Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация Выготского



2016-01-26 475 Обсуждений (0)
Периодизация Выготского 0.00 из 5.00 0 оценок




· кризис новорожденности (до 2 мес.)

· младенческий возраст (до 1 года)

· кризис 1 года

· раннее детство (1-3 года)

· кризис 3 лет

· дошкольный возраст (3-7 лет)

· кризис 7 лет

· школьный возраст (7-13 лет)

· кризис 13 лет

· пубертатный возраст (13-17 лет)

· кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[2]

· Этап раннего детства

· Младенчество (до года)

· Ранний возраст (1-3 года)

· Этап детства

· Дошкольный возраст (3-7 лет)

· Младший школьный возраст (7-11 лет)

· Этап отрочества

· Подростковый возраст (11-15 лет)

· Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона[3]

· Младенчество – ДОВЕРИЕ0недоверие

· Раннее детство – АВТОНОМИЯ- стыд сомнение

· Игровой возраст (5-7 лет) ИНИЦИАТИВНОСТЬ - вина

· Школьный возраст ТРУДОЛЮБИЕ - неполноценность

· Юность – ЭГО ИДЕНТИЧНОСТЬ – ролевое смещение

· Молодость – ИНТИМНОСТЬ - изоляция

· Взрослость – ТВОРЧЕСТВО - застой

· Зрелый возраст (старость) - ЭГО ИНТЕГРАЦИЯ - отчуждение

 

14. натуралистические концепции псих развития. Биогенетическое направление.

Человек рассм как биологическое существо, обладающее опред особенностями (пам,речь) которые проходят различные стадии созревания в теч жизни человека

Развитие – созревание насл данных

Насл опред темп развития человека направление в развитии человека, предел потолов к развитии.

Насл-истоничк развития, центр фактор

Среда – условие изнач предопред развитие, т е любая среда не может изменить плоху насл ч-ка,ч-к с неблагоприятной насл всегда будет асоциальной личностью

Основа – биогенетический зако, разработанный ГЕККЕЛЕМ. Отногенез – краткое и быстрое повторение филогенеза, инд развитие орг от оплодотврения до рожд смерти.

В процессе своего развития ребенок проходит те стадии, которые характерны для вида.

ХОЛЛ считал, то зародыш за 9 мес повторяет все стадии развития от одноклеточного сущ-ва до ч-ка. А ребенок в период детства проходит все стадии развития человечества. послед-ть и сод-е стадий развития чел-ка заданы генетич, поэтому ребенок не могут избежать какой-то стадии. Холл считал игру механизмом перехода от стадии к стадии.

БОЛДУИН – отногенез полностью повторяет филогенез. Теория рекапитуляции была популярна в к 19 н 20 века. Значение – отриц этой теории привело к появл новых теорий

1) Теория рекапитуляции Ст. Холла. Развитие ребенка рассматривается здесь как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и человечеством лежит бездна, исчезающая только с годами.

2) Теория отбора (Торндайк) объясняет наличие аналогий между развитием индивида и рода действием одинаковых причин, определяющих тот и другой процесс. Два основных фактора – случайная вариация и отбор полезного действуют и в филогенезе, и в онтогенезе.

3) Теория соответствия (Клапаред, Коффка, Блонский) объясняет параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов , в основе которых лежит, в сущности, один и тот же процесс онтогенетического развития: в обоих рядах поэтому мы заранее можем ожидать обнаружения сходных черт, общих обоим и присущих всякому процессу развития.

Теория созревания ГЕУЗЗЕЛ

Согласно ему у ребенка начиная с момента рождения через опред отрезки времени, появл опред-е формы поведения, к-е последовательно сменяют друг друга. В своей работе «педология раннего возраста», геуззел утв, что в 1 годы жизни ребенок повт историю развития челоеч рода. Г сичтал, что период детства явл рез-м эволюции человеч-го рода. У низших жив-х период детства отсутствует. У ч-ка самый длинный период дет-ва, в процессе кот-го реб-к усваивает накпол-й ранее члов опыта. По своему сод период детства у ч-ка отлич от периода детства у жив-х.

