Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип фальсифицируемости гипотез К. Поппера



2016-01-26 1130 Обсуждений (0)
Принцип фальсифицируемости гипотез К. Поппера 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология верификации в науке построена на убеждении абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории «критический рационализм». К. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Если ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит хотя бы одному опытному факту.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (позднелат. falsificatio, от falsifico – подделываю):

1) злостное, преднамеренное искажение каких-либо данных;

2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов; подделка.

ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд (1902–1994) – философ, логик и социолог. Родился в Австрии. Примыкал к Венскому кружку. С 1945 г. в Великобритании. Свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания – построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации между наукой и «метафизикой». Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Работы по теории сознания, вероятностной логике и теории выводимости. Выступил с критикой марксизма и принципа историзма. В противовес иррационализму и релятивизму защищает рационализм.

Для обоснования своей концепции он пользуется общими идеями эволюционизма. Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. В отличие от науки, философия не поддается фальсификации, то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись.

Теория трех миров:

1) философский или физический;

2) ментальный;

3) мир объективной истины без познающего субъекта.

Проблема понимания истины рассматривается всесторонне – как соответствие объекта и любого его обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит идею объективной истины, механизм роста – метод проб и ошибок, предположений и опровержений.

Эта теория позволит решить три задачи:

1) избегать наивного эмпиризма;

2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе немецкой классической философии;

3) не впадать в иррационализм.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Каждая теория – всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем – мы можем только предполагать».

2. КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ
И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

2.1. Основания науки и исторические типы
научной рациональности

На каждом из этапов развития наука имеет некоторые основания, характерные именно для данного этапа. В качестве важнейших оснований, характерных именно для данного этапа, В.С. Степин (2000) называет:

1) научную картину мира;

2) идеалы и формы научного познания;

3) философские основания науки.

Рассмотрим данные основания в классической, неклассической и постнеклассической науке.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях – додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

2.2. Типы рациональности в классической, неклассической
и постнеклассической психологии

Картина мира в классической науке характеризуется, прежде всего, детерминистскими представлениями о причинно-следственных связях. С XVII – XVIII столетия идея Бога заменена натурреалистическим подходом, в рамках которого на первое место выдвинулся естественный, а не божественный источник жизни природы, а предметом изучения выступила природа, изначально состоящая из объектов. По словам В.С. Степина, первой в истории науки парадигмальной теорией, где изучаемая реальность получила объяснения с помощью научных законов, была ньютоновская механика. Эта механика в сочетании с предшествующей ей философией Р. Декарта стала основой научной картины мира. Классическую научную картину мира называют ньютоно-картезианской парадигмой.

Для научной картины мира в классической науке характерен также атомизм, то есть философско-мировоззренческое положение о том, что целое равно простой сумме его частей. Пространственная среда в классической научной картине мира – трехмерное евклидово пространство, однородное по своим свойствам в любой своей точке.

Для классической психологии характерны детерминистические представления о психике. Детерминизм характерен для ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма. Атомистические представления о строении психики заметны в ассоцианизме и психологии поведения, также в отечественной рефлексологии В. М. Бехтерева. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология («физиологическая психология» В. Вундта).

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857–1927) – русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в том числе при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16 августа 1832, Некарау, Баден, Германия — 31 августа 1920, Гроссботен, Германия) – немецкий психолог и философ, основатель современной экспериментальной психологии.

Вл. Соловьев. «Вундт» (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907).

Вундт – (Вильгельм Макс Wundt) – знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 г. в Баденском Великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвящены важнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить точнейшим образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных психических состояний и соответствующим изменением физиологических раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот, навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его сочинении о душе человека и животных), что психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии — мышлении, и основном телесном — протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда, а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении «System der Philosophic» мы находим следующие основные мысли: 1) упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет представления (Vorstellungsobject), то есть такой модус действительного бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума, а не что-нибудь данное. По-кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное познание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта, различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму, представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень — рассудочное познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления: расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей ступени — в разумном познании (Vernunfterkenntniss) наше мышление переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух направлениях — абсолютной целости (Tolalitat) и абсолютной (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические, онтологические и психические идеи, которые В. частью признает как гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою (освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием, в конце концов, оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора: бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для В. единственное, истинное благо. Значение В. как философа весьма относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест. Заслуживает внимания последний труд В. – большая, весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения, автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.

Сочинения Вундта: «Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen» (Лейпц., 1862); «Vorlesungen uber die Menschen- und Thierseele» (Лейпц., 1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); «Lehrbuch d. Physiologie d.Menschen» (1865, 4 изд., 1878): «Die physika-lischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip» (Эрланген, 1866); «Untersuchungen zur Mechanik d. Nerven und Nervencentren» (1871); «Grundzuge der physiologischen Psychologie» (Лейпц., 1873—74; 3-е изд. 1887;франц. перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880); «Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart» (Лейпц., 1874; русск., перевод в «Знании», 1876, 10); «Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften» (Лейпц., 1876); «Der Spiritismus» (Лейпц., 1879); «Logik» (Штуг., 1880— 83); «Essays» (Лейпц., 1885): «Ethik» (Штутг., 1886, русск., перев. в «Русск. Богат.», 1887 — 88); «System der Philosophie» (Лейпц., 1889); «Philosophische Studien» (с 1881 — сборник статей Вундта и его учеников).

Неклассическое естествознание (конец XIX – середина XX вв.) способствовало значительному расширению исследуемых объектов, являющихся основой больших сложноорганизованных систем. Неклассический тип рациональности учитывает характер связей между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Изучаемый объект рассматривается как включенный в деятельность исследователя.

