующие: геометрически определимые иррациональные пропорции 1:1,41 (отношение стороны квадрата к его диагонали); 1:1,538; 1:1,618 (золотое сечение); 1:1,732 простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 3:4, 5:8 (приближено к золотому сечению), 5:9. Остальные пропорции являются случайными. 

Хотя и необъяснимо, но доказано, что человеческий глаз воспринимает плоскости, имеющие геометрически ясные пропорции более приятными или красивыми, чем плоскости, наделенные случайными пропорциями.

Правило золотого сечения или деления основывается на том, что глаз особенно легко и приятно воспринимает пропорции, при которых большой отрезок линии относится к меньшему отрезку, как вся линия к большому отрезку, именно, (А+В):А=А:В. При этом, если В, т.е. меньший отрезок равен 1, то А равно приблизительно 1,61. ценность в том, что оно соответствует физиологическим условиям глаза, видящего в бока лучше, чем вверх и вниз; поэтому, например, рисунок литеры может быть для меньшего напряжения глаза сжат в ширину и удлинен в высоту, страницы книги — тоже. Но точное, абсолютное применение этого закона не диктуется, в сущности, никакими условиями физиологии глаза или эстетики. 



 

Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не должны смотреться вычурно и выбиваться из общей стилистики книги. Допуская небрежность хотя бы в одном из элементов книги – в тексте, в цветах, в подборе шрифта, в противоречивом негармоничном оформлении, в выборе низкокачественной бумаги, - дизайнер-верстальщик может безвозвратно испортить общее эстетическое впечатление о книге. Этика верстальщика предполагает одинаково внимательное отношение как к незначительному произведению, так и к большой и сложной книге. 

Главная цель, преследуемая при подготовке к верстке – создание такого макета, с помощью которого книга получится понятной и удобной для чтения. Если напечатанное с трудом читается или требует дополнительных усилий, то такая верстка будет неприемлема. В отношении верстки книг всегда стоит придерживаться классической простоты, т.к. главная цель книги – донести мысли автора до читателя, а не служить неоправданным амбициям верстальщика.

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МАКЕТА 



 

Текстовые элементы по своей значимости имеют разные уровни иерархии (основной текст, заголовки и подзаголовки, выноски, подрисуночные подписи), поэтому после определения параметров основного текста необходимо выбрать стили для заголовков.

Заголовки (они должны быть короткими, понятными и легко читаться) организуют и облегчают чтение, помогают ориентироваться в логике страницы. Расстояние между текстом и последующим заголовком, как правило, больше, чем расстояние от этого заголовка до относящегося к нему текста. Все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним). 

Используемая в заголовках гарнитура или кегль должны контрастировать с основным текстом. Подзаголовки должны быть менее контрастными, чем заголовки, но более контрастными, чем основной текст. Основные заголовки (заголовки первого уровня) имеют кегль обычно на 2 пункта выше, а заголовки второго уровня — на 1 пункт выше или тот же кегль, что и у основного текста. Для заголовков любого уровня часто применяют капители. Капителью называют начертание шрифта, когда строчные знаки выглядят как уменьшенные прописные; капитель нельзя путать с прописными уменьшенного кегля, т.к. такое начертание отличается контрастностью и удобочитаемостью по сравнению с истинными прописными. 



 

Колонтитулом (от франц. colonne — столбец и лат. titulus — надпись, заголовок) называются заголовочные данные, помещаемые над или под текстом каждой страницы. С помощью колонтитулов можно усилить единство всей публикации. Место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте. Колонтитулы должны легко отличаться от основного текста. Можно порекомендовать для колонтитулов курсив или капитель того же шрифта, что и основной текст.



 

Колонцифры (номера страниц) обычно помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо, или в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице. В качестве колонцифры чаще всего используют арабские цифры. Иногда колонцифры служат элементом дизайна страницы. 

Следует определить максимально допустимое количество идущих подряд строк с переносами. Общее правило таково, что их не должно быть больше двух.

 

Критерий, по которому организуются переносы — удобочитаемость слов с переносом. Сторонники строгих правил не допускают, чтобы первая часть переносимого слова состояла менее чем из трех букв, хотя на практике это не всегда возможно.

 

ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЯ

 

Форматом издания называется размер страницы после обреза блока. Форматы регламентируются ГОСТ 5773-76 "Книги, брошюры, журналы. Форматы".

