Философия как способ жить 11 страница
155> J. Michelet. Journal. P. 309. " 156) Книга Иова, ij, 14. K 157> Другие аллюзии на Марка Аврелия в годы юности: «Размышления» помогают ему преодолеть удручающее впечатление, испытанное им во время чтения сочинений Байрона (Йcrits de jeunesse. P. 104); 17 марта i82i г. (Ecrits de jeunesse. P. 311), кажется, что он начал чтение греческого текста Размышлений, может быть в издании (все по-гречески, название и введение, кроме похвалы на французском языке Марка Аврелия, написанной Томасом), опубликованном в Париже в 1816 году греческим патриотом Адамантиосом Караисом; наконец, 12 июля 1823 года он отмечает: «Я всегда говорю о добродетели с энтузиазмом, с нежностью, я читаю Марка Аврелия, и я слаб и порочен» (Ecrits de jeunesse. P. 173). is«) j. Michelet. Journal. T. III. P. 381. 159> J. Michelet. Њuvre complиtes.. T. II. P. 296. 160> Ibid tei) Марк Аврелий. X, 21. 162) Эта цитата из комедии Аристофана Селяне, от которой до нас дошли только лишь фрагменты, где имеется этот текст (фр. юо). 163> Ср.: J. Michelet. Њuvre complиtes.. T. I. P. 249-255. 164> J. Michelet. Њuvre complиtes.. T. I. P. 250. i«>Ibid. T. I. P. 251. »66> Ibid T. I. P. 253. >«t) Ibid. T. I. P. 254. 168> Ibid. 169) Марк Аврелий, VII, 9. 17°) J. Michelet. Њuvre complиtes. T. I. P. 254. i?» o чередовании между историей и природой см. примечание от и июля 1867 года, цит. Ш. Дижоном: J. Michelet. Journal. Т. III. P. 725-726. 172> Мишле цитирует его фрагмент в своем сборнике: Extraits de divers opuscules de Vico; фрагмент присутствует и во втором издании (1835): J- Michelet. Њuvre choisies de Vico; ср.: J. Michelet. Њuvre complиtes. T. I. P. 376. 173> Текст цит. П. Вьялланексом (Р. Viallaneix): La Voie royale. Essai sur l'idйe depeuple dans l'њuvre de Michelet. Paris, 1971. P. 230. 174> J. Michelet. Њuvre complиtes. T. IL P. 256. Я подчеркнул фразу о «общественном смысле», чтобы выделить его значение. 175> Марк Аврелий. VI, 44- "^Journal. 7 aoыt 1831 (t. I. P. 83). 177) Ср. примечание Ш. Дижона (Digeon): J. Michelet. Journal. T. III. P. 723. 178)J. Michelet. jWvw/. T. III. P. 475 (4 aoыt 1867 и «Montauban 1863»). 179> Ibid. T. I. P. 391. 180>Иоан. ii, 26. 181) Марк Аврелий. V, 7. Пер. де Жоли (de Joly) (ср. VI, Р. 74) очень отличается от текста Мишле: «Молитва каждого афинянина была такая: „Пролей дождь, о благий Юпитер, пролей дождь на наши поля и на всю землю Афин. В самом деле, не нужно вовсе молиться или молиться таким образом, просто и благородно». Имеется, возможно, и контаминация с Размышлениями. X, 2i, где делается аллюзия на любовь земли к дождю. 182) Марк Аврелий. VII, 25. 183) Марк Аврелий. XII, 23. Ср.: J. Michelet. Journal. T. IL P. 533: «Смысл подвижной жизни и метаморфозы. Все меняется, и почему не ты? Зачем держаться этой формы? Почему не согласиться, не принять твое близкое преобразование и оставаться там, на берегу, в боязни незнакомых миров?» 184> J. Michelet. Journal. T. IL P. ii6. 185> Ibid T. I. P. 393. 186> Ibid T. IL P. 125. is?) Эта идея-фикс представляет собой боязнь социализма, «большого удара, который завтра будет нанесен собственности». 188> J. Michelet. Journal. T. I. P. 385. 189) Марк Аврелий. I, i, in. 190) J. Michelet. Journal. T. II. P. 154. Я подчеркиваю ключевые слова. 191> Ibid. T. II. Р. иг. 192) Марк Аврелий. IX, 40. 19з> J. Michelet. Journal. T. II. P. 225. 194> Ibid. P. 224. 195> Ibid. I9« Ibid P. 122. 197> Ibid T. II. P. 244. 198>Ibid.T. III. P. 356. 199> Ibid T. III. P. 420. 200) Ср.: выше: примеч. 183. 201) Ср.: Марк Аврелий. VI, 16. 202> На эту тему, помимо прочего, можно прочитать: J. L. Cornuz. Jules Michelet. Un aspect de lapensйereligieuse au XIX'siиcle. Genиve, 195 5; P. Viallaneix. La Vote royale. P. 343-468. Один из самых трудных пунктов заключается, как мне кажется, в точной оценке божественного характера природы для Мишле, например: J. Michelet. Journal. T. I. P. 119, где природа является Цирцеей (ср. также: т. II. Р. 38). 203> J. Michelet Nos fils. Livre I, eh. VI, цит. Ж. Вьяланексом: La Voie royale. P. 445. См. также: «Я не могу обойтись без Бога. Мгновенный временный закат, временное затмение высокой центральной идеи затемняет этот чудесный современный мир наук и открытий. Все есть прогресс, все есть сила, и всему не хватает величия <...>. Я не могу обойтись без Бога. Я говорил десять лет назад знаменитому мыслителю, дерзость и энергичную сдержанность которого я люблю: „Вы децентрализатор". Я тоже таков в каком-то смысле, ибо я хочу жить, а строгая централизация убила бы всякую индивидуальную жизнь. Но любящее единство мира вовсе не убивает ее, но возбуждает ее; именно через это данное единство есть любовь. Такая централизация, такую централизацию, кто не хочет, кто не чувствует, от земной юдоли до самых звезд?» Этот текст взят из: La Femme. Livre II, eh. XIII; см. также: Р. Viallaneix. La Voie royale. P. 456 и на тему любви и гармонии: ibid. P. 379~4^5- 204) Ср.: J. Michelet. La Mer. Livre IV, eh. VI: «Согласимся со свободным общением, которое существует в индивидууме между разными его составляющими членами. Согласимся с высшим законом, объединяющим живые члены одного — человечества. И поверх высший закон, который заставляет нас сотрудничать, создавать с великой душой, соединяясь (в нашей мере) с любящей гармонией миров, солидарных в жизни Бога»./о»гяд/(19 aoыt 1866). Т. III. P. 413: «Я много дал индивидуальному чувству этой очень живой страсти (к Афенаиде). Но сколько сил я оттуда почерпнул! Пусть это будет оценено в великой гармонии вещей. Разве любовь не является средством для любящей души миров?» (Journal. 23 aoыt 1869); T. IV. P. 156: «Я благодарен за всеобщую универсальную душу, за великую гармонию, которая в целом меня так хорошо разделяла». Ср. также: Письмо к Афенаиде (Journal. Т. П. Р. 631): «A приро да, и полная природа, есть высшая поэзия и сама поэзия Бога... Все, что он сделал, хорошо сделано, гармонично и в силу этого есть часть самой великой поэзии, которая есть гармония мира». 2°5) Марк Аврелий. V, 8, § 4- 206) J Michelet. Journal. T. IL P. 154.0 централизации ср. примеч. 5, с. 2i6;Journal. T. IV. P. 437: «Жизнь централизует! Это гармоническая жизнь в свободном согласии, в свободном и мягком согласии одновременно всех органов». 