Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновационная деятельность предприятия



2016-01-26 376 Обсуждений (0)
Инновационная деятельность предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.

В общем плане инновации - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии; закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Различают следующие виды инноваций:

по степени радикальности (новизны) - базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники; - улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; - псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии;
по характеру применения - продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов; - технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; - комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;
по стимулу появления (источнику) - инновации, вызванные развитием науки и техники; - инновации, вызванные потребностями производства; - инновации, вызванные потребностями рынка;
по роли в воспроизводственном процессе - инновации потребительские; - инновации инвестиционные;
по масштабу - инновации сложные (синтетические); - инновации простые

Сущность инновационного предпринимательства. Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:

  1. усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;
  2. определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;
  3. необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники: повышением технического уровня производства:
  4. необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
  5. спецификой процесса научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;
  6. увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
  7. быстрым моральным старением техники и технологии;
  8. объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии:

- поиск новой идеи и ее оценка;

- составление бизнес-плана;

- поиск необходимых ресурсов;

- управление созданным предприятием.

Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие.

Для предпринимателя важно выделить для себя информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею.

Такими источниками могут быть знания:

- о рынке и его потребностях;

- о появлении новых технологий, материалов, способов производства;

- о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным

- товаром.

Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:

1. потребители, т. е. изучение потребительского спроса 2. ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг 3. конкуренты: в некоторых случаях их деятельность, направленная на изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи
4. торговые агенты, дилеры и прочие посредники 5. консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности 6. непосредственно работники предприятия

 

После формирования инновационных идей перед фирмой встает задача отбора наиболее перспективных из них. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства и необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.

Стратегия инвестиционной деятельности при финансировании инновационных проектов базируется на определении приоритетов. Формализированные оценки, вырабатываемые из целей инвестиционной деятельности, позволяют отбирать предпочтительные инновационные проекты. Основными критериями отбора проектов являются:

1. направленность проекта на внедрение результатов научных исследований;

2. наличие соглашения об использовании интеллектуальной собственности с организацией-разработчиком;

3. научно-технический уровень разработки;

4. конкурентоспособность научно-технической продукции;

5. масштабность сферы применения результатов проекта;

6. наличие квалифицированной команды, реализующей проект;

7. наличие диверсифицированных источников финансирования проекта;

8. допустимый объем кредитования;

9. минимально допустимая прибыль и рентабельность;

10. социально-экономическое значение результатов проекта для конкретного региона (количество новых рабочих мест, увеличение объема налоговых поступлений в бюджет);

11. отсутствие вредного воздействия на окружающую среду.

Каждый проект должен иметь четкую цель, что позволит оценить полученный результат, однако, окончательный успех любого проекта определяет рынок.

Все проекты проходят процедуру экспертизы. На основании экспертизы принимается решение о целесообразности и объеме финансирования. Экспертиза состоит из следующих этапов:

Предварительная экспертиза проекта - отбираются проекты, которые практически реализуемы и имеют ясный экономический эффект. При этом учитывается:

- соответствие проекта целям инвестора;

- привлекаемые при выполнении проекта ресурсы и отраслевая ориентация;

- принадлежность созданной (создаваемой) интеллектуальной собственности;

- уровень риска.

Комплексная экспертиза содержит:

  1. оценку участников проекта:

- практический опыт руководителей;

- деловой опыт компании;

- собственные средства исполнителя проекта;

- объемы работ на предприятии;

- наличие квалифицированного персонала.

  1. оценку текущего и перспективного рынка:

- определение потенциальной емкости рынка;

- конкурентоспособность;

- вероятный объем продаж и доля рынка;

- ценообразование.

  1. технологический уровень разработки:

- уникальность;

- патентная защищенность;

- наличие сырья и материалов;

- техническая оценка;

- оценка экологических и социальных последствий.

  1. оценка экономической эффективности проекта:

- оценка инвестиционных затрат;

- распределение средств по этапам проекта;

- период возврата средств;

- механизм возврата средств;

- финансовый риск проекта;

- рентабельность.

Подготовка заключения - содержит вывод о целесообразности выполнения и финансирования инновационного проекта.

В процессе предварительной оценки проекта инновационных предприятий основной упор делается на качественный анализ. Количественные оценки носят вспомогательный характер и служат для корректировки и более точной интерпретации полученных качественных оценок.

Анализ инновационных проектов должен привести к формированию «инновационного» портфеля, соответствующего критериям доходности и риска. Для различных отраслей набор критериев и показателей, характеризующих инновационные риски, может существенно варьироваться. Однако перечисленные критерии могут оказаться уместными при оценке большинства инновационных проектов. Следует отметить, что наибольшую ценность, в данном случае, представляет не трансформация перечня значимых факторов, а сбор объективной проектной информации.



2016-01-26 376 Обсуждений (0)
Инновационная деятельность предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновационная деятельность предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)