В неклассической науке картина мира лишается представлений о механическом характере детерминации. Возникает представление о вероятностном характере причинно-следственных связей. Пространственная среда признается неоднородной по своим свойствам. Законы имеют относительный (релятивистский) характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов.

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный) – признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.

Для неклассической картины мира характерны холистические представления об объектах научного исследования, то есть представления о том, что целое не равно арифметической сумме его частей.

ХОЛИЗМ (от греч. holos — весь, целый) («философия целостности») – идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности»; основоположник — Я. Смэтс.

Идеал неклассической науки во многом задан принципом дополнительности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП, сформулированный Н. Бором, – принцип, согласно которому при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти две взаимоисключающие картины – энергетически-импульсная и пространственно-временная, получаемые при взаимодействии микрообъекта с соответствующими измерительными приборами – «дополняют» друг друга. Дополнительный принцип сыграл важную роль при формировании квантовой механики.

Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. В неклассической науке признаются также научными результаты, не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов.

Неклассическая психология:

– включает в познавательную ситуацию и исследователя, и испытуемого;

– признает дополнительность описания психических явлений, например функционализм и структурализм;

– признает научными выводы при описании единичного случая;

– признает модели, созданные априори (трехмерная модель интеллекта Д. Гилфорда (1954)).

АПРИОРИ (от лат. apriori — из предшествующего) – понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Д. Б. Эльконин первым в 1981 г. назвал теорию Л. С. Выготского неклассической психологией сознания в связи с рассмотрением ею социального не как воздействующего фактора или условия, а как источника развития личности. А. Г. Асмолов развил далее метафору перехода от культуры полезности к культуре достоинства как направление в построении психологической теории, предполагающему существование избыточности, непредсказуемости, изменчивости в обществе и аксиологически включающей нравственный императив личностного развития (как преобразования культуры в мир личности и порождения культуры).

Постнеклассическая наука формируется в последней трети ХХ в., в ходе четвертой научной революции. Представленное понимание постнеклассического этапа в развитии науки опирается на новый идеал рациональности, который был обоснован в философии постпозитивизма. Наиболее ярким представителем этого направления выступил П. Фейерабенд, родившийся в Вене американский философ (1924 - 1994), который ввел представление об иррациональных критериях развития науки.

На первый план выдвигаются междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Сложные приборные комплексы обслуживаются большими коллективами (по типу организации крупных промышленных производств). Разрабатываются фрагменты целостной общенаучной картины мира. К числу наиболее сложных и перспективных исследований относят исследование исторически развивающихся систем, формирующих все новые уровни своей организации. Новые системы проходят через стадию неустойчивого равновесия (точки бифуркации). Небольшие случайные воздействия могут привести к изменению направления развития и появлению новых структур.

БИФУРКАЦИЯ (от лат. bifurcus — раздвоенный).

По мнению И. Пригожина, бифуркационные процессы свидетельствуют об усложнении системы. Перед человечеством возникает проблема выбора линии развития из множества путей эволюции системы. Выбор при этом является необратимым и не может быть однозначно рассчитан.

ПРИГОЖИН Илья Романович (25 января 1917, Москва — 28 мая 2003, Брюссель) – бельгийский физик и физикохимик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии 1977 «за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур». В Бельгию был привезен родителями из России в раннем детстве.

Термин «самоорганизующаяся система» был введен в 1947 г. Эшби в его «Принципах самоорганизации динамической системы». В этом понятии фокусировались ряд проблем теоретической кибернетики в 50-е гг. XX в. Потом понятие «самоорганизующаяся система» вошло в биологию, социологию; возникли представления о самообучающихся и саморазвивающихся системах.

На место попперовского приближения к истине посредством конкурирующих теорий выдвинут принцип плюрализма как сосуществования разных теорий, ни одна из которых не может иметь статуса более истинной. В частности, потому, что любая теория не учитывает не укладывающейся в ее русло фактологии. Кроме того, этот принцип означает право выбора за исследователем, какой методологии ему придерживаться.

Вместо принципов верификации и фальсификации гипотез П. Фейерабендом был выдвинут принцип контриндукции, или противоиндукции, предполагающий возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико-эмпирической школы фактов с позиций другой, конкурирующей теории; поиск альтернативных объяснений в прошлом; изменение смысловых контекстов вместо отбрасывания не соответствующих фактам теорий. В условиях неопределенности и наслоения смыслов скорее можно ожидать творчества и прорывов в новых направлениях.

Также Фейерабендом было предложено привлекать такие «вне-научные средства», как мифологические, религиозные или дилетантские построения. Это совершенно несовместимо с попперовским подходом, по которому наука не занимается любыми гипотезами, и построения научных теорий профессионалом в корне отличаются от «догадок» дилетанта. По отношению к психологии, которую, как писал А. В. Юревич, захлестнула волна иррационализма, этот принцип как раз можно считать реализованным.

Итак, в постнеклассической картине мира постепенно уходят на задний план и идея истинности познания (отсюда упрек постпозитивизма в иррационализме), и идеалы «ценностно-нейтрального» исследования; аксиологический фактор начинает входить в состав объясняющих положений; вненаучные средства (миф, религия, игра) уже не противопоставляются собственно научному теоретико-эмпирическому познанию. Если в классическом типе рациональности за скобки выносится все, что относится к субъекту и средствам его деятельности, а в неклассическом типе рациональности реализуется установка на относительность истинности знаний с точки зрения изменения свойств объекта изучения средствами и формами познавательной деятельности, то постнеклассический тип рациональности требует учета не только средств и процедур познания, но и ценностно-целевых установок субъекта познавательной деятельности, а значит, и его личностных характеристик.



2016-01-26 1130 Обсуждений (0)
Принцип фальсифицируемости гипотез К. Поппера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип фальсифицируемости гипотез К. Поппера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)