Марксистская философия
Марксистская философия – это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818 - 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895 гг.), а также взгляды их последователей. Формирование философии марксизма происходило в течение примерно десятилетия, с конца 30-х годов до конца 40-х годов XIX века. Возникновение марксистской философии было обусловлено рядом объективных факторов: 1. Социально-экономические и политические предпосылки. К ним следует отнести: а) утверждение капитализма как социального строя благодаря промышленной революции в Европе на рубеже XVIII - XIX веков. Неизбежным следствием этого была, с одной стороны, крупная машинная индустрия, а с другой – появление промышленного пролетариата; б) выход пролетариата на политическую арену. Эксплуатация капиталистами наёмных работников привела к росту их недовольства состоянием дел, к забастовкам, выступлениям против экономического положения. В 1831 и 1833 годы вспыхнули восстания лионских ткачей; в период 1830 -1840 годов Англию охватило массовое движение пролетариата, получившее в истории название чартистского движения; в 1844 году происходит восстание ткачей в Силезии. Всё свидетельствовало о том, что буржуазное общество, которое пришло на смену феодальному, не стало царством разума, справедливости, равенства и свободы, о котором мечтали просветители; в) потребность рабочего класса в научной теории. Новые социально-исторические условия с необходимостью требовали их осмысления, философского анализа. Такой теорией и стал марксизм. Он возник в виде системы идей, принципов, теорий, которые пытались дать ответы на философские вопросы: может ли быть общество справедливым, каковы перспективы развития общества и другие. Итак, марксистская философия возникла как ответ на запрос новой исторической эпохи. 2. Естественно-научные предпосылки. Особое место здесь принадлежит трем большим открытиям. Это: а) закон сохранения и превращения энергии. Этот закон, открытый немецким учеными Мейером, Гельмгольцом и английским физиком Джоулем, стал научной основой философских выводов о материальном единстве мира, несотворимости и неуничтожимости материи и движения; б) открытие клетки и создание клеточной теории немецкими естествоиспытателями Шванном и Шлейденом, что позволило сделать философский вывод о единстве всех живых организмов и о том, что основой этого единства является клетка; в) создание Дарвиным теории происхождения видов растений и животных. В философском аспекте эта теория аргументировала идею естественного процесса развития органического мира, закономерности возникновения человека как высшего творения природы. Успехи природоведения, крупные открытия предоставили Марксу и Энгельсу определенный материал для философских обобщений, для формирования нового мировоззрения. 3. Теоретические источники: а) немецкая классическая философия и в первую очередь системы Гегеля и Фейербаха; б) английская политическая экономия в лице прогрессивных буржуазных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо; в) французский утопический социализм. У социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и других основоположники марксизма восприняли идеи социализма. Основными философскими произведениями основателей марксизма считаются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса; «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельса. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Хотя, ни Маркс, ни Энгельс никогда в прямой постановке не рассматривали свою философию как диалектический и исторический материализм. Эти понятия небезосновательно утвердились в марксистской философии после их смерти в 90-х гг. XIX века. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: - основной вопрос философии решается с материалистических позиций: материя обладает приматом по отношению к сознанию; - сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; - материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; - важным фактором развития является практика – материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется естественный и общественный мир, в том числе и сам человек; - развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания - Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и даёт человечеству утешение и надежду. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: - в основе общественного развития лежит способ производства материальных благ; - на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения; - производственные отношения образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; - указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; - базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; - в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации. Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. Причем акцент делался на его социальных характеристиках В 1848 году Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения «Манифест коммунистической партии». Философию Маркс и Энгельс рассматривали как «руководство к действию», имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классовый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма. Философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. За последние 20-30 лет интерес к марксизму возрос, особенно на Западе. В частности, что касается Маркса, самые видные философы современности признают его интеллектуальным колоссом, значение которого не превзойдено и в настоящее время.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |