Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип развития как параметр развития



2016-01-26 599 Обсуждений (0)
Принцип развития как параметр развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие характеризуется, прежде всего, качественными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их месте новых. Х. Вернер, Л. С. Выготский и др. описали основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Одной из важнейших методологических проблем является четкое разделение его параметров: формы, хода, специфики, условий, источников и движущих сил.

Формой развития называют наиболее общие представления о сущности процесса развития. Развитие понимается как приспособление индивида к существующим условиям, либо как присвоение – перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств (орудий, знаков, символов и др.) или вращивание их во внутренний план человека. Существенным, по выражению В. П. Зинченко, является и то, что «вращивание» означает и «выращивание» внутреннего плана.

Ходом развитияназывают обобщенные представления о векторе процесса развития – от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут служить классический психоанализ и теория
А. Фрейда, где развитие понимается как процесс адаптации самобытно-ассоциального индивида к условиям социума. Примером второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Спецификой развития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие – биологических или социально-исторических.

Условиями развитияназывают непременные атрибуты, без которых оно невозможно. Для многих зарубежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии условиями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, то есть мозга, и общение человека с другими людьми. Они выполняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиаторов, то есть посредников между индивидом и культурой.

Источниками развития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники – то, откуда человек берет ресурсы для построения своего интрапсихического плана. «Источники в природе индивида» означают разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Например, первичные инстинкты (влечения) в психоанализе или тенденция к поддержанию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Человек есть социальное существо (К. Маркс, Л. С. Выготский) и вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате эволюции всего человечества.

Движущей силой (движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенезе того, что является запрограммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов – биологического и социального (В. Штерн и другие представители теорий конвергенции).

КОНВЕРГЕНЦИЯ (от лат. convergo – приближаюсь, схожусь) в биологии – возникновение сходства в строении и функциях у относительно далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции. Результат обитания в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках – ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятельность любого возраста (М. И. Лисина, Г. А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В.А. Петровский).

В отечественной психологии разработаны деятельностные концепции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.), разработана теория развития В.П. Зинченко как представление о духовной вертикали развития.

5.2.3. Законы психического развития ребенка
по Л. С. Выготскому

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.

Принцип системности

В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются местом в структуре.

СИСТЕМА (от греч. sysntema – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Возникновение принципа системности в психологии связывают с возникновением представлений о структурной организации восприятия, сформулированного в гештальтпсихологии. Представления о структурной организации интеллекта были положены в основу теорий интеллекта Ж. Пиаже.

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896–1980) – швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: «Речь и мышление ребенка», «Генезис элементарных логических структур» (совместно с Г. Инельдер). Издание (совместно с П. Фресом) многотомной «Экспериментальной психологии».

Наиболее распространенный вариант реализации системного подхода в психологии – иерархические теории психических процессов, например иерархическая концепция интеллекта Р. Стернберга.

Системный подход в отечественной психологии уходит корнями к сформулированному Л. С. Выготским положению о строении высших психических функций. Системный подход нашел отражение в работах
А. Р. Лурии в виде представлений о системно-динамической организации психических процессов. В практической психологии, в том числе в отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (А. С. Спиваковская, А. Я. Варга и др.).

Следует отметить, что возникновение системного подхода в отечественной психологии некоторые авторы связывают с именем Б. Ф. Ломова (1927–1989) – видного отечественного психолога, организатора и первого директора Института психологии АН СССР (ныне ИП РАН).
Б. Ф. Ломов предложил изучать объекты психологической науки как систему и проводить анализ объектов на трех уровнях – макро-, мезо- и микроуровне. Данный принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкретизации.

ЛОМОВ Борис Федорович (28 января 1927, Горький — 11 июля 1989) – российский психолог, член-корреспондент АН СССР (1976). Создал и возглавил факультет психологии в Ленинградском университете в 1966 г. В 1959 г. открыл первую в стране лабораторию инженерной психологии. В 1967–1971 гг. заведовал отделом науки Министерства просвещения СССР. По его инициативе в 1971 г. создан Институт психологии АН СССР. Основатель и главный редактор «Психологического журнала» (1980 - 1987), президент Общества психологов СССР (1968–1983), с 1972 г. член исполкома Международного союза психологических наук. Написал более 300 работ по различным направлениям психологии: общей, инженерной, педагогической, а также авиационной и космической.



2016-01-26 599 Обсуждений (0)
Принцип развития как параметр развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип развития как параметр развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)