Формат издания выражается либо в миллиметрах (например, 220 х 290 мм, где первая цифра обозначает ширину, а вторая - высоту страницы), либо в формате бумажного листа и доле, которую страница издания составляет от этого листа (например, 60x90 1/8, где дробь показывает, какую часть листа составляет страница издания).

 

Таблица 1

Формат печатной бумаги, см и доли листа Формат издания после обрезки, мм Длина строки, кв. (мм) Пропорция сторон
ОСНОВНЫЕ
70x108/8 265x340 (2-3 колонки) 10:12
70x100/8 245x340 (2-3 колонки) 10:12
60x90/8 220x290 (2-3 колонки) 10:13
84х108/16 205x260 (1-2 колонки) 10:13
70x108/16 170x260 6 1/2-7 1/4(110.5-123.2) 10:15
70x90/16 170x215 6 1/2-7 1/4(110.5-123.3) 10:13
60x90/16 145x215 5 3/4-6 1/4 (97.8-106.35) 10:15
60x84/16 145x200 5 3/4-6 1/4 (97.8-106.35) 10:14
84x108/32 130x200 5 1/4-5 1/2 (89.3-93.5) 10:15
70x108/32 130x165 5 1/4-5 1/2 (89.3-93.5) 10:13
70x90/32 107x165 4 1/4-4 1/2 (72.3-76.5) 10:15
60x84/32 100x140 4 - 4 1/4 (68 - 72.3) 10:14
ДЛЯ МАЛОФОРМАТНЫХ ИЗДАНИЙ
84x108/64 100x125 4 - 4 1/4 (68 - 72.3) 10:13
70x108/64 82x125 3 - 3 1/2 (51 - 59.5) 10:15
70x90/128 51x77 1 1/2 - 2 (25.5 - 34) 10:15

 

Для правильного выбора формата издания необходимо определить:

 

— оптимальную площадь страницы, позволяющую разместить текст и иллюстрации в удобочитаемом виде. Особое внимание при этом обращают на иллюстрации, таблицы и формулы;

— оптимальные пропорции издания (соотношение площади формата и толщины блока) исходя из его объема. Наиболее распространенные форматы изданий после обрезки представлены в табл. 1. Обрезка установлена для всех форматов по ширине 5 мм, по высоте 10 мм.

 

В ряде случаев возникает необходимость в выпуске изданий в оригинальном формате. В этих случаях допустимо использование форматов в 1/24, 1/20, 1/18, 1/12 и 1/6 доли бумажного листа. Не забудьте согласовать формат издания с возможностями типографии, в которой вы будете размещать заказ на издание.

 

ВЫБОР ФОРМАТА ПОЛОС НАБОРА, РАЗМЕРОВ РАСКЛАДКИ И ПОЛЕЙ.

 

Полоса набора является основным изобразительным полем композиции книги.

Формат полосы набора зависит от кегля (размера), гарнитуры, насыщенности и начертания шрифта, условий пользования книгой, вида литературы. В первую очередь формат полосы набора зависит от формата издания и ширины полей.

Форматы полос набора размеры раскладки и иллюстраций, а также кегли шрифтов выражаются в единицах типометрической системы измерения.

Наименьшая единица типометрической системы - типографский пункт (п.) -составляет в настольных издательских системах, разработанных иностранными фирмами, 0.352 мм.

 

ТИТУЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ

 

К титульным элементам относятся: фронтиспис, авантитул и титул. К этим же элементам по своим конструктивным особенностям относится и шмуцтитул.

Фронтиспис – иллюстрация, помещаемая в начале издания перед титулом, образно выражающая его содержание.

Авантитул – начальная страница издания, предшествующая титулу и используемая для размещения отдельных элементов титула (марки, названия издательства) или эпиграфа, относящегося ко всему изданию.

Титул – страница издания, на которой размещаются основные библиографические данные: фамилия автора, название издания, подзаголовок (при наличии), место издания, название издательства и год издания. На титуле также могут быть помещены: название жанра издания, фамилии редактора и переводчика, название и знак серии, номер выпуска и др.

При применении титула, оформленного «шапкой», титульные элементы размещают в верхней части первой страницы, а текст издания начинается под «шапкой».

Шмуцтитул (добавочный титул) помещается перед отдельными частями (главами) издания и содержит номер и название части (главы).

 

НАЧАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ

 

В случае разбиения издания на разделы, главы и т.д. для подчеркивания рубрикации издания и облегчения пользования эти разделы (главы) могут начинаться с новых страниц (полос). Традиционное оформление предусматривает начало текста на этих страницах не с верха полосы, а несколько ниже – с так называемым спуском. Эти полосы называются начальными. Размер спуска не регламентирован и зависит от выбранного стиля оформления.

Начальные полосы могут быть набраны со спуском или без него.

На начальной полосе размещают заголовки данного раздела. Расположение текста на листе и выключка строк выбираются произвольно.

 

Кроме заголовков на спусках также располагают тематические иллюстрации, орнаментальные украшения (заставки). Начальная буква первого абзаца на начальных полосах может быть оформлена в виде инициала.

 

КОНЦЕВЫЕ ПОЛОСЫ

- это полосы, предшествующие очередным начальным. Они должны быть несколько больше спуска.

 

Спуск

 

Полоса — страница печатной продукции, на которой скомплектован материал, помещенный в издании.

Спуск полос — процесс расстановки полос в печатной форме в таком порядке, чтобы после печати и фальцовки получилась тетрадь с последовательным расположением страниц.

Спуском в типографской практике называют отступ в верхней части начальных полос — полос, начинающих разделы, части или главы издания. Сами начальные полосы в этом случае часто называют спусковыми полосами.

Размеры спусков в издании определяются издательством. Обычный размер спуска — около 1/4 высоты полосы, считая от ее верха до первой строки текста, причем все заголовки, шапки и заставки включают в размер спуска.

По техническим правилам верстки размер спусков по всему изданию должен быть строго одинаковым, однако допускается уменьшение или увеличение спуска на одну-две строки основного кегля в связи с тем, что на спусковых полосах текста меньше, чем на обычных, и отсутствуют предшествующие полосы, в которых можно было бы вогнать или выгнать строки для правильного окончания полосы.

Спусковые полосы раньше содержали в себе заставки (гравюры или рисунки). Сейчас они по разным причинам почти исчезли. Но пробел перед началом новой части прочно вошел в современную типографику.

 

Расположение элементов издания при верстке

 

Обычный порядок верстки всех элементов издания может быть следующим:

• авантитул или издательская марка на первой полосе;

• контртитул или фронтиспис — на второй полосе;

• титул — на третьей полосе (если все ранее перечисленные элементы отсутствуют, то на первой);

• аннотация, а иногда и выпускные данные на обороте титула;

• посвящение или эпиграф ко всей книге — пятая (третья) полоса с пустым оборотом;

• на следующей нечетной полосе может (по оригиналу) размещаться содержание или оглавление;

• за ним — снова с нечетной полосы — вступительная статья;

• далее (опять с нечетной полосы) — предисловия;

• после всех предисловий на нечетной полосе — введение или (при его отсутствии) начало текста.

 

По окончании основного текста обычно следуют:

• послесловие;

• заключительная статья (желательно с нечетной полосы);

• затекстовые примечания и комментарии (обычно с нечетной полосы со спуском, а иногда и со шмуцтитулом);

• приложения (всегда с нечетной полосы со спуском, при наличии шмуцтитула — можно без спуска);

• списки литературы со спуском на отдельной полосе;

• указатели — также с новой полосы со спуском;

• оглавление или содержание (с новой полосы со спуска);

• и, наконец, выпускные данные на отдельной полосе (по оптической середине или снизу) или на последней

полосе оглавления (внизу на полный формат).

 

После выпускных данных иногда можно разместить рекламу, книжные объявления или полосы "для заметок",

но чаще их помещают после оглавления до выпускных данных.

 

Модульные сетки

 

Модульные сетки — видимые на экране, но не выводимые на печать при печати самого документа, помогают структурировать полосу документа, для размещения на полосе текста и иллюстраций. Сетки удобны потому, что они помогают выдержать единый стиль оформления страниц многостраничного документа. Кроме модульных сеток используются направляющие и рамки.

Модульные сетки — простое и эффективное средство привнесения порядка на страницу, а многим людям свойственно стремление к порядку и предсказуемости. Здравый смысл подскажет дизайнеру, как разумнее разместить объекты, выравнивая их по сетке. Модульные сетки — универсальное средство при создании многостраничной публикации, но они могут быть совершенно не нужны для простого рекламного объявления или листка.

Для удобства размещения объектов на странице ее разлиновывают линиями, направляющими и сеткой. Красота и монолитность изданий часто сильно зависит от построенной модульной сетки. Модульная, сетка представляет канву будущей публикации.

Модульная сетка — совокупность вспомогательных линий, отображаемых на экране, но не выводящихся на печать. Вспомогательные линии являются границами полей, границами колонок и направляющими.

 

Колонки, стиль, поля

 

Колонки — важнейший элемент модульной структуры. Как правило, число колонок колеблется от одной до семи, их тем больше, чем шире страница.

Текст, размещенный в узких колонках, трудно читать, поскольку приходится переводить взгляд с конца одной строки на начало другой с очень большой скоростью. Очень длинные строки в колонках также могут отпугнуть читателя — трудно довести взгляд до конца. Ширина колонки влияет на размер шрифта. Узкие колонки лучше смотрятся, если размер шрифта небольшой, а для широких колонок следует использовать крупный шрифт.

Боковые колонки можно использовать для размещения фотографий или для размещения заголовков.

Фотографии могут размещаться над несколькими колонками.

 

Стили — это как бы банк данных по шрифтовому оформлению документа, это мощное средство автоматизации труда дизайнера. Разработав однажды стиль, его можно всякий раз использовать в других документах.

Определение стилей — один из важнейших этапов планирования документа после разработки его общего облика.

При создании многостраничной публикации следует уделить внимание внутренним полям, разделяющим левую и правую части разворота. Ширина внутренних полей зависит в первую очередь от типа переплета, который предполагается использовать. Если страницы будут соединяться с помощью клея, то можно оставить узкие поля (1,3 см), если страницы будут сшиваться металлической спиралью, то ширину внутреннего поля следует увеличить.

Внешние поля следует делать достаточно большими, так как чем шире поля, тем публикация кажется светлее.

Узкие поля, наоборот, делают публикацию темной.

 

Подготовка иллюстраций

 

В ходе работы над изданием ведется подготовка оригиналов иллюстраций к репродуцированию и размещению в тексте. Иллюстрации в книге могут быть штриховыми и полутоновыми.

Все рисунки должны быть выполнены в пропорциях, соответствующих дизайн-проекту издания. Именно макет книги позволяет достаточно точно определить окончательные размеры иллюстраций.

Объем используемого иллюстративного материала, а также способ его рационального размещения определяется редактором совместно с автором на начальной стадии работы над книгой.

Требования, которым должен удовлетворять иллюстративный материал можно свести к следующим для штриховых и полутоновых изображений:

Штриховые оригиналы:

рисунки должны быть выполнены на гладкой белой художественной бумаге;

исправления должны быть выполнены с помощью закрашивания ярким белым цветом;

рисунок должен быть выполнен в масштабе 1:1, 1,5:1, 2:1 по отношению к будущей иллюстрации в книге и иметь соответствующую толщину штрихов. Нельзя допускать слишком тонких штрихов, которые могут пропасть при уменьшении размера;

штриховка пунктиром или перекрестными штрихами должна быть однородной, с постепенным переходом, и не иметь слишком тонких или коротких штрихов в текстуре. Они могут быть потеряны при уменьшении размера.

 

Одноцветные полутоновые оригиналы:

черно-белые отпечатки на глянцевой бумаге (не тонированной, не матовой, не рельефной);

допустима широкая гамма тонов, но с постепенным переходом оттенков, без слишком явных контрастов;

возможность использования примерно полуторного размера для получения печатного размера;

не должны иметь сгибов, повреждений.

 

Цветные диапозитивы:

диапозитив должен допускать достаточно высокую степень увеличения, чтобы соответствовать печатным размерам (предпочтение отдается профессиональному формату 6 ? 6 или 6 ? 9 см, а не 35-миллиметровому);

при просмотре оригиналов издатель (редактор) и печатник должны находиться в одинаковых условиях.

 

Цветные рисованные оригиналы:

нельзя использовать флюоресцирующие краски (при использовании четырехцветной печати их не удается воспроизвести удовлетворительно);

осторожно использовать излишне чистые зеленые, пурпурные и розовато-лиловые краски (правильно они воспроизводятся только путем деления цвета на большее число составляющих, чем набор из четырех цветов);

необходимо, чтобы рисунок был на гибкой подложке, чтобы можно было его сканировать.

 

Подготовка обложки

 

Особое место в дизайне книги занимает ее внешний облик. Работа над обложкой и суперобложкой ведется параллельно с работой над внутренним материалом книги, текстом и иллюстрациями.

В издательской практике широко применяются мягкие обложки, твердые переплеты, суперобложка. И хотя предназначение их одно - предохранение издания от внешних воздействий, информирование потребителя об основных данных книги, выполнение рекламных функций, - возможности и достоинства у них разные.

Оформление обложки часто представляют в виде файла или комплекта цветоделенных фотоформ, если же цветоделение было выполнено вручную, то в виде изображения на плотной бумаге с прозрачным покрытием, содержащим инструкции или дополнительные детали.

 

Работы над обложками (суперобложками) с помощью настольных издательских систем - НИС (электронных систем набора, верстки и обработки иллюстраций с использованием компьютеров) эффективнее и быстрее чем ручные работы, поскольку НИС дают возможность получить завершенные или близкие к завершенным файлы или фотоформы, требующие минимальных затрат для их подготовки в печать.

Независимо от способа подготовки оригиналов и технологии изготовления фотоформы на обложке должно быть предусмотрено место для штрих-кода.

Прежде чем будет получено окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки представляется редактору предварительный набросок, который может быть в самом общем виде для определения композиции, а может быть и уже проработанным решением, включающем определение цветовой гаммы, шрифтового оформления и композицию разворота. В последнем случае необходимо учитывать следующие обстоятельства:

необходимо иметь в виду возможность изменения размеров в последующем, если окончательные размеры книги еще не определены;

необходимо учитывать неизбежные потери в яркости красок при полиграфическом воспроизводстве оригинала;

всегда существует опасность, что использованный в оригинале цвет не будет воспроизведен точно;

если в наброске используются чистые зеленый, пурпурный и розово-лиловый цвета, необходимо учесть, что они трудно воспроизводимы;

тонкие или маленького размера буквы дополнительного цвета на фоне одного из четырех основных цветов будут восприняты неадекватно. Суперобложки не должны включать выходные данные, выполненные вывороткой по отношению к цветной иллюстрации. Для надписи и рамки лучше использовать не более двух цветов из четырех основных;

золотое или серебряное тиснение, а также рельефные эффекты могут оказаться весьма выигрышными, но без пробных оттисков нельзя сказать точно, как это будет выглядеть при печати тиража.

Лишь после утверждения представленного художником эскиза формируется окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки.

 

ПЕРЕПЛЕТ, БРОШЮРОВКА

 

Полистная брошюровка

Один из наиболее простых и не требующих больших затрат времени способов брошюровки — это листовой подбор страниц издания. Данный метод оправдывает себя в том случае, если планируется выпуск печатных изданий малого объема небольшим тиражом. А поскольку подобные заказы встречаются в последнее время довольно часто, полистный метод брошюровки получает все большее распространение. Популярность этого способа также обусловлена тем, что полистная брошюровка лучше других методов поддается автоматизации. Соответственно снижаются затраты как на оборудование, так и на трудовые ресурсы. Однако, несмотря на некоторые очевидные преимущества этого незатейливого способа брошюровки, следует все же учитывать, что для него подойдет далеко не всякая бумага. Она должна быть достаточно тонкой, не слишком большого формата и непременно без мелованного покрытия.

Размер печатного листа, предназначенного для полистного способа брошюровки, меньше формата печатной машины. Отдельные листы сводятся в единый блок, после чего подрезаются со стороны корешка и намазываются клеем по торцовой стороне. Затем к листовому блоку приклеивается мягкая обложка. Тетрадная брошюровка

 

Тетрадный способ

брошюровки не менее распространен, чем листовой. Однако он характерен для скрепления изданий другого рода — преимущественно книг в твердых переплетах. В отличие от полистного способа брошюровки, этот метод широко используется в более крупных типографиях, где есть соответствующее оборудование. Конечно, этот способ брошюровки стоит несколько дороже бесшвейного полистного скрепления, но и стоимость изданий, в которых листы собраны в тетради, обычно заметно превышает цену изданий в мягкой обложке, скрепленных полистно. При печати листов для такого способа брошюровки используются машины, формат которых превышает формат самого печатного листа. Это необходимо для предваряющей брошюровку операции — фальцовки.

 

Фальцовка — это, по сути, процесс превращения печатного листа в тетрадь. Лист несколько раз сгибается, и из него получается тетрадь. Эта операция выполняется на специально предназначенной для этого машине либо, если печать производилась на рулонной машине, — прямо в фальцаппарате, встроенном в печатную машину.

После того как бумажный лист проходит процесс фальцовки, образуются тетради, количество страниц в которых может быть равно восьми, шестнадцати или тридцати двум. То, сколько и где необходимо сделать сгибов, напрямую зависит от соотношения форматов издания и печатных листов. Если объем издания превышает вышеуказанные цифры (а это обычно так и бывает, если используется тетрадная брошюровка), то тетради собираются в единый тетрадный блок, подбираются с помощью вкладки, сшиваются и обрезаются с трех сторон так, чтобы образовать отдельные листы. Все эти операции производятся на особых вкладочно-швейно-резальных агрегатах.

 

Когда в издании используется тетрадный метод брошюровки, отдельные тетради в большинстве случаев скрепляются между собой с помощью прошивки нитками. Этот способ брошюровки по праву считается одним из самых прочных.

 

Термонитевая брошюровка

Термонитевая брошюровка, или, как ее еще принято называть, швейно-клеевое скрепление, чаще всего применяется при издании книг и других объемных изданий. Несмотря на свою относительную молодость, термонитевая брошюровка успела завоевать немалую популярность, поскольку позволяет создавать особо долговечные и прочные издания.

 

Брошюровка проволокой или скрепками

Данный метод скрепления печатных изданий применяется несколько реже, нежели вышеперечисленные способы. Это обусловлено тем, что полученные в результате издания хуже раскрываются. Однако именно этот метод брошюровки обеспечивает довольно прочное скрепление и поэтому идеально подходит для изданий длительной эксплуатации (например, для школьных учебников и разного рода справочников).

Часто бывает, что скрепленные с помощью проволоки или скрепок издания дополняет обложка, приклеенная на термоклеевой машине. За счет этого издание может приобрести вполне привлекательный внешний вид.

 

Изготовление переплетных крышек

 

Переплетная крышка — основной элемент переплета, определяющий внешнее оформление книги и отвечающий за ее сохранность при использовании. К переплетным крышкам предъявляются следующие основные требования:

привлекательный внешний вид;

прочность и износостойкость;

хорошая раскрываемость;

технологичность конструкции, возможность автоматизации процессов изготовления крышки и ее соединения с книжным блоком.

 

Переплетные крышки могут изготавливаться из одной или нескольких деталей. Крышки из одной детали не получили распространения, поскольку один материал, как правило, не обеспечивает хорошей раскрываемости в сочетании с прочностью и жесткостью сторонок. Поэтому на практике наибольшее распространение получили цельнокрытые и составные переплетные крышки.

Цельнокрытая переплетная крышка состоит из четырех деталей: двух картонных сторонок, отстава и покровного материала. В составной переплетной крышке покровный материал разделен на три детали: корешок и две покровные сторонки.

Технологический процесс изготовления переплетных крышек включает следующие этапы:

раскрой материалов;

сборка переплетной крышки;

обработка и отделка переплетной крышки.

 

Для оформления переплетных крышек применяются печать переплетными красками, бескрасочное тиснение, а также тиснение фольгой.

Печать и тиснение на переплетных крышках сопровождаются формированием рельефного изображения в результате избирательной пластической деформации материала крышки. Получающееся углубленное рельефное изображение создает эффект объемности текста или графики. Тиснение на переплетных крышках выполняться при нагреве штампа, что облегчает деформацию переплетного материала и снижает величину давления. После завершения изготовления книжных блоков и переплетных крышек — процессов, которые при надлежащей организации производства выполняются параллельно, — осуществляются вставка блока в переплетную крышку и финишная обработка книги — прессование и штриховка. После этого на готовую книгу может надеваться суперобложка.

 

Выбор бумаги при печати книг

 

В разных странах используются различные методы стандартизации бумаги. В нашей стране долгое время главным стандартом был ГОСТ, строгое соответствие которому было обязательным. Например, вся офсетная бумага должна была быть одинакового качества и отвечать требованиям ГОСТ 9094 «Бумага для печати офсетная».

Выбирая бумагу, рассматривается назначение бумаги или ее пригодность для конкретной задачи или исходят из двух обстоятельств:

качества изображения, которое может воспроизвести бумага;

функциональных и потребительских свойств изделия, которое из нее может быть изготовлено.

Такой классификации придерживались отечественные стандарты на типографскую, офсетную и мелованную бумагу.

 

Наилучшим образом для печати книг по своим качествам подходит офсетная бумага (ГОСТ 9094). Для книжной продукции используется плотность от 60 гр./кв.м. Но чаще всего применяется плотность 75-80 гр/кв.м., т.к. меньше подвергается изнашиванию.

 

Вид бумаги и качество оценивается по целому ряду параметров. Среди них наиболее важными



2016-01-26 3030 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3030)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)