Развитие умения находить слова-омонимы
А. Нахождение омонимов. Речевой материал - стихотворение: Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. Д. Лукич - Кто вы? - Мы - лисички, - Дружные сестрички. - Ну а вы-то кто же? - Мы лисички тоже! - Как, с одной-то лапкой? - Нет, еще со шляпкой. А. Шибаев Ученика просят назвать слова стихотворений, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение (второй класс), омонимы (третий класс). Б. Объяснение значения омонимов. Речевой материал - слова: мир, полотно, ракета, высота, язык. Учащемуся предлагается назвать все значения указанных слов, составить с ними предложения. В, Подбор синонимов к каждому значению. Материал - карточка со словом сырой. Ребенку предлагается прочитать слово и на концах стрелок написать два слова, отражающие значение данного. Затем к каждому из написанных необходимо дописать синоним, например: СЫРОЙ (влажный, мокрый) (незрелый, зеленый) Г. Подбор антонимов к каждому значению. Материал - слова СЫРОЙ, СВЕЖИЙ. Логопед просит подобрать к каждому слову по два антонима, например: СЫРОЙ СВЕЖИЙ - (сухой) (пропеченный) „(черствый) "(теплый) Развитие умения узнавать слова и объяснять их значения A. Узнавание слов по описанию (имен существительных). Материал - предметы и картинки с изображением пчелы, самолета, стола, норы, тарелки. Учитель описывает определенный предмет или то, что изображено на картинке, а учащийся называет и показывает. Б. Выделение имен существительных среди других частей речи. Речевой материал - слова: парта, дом, море, взошла, крыша; ложка, солнце, оловянный, дверь, моряк. Ученик должен найти «лишнее» слово и аргументировать свое решение. B. Замена словосочетания, обозначающего действие, одним словом. Речевой материал - словосочетания: посмотреть вправо, влево, назад, вперед; передвигаться по воздуху; двигаться по воде; говорить очень тихо, водить за нос, тянуть кота за хвост. Ученика просят заменить словосочетание одним словом (глаголом). Г. Объяснение значения глаголов. Речевой материал - слова: вычитать, петь, плясать, бегать, ловить, плакать, рассмешить. Логопед называет слово и просит объяснить его значение, ответив на вопрос «Что значит?». Д. Развитие умения соотносить предмет и его признак. Материал - картинки с изображением ежа, стакана, цыпленка, снеговика, апельсина. Учитель показывает картинки. Называет их персонажи и предлагает указать как можно больше предметов и персонажей, имеющих такой же признак. Например, Еж колючий. Щетка тоже колючая. Злой взгляд человека также называют колючим. Е. Характеристика предмета по заданным признакам. Материал - картинки, с изображениями яблока, арбуза, вишни, лимона, дыни. Школьнику предлагается охарактеризовать соответствующие предметы по цвету, форме, величине, вкусу. Ж. Соотнесение названия признака предмета и лексического значения слова. Материал - слова: багряный, длинный, гадалка, благородный, богатый, догадливый, добрый; - карточки с описаниями: 1) тот, кто имеет много денег или других ценностей; 2) тот, кто делает добро; 3) темно-красный, пурпурный цвет; 4) высоконравственный, честный человек; 5) высокий человек; 6) сообразительный; 7) гадающий на картах. Логопед произносит слово и просит ученика показать карточку, на которой содержится толкование значения данного слова. 3. Объяснение значения имен прилагательных. Речевой материал - слова: грустная, грязный, покрытая, крепкое, прозрачный. Учащегося просят объяснить значение слов с помощью вопросов «Это какой?», или «Что такое?», или «Кто такая?». Развитие умения выделять и объяснять переносное значение словосочетаний и предложений A. Объяснение значения слов в словосочетаниях и предложениях. Материал - словосочетания: золотые руки, умные вещи, тяжелый взгляд, летящая походка; предложения: Его мысли были далеко от дома. Сердце бабушки от радости было готово выпрыгнуть наружу. Учитель просит прослушать словосочетание (предложение) и объяснить его значения (прямое и переносное). Б. Объяснение образных выражений. Материал - стихотворение «Ноги в руки»: Как это принято у змей, Кусают за ногу гадюки, А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги в руки! Б. Заходер Процедура и инструкция - те же. B. Нахождение устойчивых оборотов и объяснение их значений. Речевой материал - стихотворение: По узкой тропинке гусиным шажком Гусиное войско шагает гуськом. А. Санин Школьника просят внимательно прослушать двустишие, найти устойчивые обороты и объяснить их значения. Г. Актуализация устойчивых оборотов с заданными словами. Материал - слова: голова, нос, рука, нога, палец, ухо, зуб, язык. Ученику предлагается прочитать слова, вспомнить и назвать устойчивые обороты с каждым из них (например: зарубить на носу). Д. Объяснение значения пословиц, поговорок. Материал - пословицы, поговорки: Встречают по одежке, а провожают по уму. Один в поле не воин. Волков бояться - в лес не ходить. И воробей на кошку чирикает. Что посеешь, то и пожнешь; что пожнешь, то и посеешь. Делу - время, потехе - час. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Ученик должен прослушать поговорки и пословицы, объяснить значение каждой из них.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |