Формирование внутреннего программирования связных высказываний
А. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической речи. Материал - сюжетная картинка «На речке». Учащемуся предлагается познакомиться с содержанием картинки и ответить на следующие вопросы: - Куда пришли ребята? - Что они делают? Как можно сказать иначе? (Резвятся, бултыхаются, прыгают, барахтаются, плещутся, шалят, брызгаются). - Что делает собака? - Какое настроение у детей? Почему ты так решил? - Какое время года изображено на картинке? Как ты догадался? - Какой мы составили текст? (Текст-повествование.) - Как его озаглавим? Б. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогической формы речи. Материал - серия сюжетных картинок «Защитник». Учащийся должен рассмотреть серию картинок и ответить на следующие вопросы: - О чем будет рассказ? - Что произошло сначала? (За кошкой гнались собаки.) - Кого увидела кошка? (Осла.) - Где она увидела осла? (На лугу.) - Что сделала кошка? (Кошка прыгнула ослу на спину.) - А что сделали собаки? (Собаки бросились на осла.) - Что произошло дальше? (Осел защитил кошку от собак.) - Как можно назвать осла? (Защитником.) - Какой мы составили текст? (Повествование.) - Как мы его озаглавим? (Защитник.) Далее ребенку предлагается составить рассказ «Защитник». Картинки не убираются. В случае затруднений задаются наводящие вопросы по содержанию сюжетной картинки. 2. Развитие внутреннего программирования отдельных высказываний (глубинно-семантического структурирования) Коррекционная работа по развитию структурирования учитывает этапы формирования умственных действий детей (по П. Я. Гальперину). Умственное действие сначала формируется во внешнем плане (с использованием материальных опор: условных обозначений, схем, идеограмм), затем - в речевом плане. Далее коррекционное воздействие осуществляется в умственном плане, то есть мыслительные действия выполняются про себя. Младшие школьники с дизорфографией при составлении предложений различной структуры не учитывают структурно-семантические отношения словоформ. В связи с этим первоначальные этапы коррекционной работы включают традиционные приемы составления предложений по схемам. Тренировочные упражнения опираются на уровень сформированности речи ребенка и включают одно-три предложения. Учитель задает вопросы по сюжетной картинке, помогая определить субъект действия (кто?), предикат (что делает?) и объект действия (что?). Уточняются условные обозначения, которые соотносятся с персонажами и действиями, изображенными на картинке: Мальчик собирает грибы. Предлагается по аналогии составить предложения к другим картинкам. При этом схемы предложений выкладываются под соответствующими картинками. Формирование глубинно-семантической структуры у младших школьников с дизорфографией учитывает последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе и осуществляется в следующей последовательности (по Р. И. Лалаевой): 1) субъект (кто?) - предикат (что делает?); 2) субъект - предикат - объект (что?); 3) субъект - предикат - локатив (место действия); 4) субъект - предикат - объект - объект; 5) субъект - предикат - объект (что?) - локатив; 6) субъект - предикат - локатив (орудие действия); 7) атрибутивные отношения словоформ в высказывании. Особое место занимает работа над содержанием изображения на картинке. С помощью вопросов («Кто это?», «Что это?») уточняется субъект действия. Далее выделяется объект действия и отношения между ними. Таким образом, коррекционная работа направлена, прежде всего, на актуализацию предикатов и включает следующие упражнения. 1. Определение грамматико-синтаксической отнесенности слов (с опорой на сюжетную картинку). Учитель показывает картинку и называет предложение Мальчик катается на лыжах. Учащийся должен показать соответствующую схему предложения. 2. Определение грамматико-синтаксической отнесенности слов на слух. Логопед называет предложение. Учащемуся предлагается отобрать из нескольких образцов соответствующую схему, обосновать свой выбор. 3, Развитие операций грамматического структурирования [ (с использованием одного из субъектов). Учитель указывает на определенный персонаж картинки и называет его, а затем просит ребенка составить предложение. 4. Развитие синтаксических представлений (с использованием двух структурных компонентов высказывания). Учительназывает слова: имя существительное, глагол (щенок, бежать); имя существительное, имя прилагательное, глагол (цветок, полевой, расти); глагол, наречие (говорить, громко). Затем он просит придумать предложения с этими словами. В случае затруднений предлагается образец предложения и его схема. 5. Развитие синтаксических представлений (с опорой на несколько компонентов высказывания). Материал - слова: велосипеды, дорога, мчаться, лесная, ребята. Учащемуся предлагается придумать предложение, используя названные логопедом слова. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся с дизорфографией (в частности, включение в лексикон качественных и притяжательных имен прилагательных, наречий, местоимений) создает базу для дальнейшей работы по распространению двусоставного предложения, по формированию умения составлять сложные предложения, делать обобщения и выводы. Усложнение структуры предложения предполагает совершенствование навыков словоизменения и словообразования. 3.Практическое занятие 8. Развитие внутреннего программирования отдельных высказываний (глубинно-семантического структурировани) Инструкция: 1. Приготовьте сюжетную картинку, по которой будите работать. 2.Приготовьте "материальные основы " (схемы, карточки-символы) 3.Продумайте этапы работы, разложите их на алгоритм по П. Я. Гальперину 4.Сформулируйте четкие инструкции на каждый этап работы Критерии оценки: "отлично" - студент готов к выполнению практического задания (приготовлены картинки, схемы, символы, карточки и пр, в работе выстроен четкий алгоритм действий). Студент понимает последовательность предлагаемых действий, хорошо ориентируется в предлагаемом материале. "хорошо"-студент частично готов к выполнению практического задания (приготовлены картинки, схемы, символы, карточки и пр, в работе выстроен четкий алгоритм действий). Студент допускает единичные ошибки в определении последовательности предлагаемых действий, ориентируется в предлагаемом материале. "удовлетворительно" - студент выборочно готов к выполнению практического задания (приготовлены картинки, схемы, символы, карточки и пр, в работе выстроен четкий алгоритм действий лишь к одному виду работы). Студент допускает многочисленные ошибки в определении последовательности предлагаемых действий, слабо ориентируется в предлагаемом материале. Домашнее задание: 1)И.В. Прищепова стр 197 - 208 читать и учить 2)Привести пример каждого вида задания, встроенного в содержание индивидуально-коррекционного занятия по русскому языку (тема и класс - на выбор студента, но обязательно в соответствии с программным содержанием).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (759)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |