Инновационная деятельность предприятия
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие. В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. В общем плане инновации - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии; закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:
Сущность инновационного предпринимательства. Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:
Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: - поиск новой идеи и ее оценка; - составление бизнес-плана; - поиск необходимых ресурсов; - управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. Для предпринимателя важно выделить для себя информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источниками могут быть знания: - о рынке и его потребностях; - о появлении новых технологий, материалов, способов производства; - о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным - товаром. Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:
После формирования инновационных идей перед фирмой встает задача отбора наиболее перспективных из них. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства и необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой. Стратегия инвестиционной деятельности при финансировании инновационных проектов базируется на определении приоритетов. Формализированные оценки, вырабатываемые из целей инвестиционной деятельности, позволяют отбирать предпочтительные инновационные проекты. Основными критериями отбора проектов являются: 1. направленность проекта на внедрение результатов научных исследований; 2. наличие соглашения об использовании интеллектуальной собственности с организацией-разработчиком; 3. научно-технический уровень разработки; 4. конкурентоспособность научно-технической продукции; 5. масштабность сферы применения результатов проекта; 6. наличие квалифицированной команды, реализующей проект; 7. наличие диверсифицированных источников финансирования проекта; 8. допустимый объем кредитования; 9. минимально допустимая прибыль и рентабельность; 10. социально-экономическое значение результатов проекта для конкретного региона (количество новых рабочих мест, увеличение объема налоговых поступлений в бюджет); 11. отсутствие вредного воздействия на окружающую среду. Каждый проект должен иметь четкую цель, что позволит оценить полученный результат, однако, окончательный успех любого проекта определяет рынок. Все проекты проходят процедуру экспертизы. На основании экспертизы принимается решение о целесообразности и объеме финансирования. Экспертиза состоит из следующих этапов: Предварительная экспертиза проекта - отбираются проекты, которые практически реализуемы и имеют ясный экономический эффект. При этом учитывается: - соответствие проекта целям инвестора; - привлекаемые при выполнении проекта ресурсы и отраслевая ориентация; - принадлежность созданной (создаваемой) интеллектуальной собственности; - уровень риска. Комплексная экспертиза содержит:
- практический опыт руководителей; - деловой опыт компании; - собственные средства исполнителя проекта; - объемы работ на предприятии; - наличие квалифицированного персонала.
- определение потенциальной емкости рынка; - конкурентоспособность; - вероятный объем продаж и доля рынка; - ценообразование.
- уникальность; - патентная защищенность; - наличие сырья и материалов; - техническая оценка; - оценка экологических и социальных последствий.
- оценка инвестиционных затрат; - распределение средств по этапам проекта; - период возврата средств; - механизм возврата средств; - финансовый риск проекта; - рентабельность. Подготовка заключения - содержит вывод о целесообразности выполнения и финансирования инновационного проекта. В процессе предварительной оценки проекта инновационных предприятий основной упор делается на качественный анализ. Количественные оценки носят вспомогательный характер и служат для корректировки и более точной интерпретации полученных качественных оценок. Анализ инновационных проектов должен привести к формированию «инновационного» портфеля, соответствующего критериям доходности и риска. Для различных отраслей набор критериев и показателей, характеризующих инновационные риски, может существенно варьироваться. Однако перечисленные критерии могут оказаться уместными при оценке большинства инновационных проектов. Следует отметить, что наибольшую ценность, в данном случае, представляет не трансформация перечня значимых факторов, а сбор объективной проектной информации.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |