Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование внутреннего программирования связных высказываний



2016-01-26 759 Обсуждений (0)
Формирование внутреннего программирования связных высказываний 0.00 из 5.00 0 оценок




А. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической речи. Материал - сюжетная картинка «На речке». Учащемуся предлагается познакомиться с содержанием картинки и ответить на следующие вопросы:

- Куда пришли ребята?

- Что они делают? Как можно сказать иначе? (Резвятся, бултыхаются, прыгают, барахтаются, плещутся, шалят, брызгаются).

- Что делает собака?

- Какое настроение у детей? Почему ты так решил?

- Какое время года изображено на картинке? Как ты догадался?

- Какой мы составили текст? (Текст-повествование.)

- Как его озаглавим?

Б. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогической формы речи. Материал - серия сюжетных картинок «Защитник». Учащийся должен рассмотреть серию картинок и ответить на следующие вопросы:

- О чем будет рассказ?

- Что произошло сначала? (За кошкой гнались собаки.)

- Кого увидела кошка? (Осла.)

- Где она увидела осла? (На лугу.)

- Что сделала кошка? (Кошка прыгнула ослу на спину.)

- А что сделали собаки? (Собаки бросились на осла.)

- Что произошло дальше? (Осел защитил кошку от собак.)

- Как можно назвать осла? (Защитником.)

- Какой мы составили текст? (Повествование.)

- Как мы его озаглавим? (Защитник.)

Далее ребенку предлагается составить рассказ «Защитник». Картинки не убираются. В случае затруднений задаются наводящие вопросы по содержанию сюжетной картинки.

2. Развитие внутреннего программирования отдельных высказываний (глубинно-семантического структурирования)

Коррекционная работа по развитию структурирования учитывает этапы формирования умственных действий детей (по П. Я. Гальперину). Умственное действие сначала формируется во внешнем плане (с использованием материальных опор: условных обозначений, схем, идеограмм), затем - в речевом плане. Далее коррекционное воздействие осуществляется в умственном плане, то есть мыслительные действия выполняются про себя.

Младшие школьники с дизорфографией при составлении предложений различной структуры не учитывают структурно-семантические отношения словоформ. В связи с этим первоначальные этапы коррекционной работы включают традиционные приемы составления предложений по схемам. Тренировочные упражнения опираются на уровень сформированности речи ребенка и включают одно-три предложения. Учитель задает вопросы по сюжетной картинке, помогая определить субъект действия (кто?), предикат (что делает?) и объект действия (что?). Уточняются условные обозначения, которые соотносятся с персонажами и действиями, изображенными на картинке:

Мальчик собирает грибы.

Предлагается по аналогии составить предложения к другим картинкам. При этом схемы предложений выкладываются под соответствующими картинками.

Формирование глубинно-семантической структуры у младших школьников с дизорфографией учитывает последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе и осуществляется в следующей последовательности (по Р. И. Лалаевой):

1) субъект (кто?) - предикат (что делает?);

2) субъект - предикат - объект (что?);

3) субъект - предикат - локатив (место действия);

4) субъект - предикат - объект - объект;

5) субъект - предикат - объект (что?) - локатив;

6) субъект - предикат - локатив (орудие действия);

7) атрибутивные отношения словоформ в высказывании.

Особое место занимает работа над содержанием изображения на картинке. С помощью вопросов («Кто это?», «Что это?») уточняется субъект действия. Далее выделяется объект действия и отношения между ними.

Таким образом, коррекционная работа направлена, прежде всего, на актуализацию предикатов и включает следующие упражнения.

1. Определение грамматико-синтаксической отнесенности слов (с опорой на сюжетную картинку). Учитель показывает картинку и называет предложение Мальчик катается на лыжах. Учащийся должен показать соответствующую схему предложения.

2. Определение грамматико-синтаксической отнесенности слов на слух. Логопед называет предложение. Учащемуся предлагается отобрать из нескольких образцов соответствующую схему, обосновать свой выбор.

3, Развитие операций грамматического структурирования [ (с использованием одного из субъектов). Учитель указывает на определенный персонаж картинки и называет его, а затем просит ребенка составить предложение.

4. Развитие синтаксических представлений (с использованием двух структурных компонентов высказывания). Учительназывает слова: имя существительное, глагол (щенок, бежать); имя существительное, имя прилагательное, глагол (цветок, полевой, расти); глагол, наречие (говорить, громко). Затем он просит придумать предложения с этими словами. В случае затруднений предлагается образец предложения и его схема.

5. Развитие синтаксических представлений (с опорой на несколько компонентов высказывания).

Материал - слова: велосипеды, дорога, мчаться, лесная, ребята.

Учащемуся предлагается придумать предложение, используя названные логопедом слова.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся с дизорфографией (в частности, включение в лексикон качественных и притяжательных имен прилагательных, наречий, местоимений) создает базу для дальнейшей работы по распространению двусоставного предложения, по формированию умения составлять сложные предложения, делать обобщения и выводы. Усложнение структуры предложения предполагает совершенствование навыков словоизменения и словообразования.

3.Практическое занятие 8. Развитие внутреннего программирования отдельных высказываний (глубинно-семантического структурировани)

Инструкция:

1. Приготовьте сюжетную картинку, по которой будите работать.

2.Приготовьте "материальные основы " (схемы, карточки-символы)

3.Продумайте этапы работы, разложите их на алгоритм по П. Я. Гальперину

4.Сформулируйте четкие инструкции на каждый этап работы

Критерии оценки:

"отлично" - студент готов к выполнению практического задания (приготовлены картинки, схемы, символы, карточки и пр, в работе выстроен четкий алгоритм действий). Студент понимает последовательность предлагаемых действий, хорошо ориентируется в предлагаемом материале.

"хорошо"-студент частично готов к выполнению практического задания (приготовлены картинки, схемы, символы, карточки и пр, в работе выстроен четкий алгоритм действий). Студент допускает единичные ошибки в определении последовательности предлагаемых действий, ориентируется в предлагаемом материале.

"удовлетворительно" - студент выборочно готов к выполнению практического задания (приготовлены картинки, схемы, символы, карточки и пр, в работе выстроен четкий алгоритм действий лишь к одному виду работы). Студент допускает многочисленные ошибки в определении последовательности предлагаемых действий, слабо ориентируется в предлагаемом материале.

Домашнее задание:

1)И.В. Прищепова стр 197 - 208 читать и учить

2)Привести пример каждого вида задания, встроенного в содержание индивидуально-коррекционного занятия по русскому языку (тема и класс - на выбор студента, но обязательно в соответствии с программным содержанием).



2016-01-26 759 Обсуждений (0)
Формирование внутреннего программирования связных высказываний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование внутреннего программирования связных высказываний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (759)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)