Основную роль в психолгичском развитии ребенка играет созревание. Созревание – процесс проявления унаследованных особ-й. содержание внутри клетки. Соотв гены опрд последоват-ть, время и форму проявл разных видов д-ти. Фиксиров последоват развитости систем.

Основным показателем развития явл темп. закон замедления темпов развития с возрастом.

Культура должны быть приспособл к инд-ти ребенка

Г. Ввел в науку близнецовый метод для анализа закономерностей соотношения особ форм по влияние насл-ти и под влиянием среды.

Г. Призывал научное сообщество системтиз изуч. Детей, для того чтобы в психолоии сод достов научное данные. Он выступал против опережающего характера обучения. Обучение должно строиться на созревших особ ребенкаю. Обучение которое идет ускоренным темпов считал неправомерным. Воспитание реб-ка также должно основываться на созревании

ГЕТЧИНСОН

Ученик холла на основании теории рекапитуляции создал периодизацию псих развития, критерием кот был способ добывания пищи. Он выделил в псих развитии 5 основных фаз. Границы которых не были жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.

1. стадия рытья и копания от 0 до 5 лет

2. 2стадия охоты и захвата 5-11

3. пастушеская стадия 8-12

4. земледельческая стадия 11-15

5. пром и торговли, стадия соверш человеа 14-20

 

ТЕРМЕН.

Осуществил одно из самых длит в лонгитюдном исследовании – оно продолжалось в теч 50 лет

Он отобрал 1500 одаренных детей и тщат отслеживал их развития

По мнению термена «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высоким ум одаренностью и более высокими достижениями в области образованиями,чем отсальные члены популяции. Концепция основыв на роли насл-го фактора в объяснении возр-х изменений, положил начало становления детско психологии как нормативный дисциплиы., описыв достижения реб в процессе роста и развития

Физический рост двиг и псих развитие проходят ряд возр-х стадий в опред последоват.

ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

. Этологический подход к психическому развитию ребенка

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, который сформулировал закон биологической эволюции. В дальнейшем многие психологи отталкивались от этого закона или опирались на него. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции.

В настоящее время широкое распространение в детской психологии получил этологический подход к психическому развитию ребенка. Как известно, этология – наука о поведении животных. Этологическое направление в психологии связано прежде всего с именем немецкого ученого Конрада Лоренца. Лоренц исследовал человеческое поведение как одну из форм поведения животных вообще. Основываясь на теории Ч. Дарвина о происхождении видов, он рассматривал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора. Согласно его представлениям жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно-детерминированных форм поведения. Все высшие и сугубо человеческие явления – дружбу, любовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. он объясняет как проявление врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранение вида. Биологическая целесообразность является основной ценностью и главным объяснительным принципом его теории.

Раздражители, которые вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылупившиеся утята с рождения подготовлены следить и следовать за первым увиденным движущимся объектом. Если этот объект – мама-утка, утята будут следовать за ней. Но если в сензитивный период утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечатление, вызывающее включение определенных инстинктов, называют импринтингом. Психическое развитие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.

Главным методом доказательства этой теории является заключение по аналогии, которое состоит в сравнительном анализе поведения людей и животных. Поскольку гипотезу об общности человека и других представителей животного мира напрямую доказать невозможно, этологи пользуются методом аналогии. Обнаруживая черты сходства между поведением изучаемых ими животных и человеческим поведением, они делают вывод, что способ поведения в обоих случаях обусловлен одной и той же причиной. В то же время Лоренц явно очеловечивает жизнь животных. При описании поведения птиц, рыбок или собак он использует такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «смущение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осуществляется «обратный перенос» человеческих чувств, настроений и состояний в животный мир и допускается, что психическая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серьезных доказательств.

Многие психологи критиковали этот метод и предупреждали о ряде опасностей, которые он несет. Объяснение механизмов поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простейших и примитивных форм поведения неизбежно приводит к чрезмерному упрощению человеческого поведения и сведению его к набору инстинктивно-детерминированных моделей. Несмотря на серьезную критику большинства психологов, идеи Лоренца пользуются большим успехом, а его книги («Кольцо царя Соломона», «Так называемое зло» и др.) завоевали широкую популярность.

БОУЛБИ

Джон Боулби в построении своей теории отталкивался от психоанализа З.Фрейда, а потому особое внимание уделил первым годам жизни человека, когда мать и малыш находятся в особом взаимодействии, во многом определяющем дальнейшее развитие ребенка. Однако, если с точки зрения З.Фрейда, младенец нацелен на мать как источник удовлетворения его потребности, то Дж.Боулби полагал, что уже в таком раннем возрасте у ребенка есть все предпосылки для включения в социальную жизнь. Тем не менее, по его мнению, дети сильно зависят от взрослых, а потому они должны обладать особыми поведенческими механизмам, которые бы гарантировали присутствие опекуна. Такое поведение характерно именно для маленьких детей ,поскольку в подростковом возрасте происходит резкая переориентация ребенка: если младенец нацелен на близкого взрослого и зависит от него (а потому опасается всего нового),то для подростка особую притягательную силу получает именно незнакомый объект.

Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется. На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом с взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения - жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам. Боулби утверждал, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет. Импринтинг - это процесс, посредством которого животные усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты. В частности, детеныши животных узнают, за каким движущимся объектом им надо следовать. Они начинают с готовностью следовать за широким кругом объектов, но этот круг быстро сужается, и в конце периода импринтинга они обычно следуют только за матерью. На этом этапе реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности

Типы привязанности.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери.

Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри ЭЙНСУОРТ. Этот эксперимент получил название "Незнакомая ситуация" и состоит из нескольких трехминутных эпизодов во время которых ребенок остается в непривычной обстановке один, наедине с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и матерью. Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, потом одного. Через несколько минут мать возвращается к малышу. О характере привязанности ребенка к матери судят на основании степени огорчения малыша после ухода матери и поведения ребенка после ее возвращения.

В результате исследования были выделены три группы детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, получили название "надежно привязанные". Дети, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, были названы "индифферентными, ненадежно привязанными". А детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "аффективными, ненадежно привязанными".
Близкие = обеспечение защиты и безопасности

Боулби и Эйнсворт в центр рассмотрения ставит опыт первых отношений ребенка с матерью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением первичных биологических потребностей, а обеспечением защиты и безопасности

Качество привязанности зависит от взаимодействия

Складывается к концу первого года и определяет дальнейшее психическое развитие ребенка.

3 типа (в последнее время есть и 4ый)

- тип В – надежная и безопасная привязанность

- тип А – небезопасная привязанность избегающего типа

- тип С – небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося амбивалентного типа

- тип D – небезопасная привязанность дезорганизованного типа

 

Последующие исследования показали, что тип привязанности ребенка к родителям влияет на дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

 

НАУЧЕНИЕ

Теории научения

Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякоеповедение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия, вместо того чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Еще более существенной чертой этих подходов является ориентация на объективность и научную строгость, на проверяемость гипотез и экспериментальный контроль переменных.

Сторонники теории научения манипулируют параметрами внешней среды и наблюдают последствия этих манипуляций в поведении. Теории научения иногда называют психологией S-R (стимула - реакции).

Научение- (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:
- Всякое поведение усваивается в процессе научения.
- В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данньгх. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от «внутренних» переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), которыми манипулировать нельзя.

К закономерностям научения относятся:
- Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение.
- Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.
- Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок.
- Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности - тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона «эффект края». U-образная зависимостьстепени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется «позиционной кривой».
- Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления [67].

Существуют три основные теории научения:
- теория классического обусловливания И.П. Павлова;
- теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера;
- теория социального научения А. Бандуры.

Теория классического обусловливания описывает реактивное научение(или научение типа S, от «stimulus», стимул), в большинстве случаев требующее практически одновременного воздействия условного и безусловного стимулов (в идеальном варианте воздействие условного стимула должно немного опережать безусловный).

Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение (или научение типа R, от «reaction», реакция) базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями.

Автор теории социального научения Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий (здесь нельзя не отметить, что народная мудростьзафиксировала возможность такого научения задолго до Бандуры: «Умный учится на чужих ошибках...»).

Термином научение обозначают относительно постоянное изменение по-веденческого потенциала в результате практики или приобретенного опыта. В этом определении содержатся три ключевые элемента:
1) совершившееся изменение обычно отличается устойчивостью и дли-тельностью;
2) изменение претерпевает не само поведение, а потенциальные воз-можности для его осуществления (субъект может научиться чему-то не изменяющему его поведение в течение долгого времени или не влияю-щему на него вообще никогда);
3) научение требует приобретения некоторого опыта (так, оно не про-исходит просто в результате взросления и роста).

Скиннер доказывал, что фактически любой нейтральный стимул может стать подкрепляющим, если он ассоциируется с другими стимулами, ранее имевшими подкрепляющие свойства. Когда крыса научилась нажимать на рычаг в « ящике Скиннера», сразу же ввели звуковой сигнал, за которым следовал шарик еды. Затем следовало угасание (при нажатии нет звука и еды). Затем снова вводят звуковой сигнал. Звуковой сигнал действует как условный подкрепляющий фактор. Животное ослабляет угасание. Звуковой сигнал ассоциировался с пищей. Феномен условного подкрепления в значительной степени увеличивает сферу возможного оперантного научения.

Выготский о концепции Торндайка.

Торндайк разделяет идею новой психологии – взгляд на человеческую психику и поведение как на систему реакций организма на внешние раздражения, посылаемые средой, и внутренние раздражения. Торндайк изучает психику в направлении от детской ко взрослой.

 

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ

Процедура обучения получила название - "оперантное обусловливание". Она заключалась в стремлении экспериментатора установить связь между стимулом (S) и реакцией (R) посредством подкрепления - поощрения или наказания. В схеме стимул-реакция (S-R) ключевой для Скиннера была именно реакция. Реакции рассматривались с точки зрения простоты-сложности. Простая - слюноотделение, отдергивание руки; сложная - решение математической задачи, агрессивное поведение (см. Хрестомат. 6.3).
Оперантное обусловливание - это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции.
Далее, Скиннер различал (1) реакции, которые вызываются определенными стимулами (отдергивание руки от горячего предмета) - в этом случае связь стимула и реакции безусловна; и (2) реакции, которые непосредственно не связаны со стимулом. Последние реакции продуцируются самим организмом и называются оперантами. Скиннер считал, что сами по себе стимулы не принуждают индивида реагировать на них. Исходная причина лежит в самом организме. В любом случае поведение происходит без воздействия какого-то специального побуждающего стимула. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма. Научение рассматривалось Скиннером как процесс. Ни один (особенно сложный) оперант не возникает сразу. Процесс представляет собой поощрение оперантного поведения животного. Поощрение или наказание - это подкрепление, или стимул, который следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. Когда голубь тычет клювом в диск (или крыса нажимает лапой на рычаг) - это оперантное поведение, при котором, если оно сопровождается подкреплением, увеличивается вероятность его повторения. "Оперантное обусловливание формирует поведение так же, как скульптор лепит фигуру из глины. Хотя в какой-то момент скульптор, казалось бы, создает совершенно новый объект, мы всегда можем вернуться назад, в начало процесса, к первоначальной недифференцированной болванке и выделить сколь угодно маленькие шаги, или последовательные этапы, следуя которым можно дойти до нужной кондиции. Ни в какой отдельно взятый момент не может появиться ничего такого, что очень сильно отличалось бы от того, что ему предшествовало… Оперант - это не то, что появляется в поведении уже полностью в готовом виде. Это результат непрерывного процесса формирования"

Подкрепление является одним из принципов обусловливания. Уже с младенческого возраста, согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов. Существуют два разных вида подкрепления. Некоторые, например еда или устранение боли, называются первичными подкреплениями, т.к. они обладают естественной подкрепляющей силой. Другие подкрепляющие стимулы (улыбка, внимание взрослого, одобрение, похвала) являются обусловленными подкреплениями. Они становятся таковыми в результате частого сочетания с первичными подкреплениями.
Кроме подкрепления, принципом обусловливания является его незамедлительность. Было обнаружено, что в начальной стадии эксперимента можно довести реакцию до наивысшего уровня только в том случае, если подкреплять ее немедленно. Иначе реакция, начавшая было формироваться, быстро угаснет.
При оперантном, так же как и при респондентном, обусловливании наблюдается генерализация стимулов. Генерализация - это возникшая в процессе обусловливания ассоциативная связь реакции со стимулами, похожими на те, на которые первоначально был выработан условный рефлекс. Примерами генерализации являются - страх перед всеми собаками, который сформировался вследствие нападения какой-то одной собаки, положительная реакция ребенка (улыбка, произнесение слова "папа", движение на встречу и проч.) на всех мужчин, похожих на его отца.
Формирование реакции представляет собой процесс. Реакция не возникает сразу и вдруг, она оформляется постепенно, по мере осуществления ряда подкреплений. Последовательное подкрепление - это выработка сложных действий с помощью подкрепления действий, которые постепенно все больше становятся похожими на ту окончательную форму поведения, которую предполагалось сформировать. Сплошное поведение формируется в процессе подкрепления отдельных элементов поведения, которые в совокупности складываются в сложные действия. Т.е. серия первоначально усвоенных действий в конечной форме воспринимается как целостное поведение.

УОТСОН

Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Он утверждал, что поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S-R). Из этого вытекало, что процессы между стимулом и реакцией - будь то физиологические (нервные) или психические - психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.
Связь психических функций и двигательной активности была в те годы точно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышления - от речевого аппарата и т.д. Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов

 

 

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

По Уотсону, в эмоции нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Главное же он усматривал в другом - в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением. Сочетая нейтральный раздражитель (например, вид кролика) с одной из основных эмоций (страхом), он экспериментально продемонстрировал (совместно с Розалией Рейнер), что этот раздражитель, а также любой другой, сходный с ним, сам по себе начинает вызывать состояние аффекта. Опыты ставились над младенцами (страх вызывался громким звуком или внезапной утратой опоры). Дополнением к этой экспериментальной программе явилась еще одна серия опытов — задача состояла в том, чтобы переучить испытуемых и вновь превратить раздражитель в эмоционально-нейтральный.
Сперва он испробовал (совместно с Мэри Джонс) различные традиционные способы борьбы с чувством страха: уговоры, неприменение в течение длительного периода времени, вызывающего страх, условного раздражителя либо, напротив, непрерывное его применение, демонстрация позитивной социальной модели (другого человека, не реагирующего на этот раздражитель) и т. д. Но этими методами устранить отрицательную эмоцию не удавалось. Тогда был использован другой прием (эмпирически известный с древних времен): отрицательное чувство элиминировалось посредством положительного. Вызывающий страх условный раздражитель, например, кролика, ребенок воспринимал на значительном расстоянии в момент, когда этому ребенку давали вкусную пищу. Затем расстояние постепенно сокращалось, и, наконец, ребенок мог брать в руки животное, один вид которого порождал прежде бурный отрицательный аффект.
Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и другие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.
Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно "изготовить" человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений — всей многогранности ее внутренней жизни.

 

НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ – термин бандуры обозначает наблюдение, которое просиходит просто при наличии «ученика» , наблюдающего как кто-то другой делает то что должно быть усвоено

Косвенное подкрепление – любое изменение в поведении человека при наблюдении за моделью, при чем одно и то же поведение может подкрепляться или наказываться. Ребенок сдерживает плач, потому что видит как мама ругает сестру.

Бандура определяет самоэффективность как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь» (1989, с. 175). Наши действия в конкретной ситуации зависят от взаимного влияния окружающей среды и нашего сознания, в особенности от сознательных процессов, связанных с убеждениями, что мы можем или не можем осуществить некоторые действия, необходимые для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую для нас сторону.

По мнению Бандуры, сила, управляющая человеком, находится не во внешней по отношению к нему среде, а происходит из взаимодействия окружающей среды, его собственного поведения и его личности. Самоэффективность является важной личностной характеристикой и, в сочетании с конкретными целями и знанием о том, что надо делать, может существенно влиять на будущее поведение ( Bandura , 1988 b , 1994 а).

Самоэффективность — не то же самое, что наши ожидания относительно результатов или последствий своих действий. Бандура (1986, 1995 b ) отличает самоэффективность от предположений о результате ( outcome expectations ).Самоэффективность — это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.

Самоэффективность — это не глобальное понятие. Она меняется от ситуации к ситуации в зависимости от умений, необходимых для различной деятельности, от присутствия или отсутствия других людей, от того, что мы думаем о способностях этих других людей, особенно если мы считаем их более умелыми, чем мы сами, от нашей предрасположенности скорее потерпеть неудачу, чем добиться успеха, а также от нашего физического состояния, в особенности когда мы испытываем усталость, тревогу, апатию или подавленность.

Самоэффективность не относится к способности реализовать основные двигательные функции, такие как ходьба, способность дотягиваться или хватать. Также эффективность не подразумевает, что мы действительно можем осуществить означенные действия без чувства тревоги, страха или подавленности, она всего лишь суждение, верное или неверное, о том, можем ли мы выполнить требуемые действия. И наконец, суждения об эффективности — не то же, что желание или стремление ( Bandura , 1982с).

СИРС

Рассматривая психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция) в контексте теории научения сирс главное внимание уделяет внимание родителея на развитии ребенка. Практика дет воспитания опред природу дет развития. Основываясь на рез-х своих исследований он выступает за просвещение родителей .Каждый родиетль будет лучше воспитыва своих детей если он будет больше знать .

3 фазы развития:

1. рудиментарный поведенеие оновыв на врожденных потребностях

2. первичные мотивационные системы 0 научение внутри семьи

3.вторичные мотивационные системы – научение вне семьи.

 

ФОРМЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияет на формирование различных форм зависимого поведения ребенка. Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения:
• "Поиск негативного, отрицательного внимания" — ребенок привлекает внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность. Эта форма поведения ребенка возникает, если проявляется: прекращение внимания к ребенку со стороны матери ("занятая мать" в отличие от "внимательной матери"); слабость ограничительных требований; сильное участие в воспитании отца, поскольку он не доверяет матери; такое поведение может проявляться у "папиных дочек", которые привязаны к отцу и разлука с ним вызывает у них проявления зависимости агрессивного типа. Снисходительность родителей и слабое расположение отца к сыну, пренебрежение к сыну — обусловливают агрессивно-зависимое поведение мальчиков.
• "Поиск постоянного подтверждения" — извинения, просьбы, обещания, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей. Эта форма зависимого поведения связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей. Если отец для девочки более значимая фигура, чем мать, если девочка чувствует ревность к матери и сталкивается с высокими требованиями матери, и с высокими стандартами достижений, предъявляемыми отцом, то иждивенчески-зависимое поведение ярко проявляется у девочек. У мальчика подобный стиль поведения возникает, если мать холодна, выдвигает ограничительные требования, не поощряет самостоятельность и зависимость ребенка.
• "Поиск позитивного внимания" — поиск похвалы, включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей. Указанная форма зависимого поведения формируется, если мать проявляет терпимость по отношению к поведению дочери, поощряет зависимость «от поиска похвалы" у дочери и считает, что она на нее похожа, если мать мало участвует в уходе за дочерью, но показывает строгость к проявлениям агрессивности и сексуальности дочери; указанное поведение у мальчиков является следствием длительной фрустрации. А самостоятельность у мальчиков формирует при отсутствии условий для зависимости от похвалы, вследствие терпимости родителей, их редких наказаний ребенка!
• "Пребывание поблизости" — постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка, или группы детей, либо взрослых. У девочек эта форма поведения возникает при отсутствии ограничительных требований и малом ожидании родителя» зрелого поведения у дочери. Если мать оценивает сына как менее зрелого, проявляет недостаточные требования в отношении чистоплотности, строго следит за проявлением aгрессивности у сына, невысоко оценивает мужа, не доверяя ему потому, что он действует в противоположном направлении, то это приводит к инфантилизации мальчика из-за неопределенности для него, какое именно поведение заслуживает поощрения.
• "П<



2016-01-26 475 Обсуждений (0)
Периодизация Выготского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизация Выготского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)