Стратегии и методы исследования психического развития ребенка
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (ПР)
Предмет ПР, место в системе научного знания, связь с другими науками. ПР – 1. отрасль П, изучающая динамику развития психики человека от рождения до смерти. 2. научная дисциплина,изучающая закономерности возникновения и развития психических процессов (внимание, восприятие, ощущ, память, воображение, мышл, речь) и личностных качеств. 3. отрасль психологии, в которой изучаются вопросы, особенности развития психики, в отногенезе, закономерности перехода из 1 возрастного периода в другой на основе смены ведущих типов деятельности. Предметом ПР выстпуают закономерности развития личности и интеллекта человека в течение жизни, а объектом ПР явл. Развивающийся человек ПР оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу 19 века. Возникнув как детская психология, пр. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка. В наст. Время разделами ПР явл. Деткская психология (изуч. Закоомерности этапов псих. развития от млад. До подр. Возраста), психология юности, психология зрелого возраста, геронтология (психо. Старости)
Психология развития тесно связана с другими областями психологии: общей п, п личности, соц. п, пед п, дифф. П. например, в общей п исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь… в пр прослеживается процесс развития каждой психической функции. В п. личности рассматриваются такие образования, как мотивация, самооценка, уровень притязаний, мировоззрения, а возр. П. отвеч. на вопросы когда эти образования появл., каковы их особенности. Связь с пед. п.: с учетом всех возрастных особенностей строится процесс обучении яи воспитания Пр берет у философии социологии методолгический аппарат Физиология,анатомия и антропология позв. ПР точнее понять строение и функции НС, их роль и значние в формировании механизмов функционирования психики. Мед науки помогают психологии понять патологию псих. развития детей.
Актуальные проблемы и задачи.
Актуальные проблемы: 1. проблема органической и средовой обусловленности и поведения человека. 2. проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей 3. проблема соотноешния и выяления задатков и способностей 4. проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Совершенный характер требований общей практики обуславливает сближение ПР с педагогикой, медициной и инженерной П с другими смежными отраслями наук, изучающих человека. Одной из актуальных проблем явл. расширение знаний по возр. Особенностям психофизиологических функции взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста. Проблема возрастного нормирования включающая рассмотрение средних эталонов + вопрос об индивидульной вариативности психологической характеристики. В число основных проблем входит исследование факторов психологии так как оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миров. Условие человеческого развития включает соц-эк. , пол-прав., идеологические факторы. Таким образом намечается определенная иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подвиняется основной цели – дальнейшая разработка теории инд. Развития и расширене возможности пригодности научных знаний по пр к решению задач соц. и произвольной практики.
Задчи: Пр изучает целостное психичесео развитие человека в отногенезе Изуч развивающегося человека в меняющемся мире Изуч движущихся сил источников и мех психического развития Сост возр периодов человека Опред и обосновывание начуно возрастных норм псих раз чел кА Изуч влияния различных видов деятельности на Интел- и личн развитии человека Изучение влияния внешних факторов на развитие ч-ка (соц пол дух) и влияние внутр (болезней) Стратегии и методы исследования психического развития ребенка. Стратегия наблюдения. Детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка был собран родителями- известными психологами в результате длительных наблюдений за развитие собственных детей. Родительские дневники отражены в публикациях В. Прейера, В. Штерна , Ж..Пиаже и др. Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории его развития, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним - все это составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Но, как правило, в дневниках отсутствовала единая техника наблюдений, и их интерпретация часто носила субъективный характер. Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему. В 1925г. В Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там за ребенком наблюдали 24 часа в сутки, и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж..Пиаже на основе наблюдений за тремя собственными детьми. Важно помнить , что с помощью разнообразных методов, применяемых в русле стратегии наблюдения можно выявить только явления, внешние симптомы развития. Стратегия констатирующего эксперимента. А.Бине создал метод, стандартизованных для каждого возраста. Немного позже Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта. С помощью тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода «поперечных срезов». Суровая критика тестового подхода к диагностике психического развития содержится в работах Л.С. Выготского. Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюдного (продольного) изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Лонгитюдный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Данный метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизмы психических явлений. Стратегия формирующего эксперимента. Основателем данной стратегии был Л.С. Выготский. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. Этот метод был назван Выготским экспериментально- генетическим, позволяющим выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредованный характер. В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии: 1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. 2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. 3. Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1626)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |