Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Средневековья, её характерные черты. Патристика и схоластика, номинализм и реализм



2016-01-26 1990 Обсуждений (0)
Философия Средневековья, её характерные черты. Патристика и схоластика, номинализм и реализм 0.00 из 5.00 0 оценок




Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения - почти целое тысячелетие. В средневековой философии выделяются две основных фазы: патристика и схоластика. Патристика хронологически включает II - VIII века, а схоластика – IX - XV века. Высшие точки развития данных фаз связаны с Августином Блаженным (патристика) и Фомой Аквинским (схоластика).

В патристике обычно выделяются три этапа: 1) апологетика (II - III века); классическая патристика (IV - V века); 3) заключительный период (VI - VIII века).

Представителями апологетики являются Квинт Септимий Тертуллиан, Тит Флавий Климент и Ориген. Их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. На этом поприще широкую известность получил Тертуллиан (160 - 230 гг.), считавший, что истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума. Принцип Тертуллиана «верю, потому что абсурдно» полностью выражает смысл его учения.

Наиболее видным представителем классической патристики является Августин Блаженный (354 - 430 гг.). Большую известность получил его трактат «О граде Божьем». История человечества, по мнению Августина, разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Град земной – это мир зла и сатаны, в нём господствует похоть и любовь к себе, доведённая до презрения к Богу. Град Божий характерен любовью к Богу, доведённой до презрения к самому себе. В философии Августина практически воплотились все основные проблемы патристики.

Во-первых, проблема сущности бога и его тройственности. Бог один по своей сущности, но существует в качестве трёх личностей: Бог - отец, Бог - сын и святой дух.

Во-вторых, проблема соотношения веры и разума. В отличие от тертуллиановского постулата Августин определяет свою позицию следующим образом: «Верю, чтобы понимать». Таким образом, вера ставится неизмеримо выше разума. Если не поверите, то и не поймёте – таков ход рассуждения Августина.

В-третьих, понимание истории как движения к определённой конечной цели и определения этой цели – «Град Божий».

Для заключительного этапа патристики (Боэций 480 - 524 гг.) характерным является отсутствие новых оригинальных идей.

Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития.

Ранняя её форма сложилась в XI - XII веках и представлена такими философами как Эриуген, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский.

С XII по XIII века схоластика обрела свои зрелые формы. Этот период ещё называют «классическим». Одним из видных представителей этого периода был Фома Аквинский.

Наиболее яркими представителями поздней схоластики являются Дунс Скот и Оккам (XIII - XIV века), уравнявшие в правах разум и веру.

В целом схоластика стала заметным этапом в развитии философии, в течение которого много внимания уделялось логике, диалектике. Вместе с тем, её отличает чрезмерная умозрительность, излишнее внимание форме в ущерб существу дела.

Отличительной чертой, символом средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом, растянувшаяся на несколько столетий, в выяснении вопроса о том, обладают ли общие понятия (универсалии) реальным существованием.

Представители реализмасчитали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Отсюда и название этого направления, не совпадающее с современным смыслом понятия «реализм».

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109 гг.) например, утверждал, что если у человека есть мысль о Боге, то Бог существует в действительности. Значит, то, что есть в мысли, то есть и в бытии. Но в мысли есть общие понятия, а значит, они существуют реально.

Возражение против такого понимания общего выдвинул Росцелин (1050 – 1121 гг.). В мире объективно, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) - есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Данная концепция, исходящая, что общие понятия – суть продукты человеческого мышления, получила название «номинализм».Номинализм отличает близость к материалистическим взглядам, он подрывал схоластику изнутри.

Достаточно оптимальный, применительно к средневековью, вариант решения спора об универсалиях с позиции умеренного реализма принадлежит Фоме Аквинскому (1225 – 1274 гг.). По его мнению, общее существует вполне реально, но не в уме, а в Боге. Общее – это бытие, созданное Богом. Все вещи связаны между собой через их бытие, то есть через Бога. Этот блестящий ход великого схоласта надолго снял остроту противоборства номиналистов и реалистов.

Говоря о соотношении науки и религии, Фома Аквинский утверждал, что они обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума.

Особое место в учении Фомы Аквинского занимают доказательства бытия Бога. Их у него пять.

Первое основано на том, что всё что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

Второеисходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Но и эти причины имеют свои причины… И так до бесконечности, точнее, до самой главной из них – до первопричины, т.е. опять приходим к Богу.

Третье доказательство вытекает из взаимодействия случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.

Четвёртым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, поэтому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог.

Пятое доказательство – телеологическое. Всё в природе направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.

В своих этических воззрениях Фома Аквинский придерживался позиции признания свободной воли, так как в противном случае с человека снималась бы ответственность за свои поступки. Свобода воли позволяет человеку делать выбор между добром и злом, моральными и аморальными поступками.

Философия Фомы Аквинского явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была признана католицизмом как официальная философская доктрина.

Для этапа поздней схоластики характерно наметившееся стремление отделить философию от теологии. Этому способствовало развивавшееся естествознание, а также появляющиеся материалистические настроения.

Характерные чертой средневековой философии:

 

1. Сопряжённость с проблемами религии. Философия понималась как «служанка богословия».

2. Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты считается Бог. Причина всего сущего тоже Бог.

3. Монотеизм. Античному признанию многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Монотеизм способствовал консолидации государств, приданию управлению большей жёсткости.

4. Креационизм – учение о сотворении мира из ничего.

5. Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

 

 



2016-01-26 1990 Обсуждений (0)
Философия Средневековья, её характерные черты. Патристика и схоластика, номинализм и реализм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Средневековья, её характерные черты. Патристика и схоластика, номинализм и реализм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1990)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)