Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 1. «Предприятие в условиях рыночной экономики»



2016-01-26 561 Обсуждений (0)
Тема № 1. «Предприятие в условиях рыночной экономики» 0.00 из 5.00 0 оценок




Частное образовательное учреждение

Высшего образования

Волгоградский институт бизнеса

 

Экономика (организаций) предприятий

 

 

Лекции (конспекты лекций)

 

Материалы допускаются к использованию в учебном процессе

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2011г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2012г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2013г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2014г.

 

Преподаватель __________ / ___________________

Заведующий кафедрой __________ / ___________________

«___»_____________ 2015г.

 


Содержание

Тема № 1. «Предприятие в условиях рыночной экономики». 3

Тема № 2. «Экономическая стратегия развития и бизнес-планирование предприятия». 10

Тема № 3. «Экономические ресурсы предприятия». 15

Тема № 4. «Объем производства и реализации продукции: анализ и планирование». 21

Тема № 5. «Оплата труда работников предприятий, анализ и планирование показателей по труду и заработной плате» 26

Тема № 6. «Издержки и затраты предприятий: понятие, сущность, порядок анализа и планирования». 33

Тема № 7. «Экономическая сущность и источники доходов предприятий, их анализ и планирование». 38

Тема № 8. «Сущность прибыли, ее анализ и планирование». 40

Тема № 9. «Формирование цен на продукцию предприятия». 42

Тема № 10. «Налогообложение предприятия». 47

Тема № 11. «Конкурентоспособность предприятия и его продукции». 57

Тема № 12. «Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия». 59

Тема № 13. «Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия». 65

 


Тема № 1. «Предприятие в условиях рыночной экономики»

План:

  1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики: функции, структура, формы и виды.
  2. Производственная и организационная структуры предприятия.
  3. Интеграционные формы предприятий.
  1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики: функции, структура, формы и виды.

В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется предприятию, так как именно здесь решаются основные вопросы экономики: именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие -это самостоятельный, обособленно действующий хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

Значимость предприятия определяется тем, что оно:

- производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги, составляющие основу жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом;

- является главным субъектом отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, реализации, распределения и потребления продукции;

- формирует спрос на факторы производства, технологические и продуктовые инновации, организационно-управленческие нововведения;

- представляет собой один из важнейших источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Функции предприятия:

1) выпуск высококачественной продукции, систематическое ее обновление, оказание услуг в соответствии со спросом и производственными возможностями;

2) рациональное использование производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости;

3) разработка стратегии и тактики поведения предприятия, их корректировка в зависимости от обстоятельств;

4) внедрение новшеств в производство, управление и организацию труда;

5) забота о работниках, росте квалификации, жизненного уровня, создание благоприятного психологического климата в коллективе;

6) обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержка высокого имиджа;

7) проведение гибкой ценовой политики и другие.

Классификация предприятий:

1. по виду и характеру деятельности:

- предприятия производственной сферы (промышленные, сельскохозяйственные и др.);

- предприятия непроизводственной сферы (кредитно-финансовые, торговые, транспортные и др.);

2. по размерам предприятия:

- крупные (свыше 1000);

- средние (до 500);

- малые (до 100);

3. по формам собственности:

- государственные;

- муниципальные;

- кооперативные;

- частные и иные;

4. по принадлежности капитала:

- национальные;

- иностранные;

- смешанные (совместные) или многонациональные;

5. по структуре производства:

- узкоспециализированные;

- многопрофильные;

6. по организационно-правовым формам:

- полное товарищество;

- товарищество на вере (коммандитное) товарищество;

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- акционерное общество;

- производственные кооперативы (артели);

- унитарные предприятия и другие.

По типу организационно-правовой структурыхозяйственные объединения создаются в различных формах, основные из них рассмотрим настоящем пособии

Производственным кооперативом (артелью)признается добровольное объединение граждан, образованное для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности.

Создание и деятельность кооператива (артели) основано наличном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов его членов. Кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией, имеет фирменное наименование. Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее пяти человек.

Имущество образуется за счет паевых взносов членов кооператива, прибыли от собственной деятельности, кредитов, иных допускаемых законодательством источников.

Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. При этом пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов, за исключением неделимого фонда.

Передача пая влечет за собой прекращение членства в кооперативе.

Кооператив не вправе выпускать акции для пополнения паевого фонда и уставного капитала.

Деятельность кооператива осуществляется на основе устава.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Для образования фирмы в виде товарищества достаточно двух учредителей.

На основе протокола и учредительного договора составляется устав по стандартному образцу.

Полным товариществом признается объединение двух и более предпринимателей (участников). Создаваемая ими фирма (путем объединения капитала и заключения договора) предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) имущественную ответственность участников по обязательствам товарищества.

Изменение состава участников товарищества влечет за собой прекращение его деятельности.

Товариществом на вере (коммандитным, или смешанным товариществом)признается объединение, в котором один или несколько его действительных, членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.

Фирмы, образованные на основе общества с ограниченной ответственностью, - это производственные и иные коммерческие организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности и получения дохода. Такие общества являются юридическими лицами. Согласно российскому законодательству, число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела (допустим, 50 участников), установленного для подобного общества. В противном случае в течение года оно подлежит преобразованию в акционерное общество.

Участники общества с ограниченной ответственностью несут материальную ответственность в пределах их вкладов.

Общество может состоять из двух и более участников.

Высшим органом общества является общее собрание. Члены общества могут участвовать в управлении в порядке, определяемом учредительными документами, получать часть прибыли (дивиденды) от деятельности общества, а также информацию об этой деятельности. Участники общества обязаны вносить вклады в порядке, размере и способами, предусмотренными учредительными документами.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)- это разновидность хозяйственных обществ. Особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части - одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов. В случае банкротства одного из участников его дополнительная ответственность пропорционально распределяется между остальными участниками.

Акционерное общество (АО)представляет собой форму объединения средств производства и капитала за счет выпуска, размещения и продажи акций.

Акционерное общество создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), которые объединяют свой капитал, представленный в форме установленного ими количества ценных бумаг (акций), предназначенных для продажи. Пуская в коммерческий оборот акции, их владельцы ставят целью извлечение прибыли.

Акционерное общество функционирует обычно бессрочно,

Передача доли собственности (акций) осуществляется через продажу акций

Уставный капитал АО представляет собой определенную номинальную стоимость суммы акций, приобретенных акционерами, Размер уставного капитала определяется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала его деятельности. Общество несет ответственность перед кредиторами в пределах не только уставного капитала, но и всей стоимости его имущества. Стоимость имущества АО может превосходить уставный капитал или быть равным ему.

Уставный капитал АО пополняется двумя способами: через продажу акции; через распределение дополнительных акций среди учредителей.

В первом случае образуется открытое АО, во втором - закрытое. Акции открытого акционерного общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого акционерного общества распределяются среди его участников, их передача третьим лицам осуществляется только при согласии членов общества. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать нормы, установленной законом. В противном случае оно подлежит преобразованию в течение года в открытое акционерное общество. Разновидностью закрытого акционерного общества могут быть так называемые народные предприятия.

Акция- ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем установленной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода - дивиденда из прибыли указанного общества.

Именная акция закрепляется за акционером посредством занесения его фамилии в саму акцию и в книгу записей. Передача именной акции (прав на нее) осуществляется путем передаточной надписи и отражением ее в книге общества.

Акция на предъявителя подобно деньгам принадлежит ее фактическому владельцу и не закрепляется за каким-либо конкретным лицом. Свободная передача такой акции другому лицу означает автоматическую смену ее владельца.

Простые акции позволяют получать доход в зависи­мости от результатов деятельности АО, а также принимать учас­тие в управлении и голосовании на общем собрании акционеров.

