Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Супервайзинг обзор текущего состояния в РФ. История супервайзинга в России



2016-01-26 1219 Обсуждений (0)
Супервайзинг обзор текущего состояния в РФ. История супервайзинга в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главная цель супервайзинга заключается в повышении эффективности вложения инвестиций в бурение и нефтегазодобычу путём контроля и управления производственными процессами нефтегазодобывающими предприятиями (НГДП) посредством супервайзинговых подразделений и/или независимых фирм.

Статистика по результатам проведенных ведущими нефтегазовыми компаниями тендеров на услуги супервайзинга показывает, что рынок предложений в этом виде сервиса за пять лет удвоился и практически сформировался, охватив более 80% объема строительства скважин и забурки боковых стволов, в том числе освоения, капитального и текущего ремонта скважин.

Буровой супервайзинг (БС) создан в начале 90-х как отклик на проблемы нефтегазовых компаний в необходимости организации контроля за качеством и ТЭП бурения в условиях исхода из Управлений буровых работ (УБР) в сервисные фирмы (СФ) технологических переделов (телеметрия, растворы, забойные двигатели, долота, тампонаж, отбор керна и пр.). Исходя из философской категории ООЗ и приложения ее к развитию бурового супервайзинга, опираясь на 20-летний опыт, спрогнозируем дальнейшее его развитие.

На первом этапе БС до середины 90-х держателем новых прогрессивных технологий стал отечественный частный сервис в результате создания научными работниками на базе научно-исследовательских институтов и опытного производства заводов нефтегазового оборудования множества малых предприятий (Радиус-Сервис, Пакер, Акватик и пр.) и зарубежный, получивший упрощенные правила предпринимательской деятельности на территории бывшего СССР (Шлюмберже, Халибартон, Бейкер-Хьюз и пр.). Нефтедобывающие предприятия (НГДП) заключали прямые договора с СФ, не видя перспектив инвестирования в УБР, которые начали акционироваться, становиться самостоятельными, заключать договора с другими добывающими компаниями. В результате акционирования и раздела основных средств УБР лишились инвестиций на переоснащение своего сервиса и тем более на создание новых видов капиталоемких услуг, как телеметрия, биополимерные растворы, колтюбинговые технологии и пр. Таким образом на буровом объекте помимо бурового подрядчика появились неподотчетные ему СФ, что потребовало контроля и координации действий самостоятельных предприятий на объекте для достижения конечной цели - построенной скважины. При НГДП сформировались службы технико-технологического контроля (надзора), которые стали основой бурового супервайзинга. Единичный частный БС возникает на поле малых нефтяных компаний, для которых нецелесообразно создание своего БС в виду малых и прерывистых объемов буровых работ. Так малое сервисное предприятие в области проектирования и технологического сопровождения горизонтальных скважин «Горизонт-сервис» впервые в РФ оказало супервайзинговые услуги АНК МАГМА, буровым подрядчиком которой было частное предприятие СпецУБР-СТ.

На втором этапе БС во второй половине 90-х образованные ВИНК создают свои управленческие подразделения по строительству скважин (УСС), использующие инженерно-технический персонал бывших УБР.УСС как правило возглавлялись генеральными директорами Буровых компаний, совмещающими должность зам. генерального директора по бурению НГДП. Второй этот этап характеризуется расцветом бурового супервайзинга, увеличением персонала и подразделений буровой направленности внутри ВИНК.

На третьем этапе в началепервого десятилетия нового века полного выхода УБР, как непрофильных активов, из-под контроля ВИНК путем продажи акций ускорились дезинтеграционные процессы перехода бурового сервиса к раздельному, когда буровой подрядчик все чаще стал предоставлять буровые услуги обслуживания буровой и процесса углубления скважины без сопутствующих технологий. ВИНК стало обременительно содержать стремительно увеличивающуюся армию супервайзеров, в том числе и по причине распространения супервайзинга и на другие виды сервисных услуг: ЗБС, КРС, ТКРС, ГРП и пр. Наступил период расформирования внутреннего супервайзинга и взрывного увеличения числа независимых фирм по оказанию супервайзинговых услуг. Естественно в условиях отсутствия жестких требований со стороны ВИНК к качеству супервайзинга квалификационный состав и тем более управленческий был крайне разнородным.

Четвертый этап 2005-2010 гг. ознаменован упорядочением супервайзинговой деятельности со стороны ВИНК как заказчика посредством выработки правил игры на этом поле услуг с использованием нового инструмента - тендера, ставшего механизмом отбора наилучших супервайзинговых предприятий с использованием системы аккредитаций, аттестаций и многоэтапного тендера. Существенную законодательную роль в супервайзинге сыграл Градостроительный кодекс и ряд прилагаемых к нему подзаконных актов, регламентирующих капитальное строительство особо опасных объектов, к которым относятся нефтяные и газовые скважины. Согласно этим требованиям супервайзинг строительства нефтегазовых объектов, как влияющий на безопасность объектов капитального строительства, стал лицензионным видом деятельности, требующим процедуры сертификации и получения разрешительного документа ? свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля за работой по обустройству скважин (группа видов работ №4) с обязательным вступлением в Саморегулируемую организацию (СРО). Ужесточение требований к квалификации супервайзеров инициировало формированиесистем повышения квалификации и второго высшего образования в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, а затем и в других вузах и учебных центрах. Создаются научно-методические и программные обеспечения бурового супервайзинга. Разработаны образовательные программы, лекции, лабораторные и практические занятия. Созданы системы подготовки и переподготовки специалистов по буровому супервайзингу. Придан законный статус новой профессии в нефтегазовом деле - буровому супервайзеру. Юридическими службами ВИНК прописываются требования к исполнителям услуг супервайзинга, который получил равный статус со всеми сервисными услугами и превратился в обязательный элемент функционирования ВИНК.

Пятый этап вероятно наступит в середине второго десятилетия ВИНК, когда осознается необходимость и выгодность перестройки всей структуры управления инвестициями разработки месторождений созданием новых и поддержанием существующих нефтегазовых мощностей посредством передачи полномочий по освоению инвестиций управляющим компаниям (УК). УК передадут ответственность за полный цикл строительства скважин и выполнение контракта должного качества в установленные сроки. Этот период ознаменуется началом демонтажа УСС внутри ВИНК с передачей её функций УК. Эффективность и время реализации 5-го этапа определяется созданием и развитием институтов риска (ИР)в РФ, механизмов передачи ВИНК полномочия УК. Запуск механизмов определения рисков в строительстве скважин, ЗБС, КРС и пр. позволит передать УК обязательства со страхованием рисков, в том числе и Буровых компаний и нефтегазовых сервисов. Институты риска станут одним из факторов, обеспечивающих стабильность и непрерывность воспроизводственного процесса.

 

Супервайзер - это на одну половину высокопрофессиональный технолог и на другую половину - опытный организатор, предвидящий развитие события на несколько шагов вперед. Основная задача супервайзера состоит в контроле за деятельностью подрядчиков и оценка качества их работ. Начиная с вышкомонтажных работ и заканчивая освоением, представитель заказчика - супервайзер присутствует на буровой и контролирует технико-технологические операции, следит за выполнением проекта и учувствует в разрешении конфликтных ситуаций. Супервайзер своими знаниями компенсирует недостаток опыта персонала буровой бригады на скважине.

При раздельном сервисе Заказчик привлекает нескольких независимых подрядчиков для осуществления процесса строительства скважин с разделением по видам Услуг, что влечет за собой создание серьезной службыЗаказчика, которая будет управлять всеми процессами что при эксплуатационном бурении, что при зарезке боковых стволов. На такой шаг готов пойти не каждый Заказчик, так как ему придется взять на себя целый ряд управляющих и координационных функций. Кроме того, в разы увеличивается нагрузка и расширяется круг задач, которые решает сервисное предприятие по буровому супервайзингу. Усложняется иерархическая структура управляющего звена бурового супервайзинга.

Буровой супервайзинг при раздельном сервисе имеет ряд особенностей отличающих его бурового супервайзинга в классическом понимании:

* Увеличение объема документооборота,

* Одновременное нахождение на буровом объекте не менее двух буровых супервайзеров,

* Уменьшение количества постов, приходящихся на одного регионального менеджера,

* Увеличение частоты выездных проверок региональных ответственных по ПБиООС,

* Как следствие увеличение стоимости услуг по буровому супервайзингу.

 

Супервайзинг все больше внедряется в сферу вторичных методов воздействия на продуктивный пласт: ГРП, обработка пластов химическими и физическими методами, а также эксплуатация бурового и нефтегазового оборудования. Супервайзинг идентифицирован в перечне строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства и строительного контроля заработами по обустройству скважин. Супервайзинговое предприятие обязано вступить в Саморегулируемую организацию, обеспечив соответствие требованиям Градостроительного кодекса Ростехнадзора. Это говорит о том, что нефтегазовая промышленность окончательно распрощалась с социалистическим прошлым комплексного оказания буровых услуг, перейдя на раздельный сервис.

Ни одна из скважин не бурится без осложнений - постулат, требующий создания системы контроля рисков с целью локализации и разрешения мелких проблем, не позволяя им превратиться в серьезные осложнения. Пытаясь решить проблему высокой аварийности и осложнений, НГДП ужесточают требования к супервайзеру, превращая его в квалифицированного аварийного мастера. Здесь явно попутаны причинно-следственные связи, внимание необходимо акцентировать на повышении квалификации персонала сервисных предприятий, а не делать из супервайзера «доброго волшебника». Таких мастеров в нефтегазовой отрасли единицы, их возраст пенсионный.

Создавая новую систему управления строительством особо опасных объектов капитального строительства нефтяных и газовых скважин, инвесторы пытаются предъявить отечественному супервайзингу требования на уровне мировых стандартов (Канады, США, Норвегии и других стран с высокоэффективной инновационной нефтегазовой экономикой). Для российской нефтегазовой промышленности, особенно касательно внутрискважинных работ, переход на высококачественный и высокоэффективный, то есть производительный труд с высокой культурой производства, как отклик на мотивированный заказ работодателей и встречные действия законодателей и политиков это не ближайшая перспектива. По этой причине заграничный супервайзинг, даже сильно мотивированный финансово, не сможет показать свою эффективность в России. В их привычной среде обитания бурить на самортизированном оборудовании и инструменте, нарушать всё и вся в технике безопасности и охране труда, заставлять сервисные предприятия работать за пределами рентабельности не только запрещено, но и невозможно в принципе.

Как вытянуть нефтегазовый сервис - проблема не только отраслевой, с учетом роли нефти и газа в экономике и политике, но и государственной важности. В первую очередь необходимо тесное сотрудничество нефтегазовых и сервисных компаний. Принцип заказчика: если выиграл тендер, то выполняй все требования договора (в договоре не прописано, что скважина с открытым стволом находится в перманентном, то есть постоянном состоянии осложнений, готовых в любой момент перерасти в аварию) - не работает. Следует интегрировать усилия персонала нефтегазовых и сервисных предприятий, проектных и исследовательских центров, образовательных и научных институтов в офисе и на буровом объекте на всех стадиях проектирования и бурения, а также в ходе реализации каждого этапа проекта.

Первый отечественный супервайзинг на примере строительства скважин показал перспективы нового рыночного механизма управления в нефтегазовом деле. С разделением труда (раздельный сервис) в нефтегазодобывающем комплексе в начале 90-х годов появилась потребность контроля за эффективным вложением и возвратом по инвестициям, что и предопределило появление российского института нефтегазового супервайзинга. Выделение из структуры буровых предприятий инженерных и технологических функций (цементирование скважин, телеметрическое сопровождение траектории ствола, отработка долот, отбор керна, буровые растворы, гидравлические забойные двигатели, отбор керна, воздействие на пласт и пр.) с одновременным созданием многочисленных сервисных компаний ускорило формирование супервайзингового сервиса, сделав большой шаг в создании российского бурового и нефтегазового супервайзинга. Прошло 20 лет, российский рынок супервайзерских услуг уже сформирован, достаточно хорошо структурирован, но требует научно-методического оформления, общественного осмысления, образовательного подкрепления и законодательного подтверждения.

 



2016-01-26 1219 Обсуждений (0)
Супервайзинг обзор текущего состояния в РФ. История супервайзинга в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Супервайзинг обзор текущего состояния в РФ. История супервайзинга в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)