207) Ср.: Марк Аврелий. IX, 32: «И широкий простор откроется перед тобой...»; VIII, 54: «Пора не только согласовать свое дыхание с окружающим воздухом, но и мысли со всеобъемлющим разумом»; VII, 47: «Наблюдай движение светил, как принимающий участие в нем...» 208> J. Michelet. Histoire du XIX' siиcle. T. IL Prйface (3e par.), цит.: P. Viallaneix. La Voie royale. P. 450. 209) Ibid. P. 465. Тот же автор (р. 93) указывает влияние на Мишле Pensйe Марка Аврелия в пер. де Жоли (de Joly) (eh. XIX, p. 178). XI, 8, § 6: «Restons unis, mais pensons cha-. cun а part» («Останемся едиными, но однако пусть думает каждый на свой лад»; точнее: «Расти на одном и том же стволе (homothamneiс), но не допускать одних и тех же принципов (homodogmateirм)i>. Эта мысль Марка Аврелия вдохновляет курс в Коллеж де Франс 1850 года: «Такие одинокие и молчаливые, вы хотите одних и тех же вещей, вы остаетесь в обществе». Однако это неверно передает сказанное в Размышлений. Там сказано: «Нужно жить с людьми, рассматривая их как братьев, вышедших из одного того же источника (homotbamneirм), но не нужно разделять их заблуждения (homodogmatein)». 210) Ср.: Марк Аврелий. XI, i о, где «берет начало ... справедливость» общей природы. Негативная теология J) Литература по негативной теологии весьма обширна. Отметим среди прочего: Н. A. Wolf son. Albinas and Plotinus on Divine Attributes I/ Harvard Theological Review. Vol. 45, 1952. p.ii jsq.; id. Infinitive and privative judgements in Aristotle, Averroes and Kant II Philosophy and Phenomenological Research. T. 8. 1947. P. 173 sq.; H. J. Krдmer. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amsterdam, 1967. P. 105-108, 343-350, 359-361; John Whittaker. Neopythagoreanism and Negative Theology II Symbolae Osloenses. ¥01.44. 1969. P. 109-125; H. Theil-Wunder. Die archaische Verborgenheit. Die philosophischen Wurzeln der negativen Theologie. Mьnchen. Humanistische Bibliothek. I, 8, 1970; J. Hochstaffl. Negative Theologie. Ein Versuch zur Vermittlung des patristischen Begriffs. Mьnchen, 1976; M. J. Krдhe. Von der Wesenheit negativer Theologie. Mьnchen, 1976. (Diss.) 2) Ср., например: Ph. Merlan. From Platonism to Neoplatonism, 2e йd. Haag, 1960. P. 85 sq.; H. Happ. Eyle. Studien zum aristotelichen Materie-Begriff. Berlin, 1971. S. 615-639. » Ср.: ibid. S. 186. 4) Ср.: Аристотель. Peri Hermen., 2ib 27 и 30. 5> Albinus. Didaskalifas. io. Platonis Opera, Teubner. T. VI. P. 164, 6 Hermann. Текст Альбина и тексты следующих примечаний переведены: A.-J. Festugiиre. La Revelation d'Hermиs Trisme'giste. T. IV. P. 95 sq. 6> Gelse. Aletbes Logos I Origиne ('apifйvriз). Contra Celsum, VI, 62-66; VII, 36, 42, 45; VIII, 63. [В русск. пер.: Против Цель-са. Ч. i. Казань, 1912.] 7> Maxime de Tyr.Quмsdeussecundum Platonem. Disc. XVII (Dьb-ner) XI (Hobein). P. 137,16 sq. Hobein. 8> Apuleius. De deo Socratis [О божестве Сократа. Русск. пер.: Апулей. Апология... M., i998l- I24- p- 23о Beaujeu. De Piatone. 190. P. 64 Beaujeu; Apologie. P. 64, 7 Thomas. 9> Clйment d'Alexandrie [Clemens Altxandrinus]. Strom. V, 11, 71,2-5/ Sources chrйtiennes. Avec le comment. d'A. le Boulluec. T. 279. P. 244 sq.; R. Mortley. Connaissance religieuse et hermйneurique chez Clйment d'Alexandrie. Leyde, 1973. P. 87 sq. О негативной теологии гностиков ср.: A. Orbe. Estudios Valentinianos. Rome, 1958. P. 3-37. 