Привилегированные акции отличаются от простых заранее установленной суммой дохода (дивиденда) на акцию независимо от результатов работы АО, а также первоочередностью выплат возвратных сумм при ликвидации АО или его реорганизации. Привилегированные акции не дают права голоса на общем собрании акционеров.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления обществом. Участие в нем позволяет реализовать право управления членов АО, владеющих простыми акциями. Количество принадлежащих акционеру простых акций определяет и количество голосов на общем собрании (одна акция - один голос).

Совет директоров осуществляет руководство стратегической деятельностью общества.

Для текущего административного руководства обществом назначается единоличный исполнительный орган - Генеральный директор, а при необходимости коллегиальный исполнительный орган - Правление.

Контроль за деятельностью исполнительного органа осуществляется ревизионной комиссией, создаваемой собранием акционеров.

Унитарное предприятие- это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым, и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) маркетинговая деятельность (комплексное изучение рынка);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения(пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения и т.д.)

Только при эффективно организованной деятельности всех направлений предприятие имеет возможность оставаться «на плаву» и успешно функционировать.

С целью придания определенных направлений хозяйственной деятельности и достижения желаемых результатов человек сознательно воздействует на объекты, процессы и участие в них людей, такая система управления называется экономическим механизмом.

Экономический механизм регулирования хозяйственной деятельности - это инструменты управления экономикой, экономические рычаги, включающие систему цен и тарифов, финансово-кредитные рычаги (кредиты, доходы, расходы, прибыль и др.), налоги и т. п.

Экономический механизмидентичен понятию управления экономическим процессом и представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических форм, методов и инструментов управления экономическими процессами, с помощью которого оказывается воздействие на хозяйственную деятельность и обеспечивается достижение поставленных целей.

Процесс воздействия на хозяйственную деятельность осуществляется посредством прямых (командных) методов управления и на основании косвенных, рыночных взаимосвязей.

Прямые методы находят свое проявление, прежде всего, внутри каждого хозяйствующего субъекта, а также на макроуровне - в регулировании деятельности государства.

Рыночные начала выполняют роль основной формы экономических связей в обществе и особенно в отношениях между хозяйствующими субъектами. Их преобладание в системе мер по воздействию на экономическую деятельность и формирует модель рыночного типа.

Экономический механизм имеет определенную структуру. Основными элементами являются:

1. Экономический интерес выражается в экономической выгоде, в заинтересованности постоянно повышать рентабельность торгового предприятия. Такая мотивация способствует расширению масштабов торговой деятельности, стремлению экономно вести дело, осуществлять нововведения.

2. Коммерческий расчет нацелен на обоснование целесообразности как отдельных операций, так и деятельности всего предприятия в целом. Такое обоснование требует расчетов принимаемых решений (прогнозировании цен, об учете тарифов за различные услуги, о ставках банковского кредита, налогов), участия в их принятии специалистов (экономистов, финансистов, технологов, менеджеров и др.), оценки рыночной стратегии. Важное место занимает и предварительная оценка своей конкурентоспособности, которая оказывает значительное влияние на конечные результаты предприятия.

3. Материальное стимулирование способствует тому, чтобы каждый из участников экономической деятельности (производитель, потребитель, покупатель) вел себя желаемым образом и обеспечивал выгоду в интересах лиц, применяющих стимулирование. В качестве таких стимулов используются заработная плата, премирование, различные формы вознаграждения, предоставление льгот, предоставление дефицитных товаров и продуктов, передача в собственность имущества, предоставление кредитов и т.д.

4. Планирование. Каждому предприятию и предпринимателю необходимо самостоятельно определять свои цели. Надо заранее предусмотреть сумму товарооборота и ресурсное обеспечение, определить доходы и расходы, необходимую численность работников, возможную рентабельность. От этих показателей зависит стратегия и тактика поведения предпринимателей на рынке. Составление прогнозов производства и потребления в зависимости от потребностей в том или ином продукте, маркетинговая деятельность дает возможность предвидеть реакцию потребителя и эффективно составить программу производства.

5. Ценообразование. Цены складываются на свободном рынке под влиянием спроса и предложения и играют решающую роль в предпринимательском деле, в обеспечении конкурентоспособности предприятия, в планировании его деятельности, в приспособлении ассортимента выпускаемых и реализуемых товаров к рыночной конъюнктуре. Она регулирует взаимоотношения между партнерами, между торговым предприятием и покупателями, оказывая влияние на их поведение.

6. Механизм налогообложения регулирует отношения предприятий и отдельных предпри­нимателей с государством. Налоговая система призвана стимулировать развитие предпринимательской деятельности, рост инвестиций и одновременно обеспечивать формирование необходимых доходов бюджета.

Организационные формы управления должны соответствовать объему деятельности, обеспечивать мобильность и гибкость в принятии решений, учитывать специфику отрасли и формы собственности.

 

  1. Производственная и организационная структуры предприятия.

Необходимым условием успешной деятельности предприятия является рациональное построение его производственной и организационной структуры.

Структура предприятия- это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект

Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.

Под производственной структурой предприятия понимается состав и взаимосвязь образующих его цехов, участков и служб в процессе производства продукции.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на важнейшие экономические показатели предприятия: качество продукции, рост производительности труда, величину издержек производства, эффективность использования ресурсов.

Главными элементами производственной структуры предприятия являются цехи, участки и рабочие места.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции.

Все цехи промышленного предприятия обычно делятся на основные и вспомогательные. В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции для реализации. Основные цехи делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. К вспомогательным цехам обычно относятся такие подразделения и участки предприятия, которые непосредственно не связаны с основным производством: инструментальный, ремонтный, энергетический и др.

На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала - по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору.

В состав цехов входят участки, которые создаются по технологическому или предметному принципу, например, токарный, фрезерный, шлифовальный, слесарный, участки по изготовлению части готового продукта.

Рабочееместо - это зона нахождения работника и средств приложения его труда, которая определяется на основе технических и эргономических нормативов и оснащается техническими и прочими средствами, необходимыми для исполнения работником поставленной перед ним конкретной задачи.

От уровня организации рабочих мест, обоснованного определения их количества и специализации, согласования их работы во времени, рациональности их расположения в цехах существенно зависят результаты работы предприятия.

Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия - функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения их нормальной эффективности работы.

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Различают несколько типов организационных структур.

Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления, т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения (либо функциональные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Функциональная структура управления обычно применяется на крупных предприятиях.

При линейно-функциональной структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает.

Линейно-функциональные структуры управления используются в большинстве предприятий.

Дивизиональная (или отделенческая) структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках.

Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур - проектные и матричные.

Проектная структура - это временные органы управления, созданные для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

В матричной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство.

Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия.

При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.

Инфраструктура предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым, создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

 

  1. Интеграционные формы предприятий.

На современном этапе развития рыночных отношений в экономике происходит структурная перестройка промышленного производства. Цель ее – создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм, физические лица объединяют свои усилия. Таким образом, осуществляется интеграция предприятия. Рассмотрим основные формы интеграционных предприятий.

Корпорация- это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.

Хозяйственные ассоциации- договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности. Ассоциации относятся к одной из самых мягких форм объединения, минимально ограничивающих действия входящих в них членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом входить в любые другие ассоциации.

Концерны- форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей. В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений.

Холдинговые компании(холдинг-компании) характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры. Холдинг способен централизовать и перераспределять финансовые средства своих участников.

Консорциум- временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления.

Финансово-промышленные группы (ФПГ)- совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Обязательным условием создания должно быть наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. Если в составе участников имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, то финансово-промышленная группа регистрируется как транснациональная.

Ассоциация- это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. Ассоциация - орган с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнерами. Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация.

Картельпредставляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта (иногда, производства) с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерен договорный характер объединения и сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность.

Синд



2016-01-26 561 Обсуждений (0)
Тема № 1. «Предприятие в условиях рыночной экономики» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 1. «Предприятие в условиях рыночной экономики»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)