10> Albinus. Didask. P. 165, 4 (Festugiиre. P. 98). n> Ibid. P. 165, 30 (Festugiиre. P. 100). 12> Плотин. Эннеады. VI, 5, 12, 20. !з> Спиноза (Spinoza). Письмо 50. 14> Например, Clemens Alexandrimis. Strom. V, n, 71, 2: Метод ведет к первичному noesis-, Gelse (VII, 36; Festugiиre. P. 116): «Чтобы видеть Бога, нужно смотреть через интеллект и дать пробуждение глазу души». »5) Бог Альбина — интеллект (с. 165, 17 след. Hermann). 16) Платон. Государство. 5O9b 9- 17> Плотин. Эннеады. III, 8, 11, 13. Ср. VI, 8, zi, 26. 18) Плотин. Эннеады. V, з, Ч> 3*>: «Как же мы говорим о Нем? В самом деле, мы говорим о Нем, но не достигаем Его словом, не имея ни знания, ни мышления Его. Почему же мы тогда говорим о Нем, если [никоим образом] Его не имеем? Не обстоит ли дело так, что не имея Его в знании, мы не имеем Его совершенно? Мы имеем Его таким образом, что говорим о Нем, но не называем Его. Ибо мы говорим, чту Он не есть, но не говорим что Он есть, так что мы говорим о Нем, [исходя] из того, что позднее Его. Ничто не мешает нам обладать Им, далее если мы не будем говорить о Нем. Но как боговдохновенные люди знают своего бога до такой степени, что имеют в себе нечто большее себя и не знают, что это, и чем они одержимы...» Цитируемый фрагмент дает возможность говорить о Едином как о мистическом опыте («Ничто не мешает нам обладать Им...»). 19) Ср.: W. Beierwaltes. Proklos. Frankfurt a. M., 1979- S- 339 ff- 20) Damascius (Да^аст^юс). Traite des premiers principes [Затруднения относительно первых начал и разрешения их]. Vol. I. Ed. L. G. Westerink, trad fr. par J. Combes. Paris: Le Belles Lettres, 1986. P. 1-22. 2» Ibid 22> Ibid. 235 Ibid. Отметим замечательный отрывок, представляющий негативную теологию, во фрагменте комментария о Пармениде, который мы издали, приписав Порфирию. ср.: P. Hadot. Porphyre et Victorinus. Paris. 1968. T. IL P. 65 sq. 24) Здесь пит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. Москва, I991; Э. Му-ленберг (E. Muhlenberg. Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa. Gцttingen, 1966) думает, что понятие божественной бесконечности есть собственно христианское понятие, которое не появляется до Григория Нисского и которое отличается от традиционной негативной теологии. 25) По этому вопросу ср.: H.-D. Saffrey. Nouveaux liens objectifs entre le Pseudo-Denys et Proclus II Revue des sciences thйologiques et philosophieques. T. 63. 1979. P. 3-16. 26) Цит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. С. 2/. 27) Wietgenstein. Tractatus logico-pbilosopbicus. Trad. fr. Paris, 1961; цит. по номерам предложений. щ 28) Ср.: P. Hadot. Les Niveaux de conscience dans les йtats mystiques selon Plotin //Journal de psychologie. 1980. P. 243-266. 29) На эти темы ср.: Ph. Merlan. Monopsychism, Mysticism, Metaconsciousnes. Haag, 1969. 2e йd. P. 17-25, 81-82, 131 См. также мое введение к трактату 38 (Enn., VI, j) Плотина: Йcrit de Plotin. Traitйз 8 I Introduction, traduction et notes par P. Hadot. Paris: Du Cerf, 1987. 30) Плотин. Эннеады. VI, 7, 35, 19 след. 31) Там же. VI, j, 36, 5 и след. 32) Ср. примеч. i8. 33) H. von Hofmannsthal. Lettres du voyageur а son retour, prйcйdй de la Lettre de Lor$ Chandas. Paris, 1969.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |